Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Халмурадов Р. Н., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 684-686. — URL https://moluch.ru/archive/149/42168/ (дата обращения: 21.05.2018).



В данной статье речь идёт о значимости применения информационных технологий в спортивной практике.

Ключевые слова: педагог, студент, педагогические технологии

Современному обществу характерна глобализация процессов и явлений. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. Данное обстоятельство является фактором, увеличивающим количество информации, которую необходимо ежедневно обрабатывать руководителям спортивных организаций, тренерам, преподавателям. Количество нужно превратить в качество. Этому способствует применение компьютерных технологий [1].

Умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную культуру управления.

И это не зря — компьютер позволяет экономить огромные средства, которые при традиционной системе организации труда были бы израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные функции, не связанные с процессом производства.

Также, к немалому сожалению, приходится говорить и о том, что целенаправленное применение информационных технологий для решения задач, стоящих перед организациями сферы физической культуры и спорта, носит эпизодический характер. Связано это, как правило, с низким уровнем оснащенности спортивных организаций современной вычислительной техникой, а в случае наличия — нередки случаи нерационального использования ее ресурсов. Ярко выраженная информатизация современного общества требует и объясняет необходимость все более широкого использования информационных технологий в спортивной отрасли.

Ряд исследований [2,4], направленных на изучение данных вопросов показывает, что, к сожалению, в сфере физической культуры и спорта, на сегодняшний день практически отсутствуют технологии автоматизации.

Широкое распространение информационных технологий создает качественно новые условия для организации учебного процесса, использования электронных носителей информации и повышения эффективности образовательного процесса вуза. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) призвано осуществлять уже не только функцию обеспечения доступа в Интернет любого участника учебного процесса, но и функцию создания, развития и эффективного использования информационных образовательных ресурсов, а также функцию развития единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего присутствие в нем всех субъектов образовательного процесса, с плановым контролем за качеством подготовки специалистов на всех уровнях и этапах. Речь уже идет о необходимости создания информационной образовательной среды, под которой надо понимать информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий — программные и технические средства, организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса [2,5].

Отмечая, что за пределами возможностей преподавателя остается совершенствование МТБ и ресурсов оснащения образовательного процесса (например, серверное решение и вопросы безопасности), но именно силами профессорско-преподавательского состава вуза решается задача разработки и внедрения в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР): новых методических и дидактических пособий, обеспечивающих возможность использования новых педагогических технологий в образовательном процессе (создание электронной библиотеки полнотекстовых учебников, запись видео-курсов и видео-лекций, разработка электронных конспектов лекций и тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля знаний) [2,3].

Создание информационно-ресурсных центров, выполняющих полифункциональную роль (от электронной библиотеки до научно-исследовательской лаборатории), можно отнести к условиям инновационного развития образовательной системы, совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. В информационно-ресурсном центре студенты самостоятельно активизируют полученные теоретические знания по поиску информации, модифицируют данную информацию, каталогизируют ее, тем самым, совершенствуя навыки по обработке информации и развивая собственную информационную культуру. Принципиальной особенностью данного центра должна стать ориентация на междисциплинарный синтез знаний, выполнение проектов, объединяющих тематику различных предметов. В таком ресурсном центре происходит моделирование и продуцирование нового знания на основе полученного и переработанного материала, а также практическое совершенствование навыков пользования стандартным набором компьютерных программ. Нельзя не отметить следующую проблему: активное внедрение информационных технологий всегда будет сопровождаться риском замещения потенциальной креативности человека на актуальную «информированность». Поэтому важно обучать, не только изучать и выбирать информацию, но учить мыслить, творить. И здесь недостаточно одного владения информационными технологиями. Информационные технологии всего лишь метод познания мира и культуротворчества. Поэтому ведущая роль в расстановке верных жизненных

ориентиров и в нацеливании студента на личностное и профессиональное совершенствование принадлежит педагогу высшей школы. Сегодня вложения в человеческий капитал признается более выгодными, чем в материальные активы, поскольку результат эксплуатации всех ресурсов во многом определяется стоимостью (величиной и качеством) интеллектуального потенциала. Затраты на обучение рассматриваются при таком подходе перспективными инвестициями, способными принести прибыль, а не издержки, которые необходимо снижать. Даже в традиционных областях деятельности происходит лавинообразное обновление профессиональной информации в результате внедрения новых достижений науки и техники, поэтому рассчитывать только на мобильное централизованное обучение как панацею не приходится. Очень важно привить культуру самообучения, регулярного самостоятельного наращивания, обновления своей профессиональной компетентности. Причем самообучение должно стать постоянно действующей нормой в жизни любого специалиста на протяжении всей профессиональной деятельности.

