Планирование и организация физической культуры в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Исхакова, И. Э. Планирование и организация физической культуры в вузе / И. Э. Исхакова, С. В. Симонова, И. Р. Хабибуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97086/ (дата обращения: 17.12.2024).



Встатье рассмотрены и проанализированы особенности планирования и организации физической культуры в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: планирование, организация, физическая культура, вуз.

The article considers and analyzes the features of planning and organization of physical culture in higher educational institutions.

Keywords: planning, organization, physical culture, university.

Предмет физической культуры в вузе — один из самых продолжительных по количеству выделяемых часов. И это неспроста, ведь дисциплина содержит определенные задачи, способствующие формированию личности и развитию физических возможностей человека.

Для рассмотрения особенностей планирования и организации физической культуры в высших учебных заведениях, в первую очередь следует рассмотреть задачи физической культуры. В частности, к ним относятся:

— формирование и развитие осознания социальной роли физической культуры и спорта в укреплении личности и ее подготовки к профессиональной деятельности;

— создание мотивационного и ценностного отношения к спорту;

— установка на здоровый образ жизни и физическое самовоспитание;

— формирование системы практических навыков, обеспечивающих психологическое уравновешенное состояние и укрепление здоровья;

— обеспечение общей физической подготовленности студента, помогающей определить психическую и физическую готовность к будущей профессиональной деятельности;

— совершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности [1].

Данные задачи послужили основой для создания программы физического воспитания в ВУЗах, которая действует и в настоящий момент времени.

В соответствии с основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте с 1994 г. Государственным комитетом по высшему образованию вводятся в действие примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» и инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания.

Отличием данной программы является то, что оно объединяет множество задач не только образовательной направленности, но и воспитательной.

Дисциплина «Физическая культура» входит в цикл социально-экономических дисциплин и длится в общей сложности 328 часов. Рассмотрим распределение учебных часов по семестрам на очной форме обучения подробнее.

Таблица 1

Распределение учебных часов по семестрам на очной форме обучения

Дисциплина

Вид работы

Семестры

Итого

1

2

3

4

5

6

Физическая культура

Всего часов

56

56

56

56

52

52

328

Аудиторная работа (час)

56

56

56

56

52

52

328

Занятия по физической культуре разделяют на вводную, подготовительную, основную и заключительную части.

В вводной части происходит постановка задач, создается представление об основной части занятия.

В подготовительной части занятия предполагается общая и специальная разминка, которая даст настрой на предстоящее занятие физической культурой. В частности, для этого следует подготовить мышцы опорно-двигательного аппарата, а также дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Для этого в общей разминке применяется медленный бег, который в среднем длится 7 минут и общие развивающие упражнения для всех групп мышц. К таким упражнениям относятся: стойки, седы, приседы, выпады, положения лежа, упоры, наклоны, повороты. Специальная разминка предполагает уже выполнение некоторых специальных упражнений, схожих по координации движений и нагрузке на организм с предстоящими занятиями [2].

Основная часть занятия занимает большую часть времени и предполагает время для игры (волейбол, баскетбол), подготовку к сдаче нормативов или саму сдачу нормативов в период сессии.

В заключительной части студент приходит в обычное взвешенное состояние за счет снижения физической активности и при необходимости проводит анализ прошедшей физической активности.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

— теоретических, практических и контрольных;

— элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

— выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

— занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам и желанию;

— самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

— массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий [3].

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

— социальные и биологические основы физической культуры;

— основы здорового образа и стиля жизни;

— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов [4].

Общее руководство воспитанием физической культуры и спортивно-массовой работой среди студентов и организацией качественного и тщательного наблюдения за состоянием их здоровья в организациях высшего учебного заведения возложены на ректора. Проведение и осуществление данных задач осуществляется непосредственно общественными организациями университета и административными подразделениями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому воспитанию и физической культуры учащихся в соответствии с учебным планом и предусмотренной государственной программы возложена на кафедру физического воспитания университета. Оздоровительная, спортивная и физкультурная работа проводится спортивным клубом на базе университета совместно с кафедрой и общественными организациями при их желании. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза [5].

Рассмотрев особенности планирования и организации физической культуры в заведениях высшего образования, можно сказать, что у студента, завершившего обучение по данной дисциплине, появляется установка на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Это все, что необходимо для формирования и развития разносторонних физических способностей человека, и, как следствие, мотивированного и успешного человека во многих сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-planirovaniya-uchebnogo-protsessa-po-distsiplinam-fizicheskaya-kultura-i-prikladnaya-fizicheskaya-kultura-v-vuze-kak/viewer (дата обращения: 22.11.2022).
  2. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе [Электронный ресурс] // URL: https://sbmpei.ru/files/uplfiles/LEKTSIYA_8.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
  3. Там же.
  4. Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // URL: https://referat.co/ref/655932/read?p=3 (дата обращения: 22.11.2022).
  5. Организация физического воспитания и спортивной работы в ВУЗе — Студопедия [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/6_154527_organizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sportivnoy-raboti-v-vuze.html?ysclid=laseqwgd1m276466951 (дата обращения: 22.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, физическое воспитание, высшее образование, заключительная часть, здоровый образ жизни, основная часть занятия, особенность планирования, очная форма обучения, специальная разминка.


Похожие статьи

Организация и планирование физической подготовки сотрудников УИС

В данной работе исследуется порядок организации и планирования физической подготовки сотрудников УИС.

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Особенности дошкольного воспитания и образования в ДОУ

В статье рассмотрена взаимосвязь умственного и физического воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Похожие статьи

Организация и планирование физической подготовки сотрудников УИС

В данной работе исследуется порядок организации и планирования физической подготовки сотрудников УИС.

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Особенности дошкольного воспитания и образования в ДОУ

В статье рассмотрена взаимосвязь умственного и физического воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Задать вопрос