Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 23.04.2020
Статья просмотрена: 518 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5062/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии студентов высших учебных заведений, способствующих активному воспитанию студентов физической культуры.
Ключевые слова: физические качества, физическая подготовка студентов, физкультурные и спортивные мероприятия, активные методы обучения.
Сегодня в наши дни дискуссия по перестройке дисциплины «Физическая культура» в высших образовательных учреждениях выявило немало путей и направлений в совершенствовании физического воспитания. С позиции теории и методики физической культуры наиболее значимым является путь достижения целей с учетом интересов и потребностей студентов и их отношения к занятиям физической культуры.
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина она обязательна для всех специальностей и является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Как обязательная дисциплина гуманитарного образовательного цикла в высших учебных заведениях, физическая культура объявлена с 1994 года в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Содержание примерной программы для высших учебных заведений «Физическая культура» определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующим направлениям.
Реализация программы осуществляется кафедрами физического воспитания с учетом состояния учебно-спортивной базы, природно-климатических и региональных особенностей, специализации и квалификации преподавателей. Сложившихся традиций и методов работы физической и спортивно-технической подготовленности студентов современных требований к физическому воспитанию учащихся.
Государственный образовательный стандарт по физическому воспитанию — это совокупность обязательных требований к образованности и физической подготовки студента.
Физическое воспитание в высшей школе имеет цель обеспечить достижение студентами физического совершенства и подготовку их к высокопроизводительному труду и защите России.
Курс физического воспитания предусматривает решение следующих задач:
– воспитание у студентов высших учебных заведений высоких моральных, волевых и физических качеств, сознательности, подготовку к труду и защите России;
– укрепление и сохранение здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
– всестороннюю физическую подготовку студентов в объеме требований и норм ГТО;
– профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
– приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовку студентов к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту;
– совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;
– воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
При решении этих задач учитывается, что будущие специалисты высокой квалификации, оканчивающие вузы, должны нести в народные массы широкие научные знания и культуры, в том числе и физическую культуру. На них, как на будущих специалистах.
На протяжении всего периода обучения в вузе осуществляется физическое воспитание студентов следующих формах:
– учебные занятия (обязательные и факультативные) и дополнительные;
– самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом и туризмом во внеучебное время по заданию преподавателей или в самостоятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба при методическом руководстве кафедры физической культуры;
– физические упражнения в режиме дня; утренняя типическая гимнастика, физкультурные паузы, производственная физическая культура;
– массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в выходные дни, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно — спортивных лагерях, на учебных практиках и в студенческих строительных отрядах при активном участии спортивного клуба вуза и оздоровительных организациях.
Учебные занятия (обязательные и факультативные) являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях, планируются в учебных планах по всем специальностям, включаются в учебные расписания, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания на всех годах теоретического обучения студентов вузов.
Факультативные занятия являются органическим продолжением обязательных занятий, на них совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований комплекса ГТО и профессионально — прикладные навыки: расширяются знания по основам теории, методики и организации физического воспитания, продолжается подготовка студентов к работе в качестве общественных инструкторов по утренней и производственной гимнастике, инструкторов или судей по отдельным видам спорта: повышается спортивное мастерство студентов.
Ответственность за состояние здоровья и физическую подготовленность студентов, за постановку физического воспитания в учебном заведении и обеспечение всех форм работы материально-технической базой возложена на ректоров высших учебных заведений.
Администрация высших учебных заведений обеспечивает:
– включение в учебные расписания вуза занятий по физическому воспитанию (обязательных и факультативных) в объеме не менее 4 часов в неделю на всех годах теоретического воспитания;
– кафедру физического воспитания необходимой численностью преподавательского состава, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналом, а также почасовым фондом;
– строительство, благоустройство, аренду необходимых учебных спортивных сооружений и поддержание их в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии при активном участии студентов вузов;
– кафедру физического воспитания помещениями: раздевалками для преподавателей, врачебно-физкультурным кабинетом, лабораторией, методическим кабинетом и складскими помещениями;
– выделение средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, а также аппаратуры и приборов для научной и научно — методической работы;
– постоянную помощь кафедре физического воспитания в работе по внедрению в учебно-тренировочный процесс современных достижений науки, методики и технических средств;
– создание студентам-спортсменам высокой квалификации необходимых материально-бытовых условий, предоставление им в установленном порядке возможности обучения по индивидуальному графику;
– строительство и всю хозяйственную деятельность студенческих оздоровительно-спортивных лагерей;
– создание необходимых условий для проведения систематического врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом; выделение необходимых помещений, оказание помощи в приобретении медицинского оборудования, медикаментов и т. д.;
– ежегодное обсуждение на заседаниях совета вуза и факультетов вопросов о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студентов вузов, материально-технического обеспечения работы по физическому воспитанию.
Непосредственно работу по физическому воспитанию со студентами проводят в вузах кафедры физического воспитания и спортивные клубы.
Литература:
- Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе “школа-вуз” [Текст] / Н. П. Абаскалова. -: автореф. докт. дис., Барнаул, 2013.
- Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма. [Текст] / Н. А. Агаджанян. М.: ФК и С., 2011.
- Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье. [Текст] / Н. М. Амосов. М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2011.
- Айзман, Р. Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р. Ц. Айзман. М.: 2013.
- Баладанов, О. Ю., Козловский, И. З., Бахтинов, О. П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. [Текст] / О. Ю. Баладанов, И. З. Козловский, О. П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. — Ставрополь: Изд- во СГУ, 2012.
Ключевые слова
физические качества, активные методы обучения, физическая подготовка студентов, физкультурные и спортивные мероприятияПохожие статьи
Обучение движениям рукоборцев в армрестлинге
В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в обучении рукоборцев в высших учебных заведениях, способствующих активному воспитанию...
Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»
В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента
В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...
Значение физической культуры в жизни студента
В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...
Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...
Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
Значение физической подготовки в воспитании студентов
В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...
Похожие статьи
Обучение движениям рукоборцев в армрестлинге
В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в обучении рукоборцев в высших учебных заведениях, способствующих активному воспитанию...
Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»
В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента
В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...
Значение физической культуры в жизни студента
В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...
Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...
Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
Значение физической подготовки в воспитании студентов
В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...