Руководство вуза должно объективно оценивать потенциальные возможности своего персонала и осознавать, что только при создании условий заинтересованного, творческого, результативного выполнения своих должностных обязанностей со стороны педагогических кадров, учебное заведение повышает свой рейтинг. Курсы повышения квалификации, регулярное проведение научно-методических семинаров и консультаций, проведение плановых научных конференций (в том числе, виртуальных), стажировки и система наставничества дают серьезный импульс для организованного освоения преподавателями вуза разнообразных инноваций и изучения эффективных методов работы коллег, специалистов других организаций, учебных заведений. Активное включение в разнообразные мероприятия и программы обучения в рамках повышения квалификации преподавательского состава способствует решению поставленных задач. В связи с требованиями, которые предъявляет к современному специалисту научно-технический прогресс, и актуальными задачами, диктуемыми потребностями интенсивного экономического развития страны, возникает проблема методологизации учебного процесса в педагогической высшей школе, а также на различных этапах повышения квалификации специалистов в условиях непрерывного образования, в условиях профессионального развития «через всю жизнь».

В связи с объективно возникающими изменениями система образования призвана развивать у подрастающих поколений и специалистов разных уровней профессиональной подготовки вместе с воспитанием достойных граждан такие качества личности, как предприимчивость, готовность к интеллектуально-профессиональной состязательности, адаптированность к изменяющимся жизненным запросам, к достижению реальных результатов деятельности. Для педагогических коллективов вузов представляется важной задача преобразования внутренней позиции студента с ориентации его как объекта учебной деятельности на его становление в качестве субъекта познавательной деятельности.

Информационные технологии — совокупность технического и программного обеспечения, в свою очередь, будут являться фактором оптимального развития за счет:

  1. Более эффективной реализации управленческих функций — в первую очередь планирования и контроля;
  2. Рационализации деятельности сотрудников;
  3. Стандартизации документов делопроизводства;
  4. Совершенствования управления учебно-тренировочным процессом спортсменов.

Можно сделать заключение, что организация на основе применения современных информационных технологий является одним из перспективных направлений в совершенствовании системы высшего образования.

Создание и распространение информационных потоков, обогащающих специалистов, стремящихся стать настоящими профессионалами, — основа реализации новой стратегии управления — управления через повышение интеллекта тренера, преподавателя, руководителей всех звеньев.

Литература:

  1. Буравлев С. Н., Бояркина Е. А. Информационные технологии в спортивном клубе образовательного учреждения. “Актуальные вопросы физической культуры и спорта” Материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г.Томск, 28–29 марта 2013 г. -С.30–33.
  2. Волков В. Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Автореф. дисс…канд. пед. наук. -СПб. 1999. -24 с.
  3. Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов: учебное пособие. ТУИТ. Ташкент, 2004. –79 с.
  4. Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Современные измерительно-информационные средства методологическая основа педагогических исследований в спортивной практике // “IV Всемирный зелёный фестиваль по традиционным видам борьбы, посвященный 2200 летию г.Ташкента” Материалы международной научно-практической конференции. Ташкент 22–24 октября, 2009. — С.168–170.
  5. Эрдонов О. Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография. Карши: “Насаф”, 2011. — 116 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, образовательного процесса, физической культуры, использования информационных технологий, учебного процесса, образовательном процессе, образовательного процесса вуза, повышения квалификации, Информационные технологии, оснащения образовательного процесса, субъектов образовательного процесса, доступности образовательного процесса, применения информационных технологий, распространение информационных технологий, физической культуре, применение информационных технологий, обеспечение образовательного процесса, новых педагогических технологий, внедрение информационных технологий, значимости использования информационных.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос