Физкультура в жизни студента
Автор: Шакиров Артур Адамбаевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.09.2018
Статья просмотрена: 1904 раза
Библиографическое описание:
Шакиров, А. А. Физкультура в жизни студента / А. А. Шакиров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14479/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время здоровье людей является важнейшей ценностью общества. Одной из приоритетных задач в сфере планомерного и эффективного развития страны является повышение средней продолжительности жизни россиян с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих повышение коэффициента рождаемости и снижение младенческой смертности. На здоровье человека влияет образ жизни, который он ведет, окружающая среда, а также генетические (наследственные) факторы и медицина.
Физическая культура является органической частью универсальной человеческой культуры, ее особой независимой области. Благодаря физической культуре, можно положительно влиять на жизненно важные аспекты человеческого организма, которые развиваются в процессе жизни под воздействием окружающей среды. Основой физической культуры является целесообразная двигательная активность в форме физических упражнений, которые позволяют эффективно формировать и развивать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья [2, 54].
Основной движущей силой современных реформ в высшем образовании являются растущие требования к уровню интеллектуального развития и морального облика будущего профессионала. Стремительно усложняющийся и быстро меняющийся мир требует определенных социальных и профессиональных качеств и навыков, необходимых в современной жизни.
В результате качество высшего образования рассматривается через призму уровня образовательной, социальной, духовной и физической культуры выпускника, которая формируется не только процессом прямого аудиторного обучения, но и регулируется новыми показателями–компонентами воспитательной деятельности вуза. Воспитательная деятельность, в свою очередь, подразумевает, создание условий для развития студентов на основе общечеловеческих ценностей, содействие самоопределению, гражданскому и профессиональному развитию, реализации личности. В высших учебных заведениях высокая производительность образовательного процесса достигается за счет физического воспитания. Этот компонент образовательной составляющей, также способствует развитию личностных качеств, а также компетенциям, связанным с социальным взаимодействием.
Среди основных целей физического воспитания студентов особо можно выделить формирование физической культуры формирующейся личности.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
– формирование у студентов осознания важности физической культуры в развитии личности и дальнейшем профессиональном становлении;
– обобщение научных и практических основы здорового образа жизни в неразрывной связи от физической культуры;
– формирование у студентов практических навыков, которые будут обеспечивать сохранение и развитие здоровья, умственного благополучия [3, 22].
Чтобы успешно овладеть физической культурой, студенты должны иметь представление о физической культуре и спорте; знать анатомические особенности человеческого организма, его физиологическую структуру; иметь представление о правилах безопасности и гигиены труда; помнить правила поведения на занятиях; иметь возможность выполнять базовые физические упражнения.
В соответствии с требованиями ФГОСв процессе обучения в ВУЗе у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: навыки владения средствами независимого, методологически правильного применения методов физическойкультуры и укрепления здоровья.
Сегодня у студентов различных российских ВУЗов имеется возможность улучшить свои спортивные навыки в разделах по следующим видам спорта: вольной борьбе, стрельбе из лука, мужскому и женскому футболу (мини-футбол), мужскому и женскому волейболу, мужскому и женскому баскетболу, легкой атлетике, боксу, шахматам, настольному теннису, самбо, подъему гири, шейпингу, аэробике.
Проведение спортивных и массовых мероприятий — это метод привлечения студентов и преподавателей к здоровому образу жизни. Высокий уровень конкуренции является непременным условием дальнейшего развития студенческих спортивных, оздоровительных и развлекательных мероприятий для студентов, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений.
В ряде исследований было установлено, что студенты, которые участвуют в систематической физической культуре и спорте и демонстрируют достаточно высокую активность в них, у них развивается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность в поведении, развиваются «престижные» установки, они более общительны, выражают свою готовность к сотрудничеству, довольны социальным признанием, меньше боятся критики, имеют более высокую эмоциональную стабильность, «выносливость», им с большей вероятностью свойственен оптимизм, жизненная энергия. Этой группе студентов больше присуще чувство долга, добросовестность, концентрация. Они успешно взаимодействуют в работе, которая требует настойчивости, напряженности, свободно вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, они легче управляют самоконтролем.
Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. При разработке стандартов физической культуры и спорта, прежде всего, цель заключается в содействии и развитии здоровья студентов, а затем в достижении спортивного результата. Именно здоровье личности подразумевает успешность в профессиональной карьере, создание здоровой семьи и работу на благо страны и общества. Поэтому важно прививать основы физической культуры в студенческой среде.
Литература:
- Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров). — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
- Муллер А. Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.
- Секерин В. Д. Физическая культура (для бакалавров). — М.: КноРус, 2013. — 424 c.