О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Халмурадов Р. Н., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 684-686. — URL https://moluch.ru/archive/149/42168/ (дата обращения: 16.08.2018).



В данной статье речь идёт о значимости применения информационных технологий в спортивной практике.

Ключевые слова: педагог, студент, педагогические технологии

Современному обществу характерна глобализация процессов и явлений. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. Данное обстоятельство является фактором, увеличивающим количество информации, которую необходимо ежедневно обрабатывать руководителям спортивных организаций, тренерам, преподавателям. Количество нужно превратить в качество. Этому способствует применение компьютерных технологий [1].

Умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную культуру управления.

И это не зря — компьютер позволяет экономить огромные средства, которые при традиционной системе организации труда были бы израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные функции, не связанные с процессом производства.

Также, к немалому сожалению, приходится говорить и о том, что целенаправленное применение информационных технологий для решения задач, стоящих перед организациями сферы физической культуры и спорта, носит эпизодический характер. Связано это, как правило, с низким уровнем оснащенности спортивных организаций современной вычислительной техникой, а в случае наличия — нередки случаи нерационального использования ее ресурсов. Ярко выраженная информатизация современного общества требует и объясняет необходимость все более широкого использования информационных технологий в спортивной отрасли.

Ряд исследований [2,4], направленных на изучение данных вопросов показывает, что, к сожалению, в сфере физической культуры и спорта, на сегодняшний день практически отсутствуют технологии автоматизации.

Широкое распространение информационных технологий создает качественно новые условия для организации учебного процесса, использования электронных носителей информации и повышения эффективности образовательного процесса вуза. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) призвано осуществлять уже не только функцию обеспечения доступа в Интернет любого участника учебного процесса, но и функцию создания, развития и эффективного использования информационных образовательных ресурсов, а также функцию развития единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего присутствие в нем всех субъектов образовательного процесса, с плановым контролем за качеством подготовки специалистов на всех уровнях и этапах. Речь уже идет о необходимости создания информационной образовательной среды, под которой надо понимать информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий — программные и технические средства, организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса [2,5].

Отмечая, что за пределами возможностей преподавателя остается совершенствование МТБ и ресурсов оснащения образовательного процесса (например, серверное решение и вопросы безопасности), но именно силами профессорско-преподавательского состава вуза решается задача разработки и внедрения в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР): новых методических и дидактических пособий, обеспечивающих возможность использования новых педагогических технологий в образовательном процессе (создание электронной библиотеки полнотекстовых учебников, запись видео-курсов и видео-лекций, разработка электронных конспектов лекций и тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля знаний) [2,3].

Создание информационно-ресурсных центров, выполняющих полифункциональную роль (от электронной библиотеки до научно-исследовательской лаборатории), можно отнести к условиям инновационного развития образовательной системы, совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. В информационно-ресурсном центре студенты самостоятельно активизируют полученные теоретические знания по поиску информации, модифицируют данную информацию, каталогизируют ее, тем самым, совершенствуя навыки по обработке информации и развивая собственную информационную культуру. Принципиальной особенностью данного центра должна стать ориентация на междисциплинарный синтез знаний, выполнение проектов, объединяющих тематику различных предметов. В таком ресурсном центре происходит моделирование и продуцирование нового знания на основе полученного и переработанного материала, а также практическое совершенствование навыков пользования стандартным набором компьютерных программ. Нельзя не отметить следующую проблему: активное внедрение информационных технологий всегда будет сопровождаться риском замещения потенциальной креативности человека на актуальную «информированность». Поэтому важно обучать, не только изучать и выбирать информацию, но учить мыслить, творить. И здесь недостаточно одного владения информационными технологиями. Информационные технологии всего лишь метод познания мира и культуротворчества. Поэтому ведущая роль в расстановке верных жизненных

ориентиров и в нацеливании студента на личностное и профессиональное совершенствование принадлежит педагогу высшей школы. Сегодня вложения в человеческий капитал признается более выгодными, чем в материальные активы, поскольку результат эксплуатации всех ресурсов во многом определяется стоимостью (величиной и качеством) интеллектуального потенциала. Затраты на обучение рассматриваются при таком подходе перспективными инвестициями, способными принести прибыль, а не издержки, которые необходимо снижать. Даже в традиционных областях деятельности происходит лавинообразное обновление профессиональной информации в результате внедрения новых достижений науки и техники, поэтому рассчитывать только на мобильное централизованное обучение как панацею не приходится. Очень важно привить культуру самообучения, регулярного самостоятельного наращивания, обновления своей профессиональной компетентности. Причем самообучение должно стать постоянно действующей нормой в жизни любого специалиста на протяжении всей профессиональной деятельности.

Руководство вуза должно объективно оценивать потенциальные возможности своего персонала и осознавать, что только при создании условий заинтересованного, творческого, результативного выполнения своих должностных обязанностей со стороны педагогических кадров, учебное заведение повышает свой рейтинг. Курсы повышения квалификации, регулярное проведение научно-методических семинаров и консультаций, проведение плановых научных конференций (в том числе, виртуальных), стажировки и система наставничества дают серьезный импульс для организованного освоения преподавателями вуза разнообразных инноваций и изучения эффективных методов работы коллег, специалистов других организаций, учебных заведений. Активное включение в разнообразные мероприятия и программы обучения в рамках повышения квалификации преподавательского состава способствует решению поставленных задач. В связи с требованиями, которые предъявляет к современному специалисту научно-технический прогресс, и актуальными задачами, диктуемыми потребностями интенсивного экономического развития страны, возникает проблема методологизации учебного процесса в педагогической высшей школе, а также на различных этапах повышения квалификации специалистов в условиях непрерывного образования, в условиях профессионального развития «через всю жизнь».

В связи с объективно возникающими изменениями система образования призвана развивать у подрастающих поколений и специалистов разных уровней профессиональной подготовки вместе с воспитанием достойных граждан такие качества личности, как предприимчивость, готовность к интеллектуально-профессиональной состязательности, адаптированность к изменяющимся жизненным запросам, к достижению реальных результатов деятельности. Для педагогических коллективов вузов представляется важной задача преобразования внутренней позиции студента с ориентации его как объекта учебной деятельности на его становление в качестве субъекта познавательной деятельности.

Информационные технологии — совокупность технического и программного обеспечения, в свою очередь, будут являться фактором оптимального развития за счет:

  1. Более эффективной реализации управленческих функций — в первую очередь планирования и контроля;
  2. Рационализации деятельности сотрудников;
  3. Стандартизации документов делопроизводства;
  4. Совершенствования управления учебно-тренировочным процессом спортсменов.

Можно сделать заключение, что организация на основе применения современных информационных технологий является одним из перспективных направлений в совершенствовании системы высшего образования.

Создание и распространение информационных потоков, обогащающих специалистов, стремящихся стать настоящими профессионалами, — основа реализации новой стратегии управления — управления через повышение интеллекта тренера, преподавателя, руководителей всех звеньев.

Литература:

  1. Буравлев С. Н., Бояркина Е. А. Информационные технологии в спортивном клубе образовательного учреждения. “Актуальные вопросы физической культуры и спорта” Материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г.Томск, 28–29 марта 2013 г. -С.30–33.
  2. Волков В. Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Автореф. дисс…канд. пед. наук. -СПб. 1999. -24 с.
  3. Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов: учебное пособие. ТУИТ. Ташкент, 2004. –79 с.
  4. Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Современные измерительно-информационные средства методологическая основа педагогических исследований в спортивной практике // “IV Всемирный зелёный фестиваль по традиционным видам борьбы, посвященный 2200 летию г.Ташкента” Материалы международной научно-практической конференции. Ташкент 22–24 октября, 2009. — С.168–170.
  5. Эрдонов О. Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография. Карши: “Насаф”, 2011. — 116 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, физическая культура, высшая школа, повышение эффективности, современное общество, электронная библиотека.


Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном процессе.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы...

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования. Ключевые слова: урок, эффективность, образовательный процесс.

Цели и пути повышения эффективности образовательного...

Цели ипути повышения эффективности образовательного процесса ввузе. Солощенко Виктор Васильевич, преподаватель. Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (г. Санкт-Петербург).

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших...

Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения.

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе...

На сегодняшний день, откликаясь на вызовы времени, в сфере физической культуры все чаще разрабатываются и применяются большое количество современных инновационных технологий обучения в образовательном процессе.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей среды как Moodle достаточно много, но основными являются следующие

Похожие статьи. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Информационные технологии в подготовке специалистов по...

 подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту

Эффективность физического воспитания студентов при...

физическая культура, физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, высшая школа, образовательное пространство, студент, учебный процесс, самостоятельный выбор...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном процессе.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы...

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования. Ключевые слова: урок, эффективность, образовательный процесс.

Цели и пути повышения эффективности образовательного...

Цели ипути повышения эффективности образовательного процесса ввузе. Солощенко Виктор Васильевич, преподаватель. Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (г. Санкт-Петербург).

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших...

Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения.

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе...

На сегодняшний день, откликаясь на вызовы времени, в сфере физической культуры все чаще разрабатываются и применяются большое количество современных инновационных технологий обучения в образовательном процессе.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей среды как Moodle достаточно много, но основными являются следующие

Похожие статьи. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Информационные технологии в подготовке специалистов по...

 подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту

Эффективность физического воспитания студентов при...

физическая культура, физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, высшая школа, образовательное пространство, студент, учебный процесс, самостоятельный выбор...

Задать вопрос