Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку / О. В. Асулгареева, Т. М. Михайлова, И. П. Пухова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5044/ (дата обращения: 17.01.2021).



Основной целью материалов пособия является создание условий для поликультурного разностороннего образования детей дошкольного возраста в условиях специально организованного образовательного процесса и свободной детской деятельности в детском саду с использованием лексического минимума по учебно-методическому пособию по татарскому языку.

Материалы пособия предназначены для системной и последовательной работы с детьми всех возрастов дошкольного детства и позволяют формировать у детей бытовые представления и навыки, математические представления и навыки, представления об окружающем мире и уважительное отношение к природе; развивать интерес к общению и познанию; формировать эстетический вкус и нравственную основу личности детей; развивать мелкую моторику рук, познавательные способности и речь. Весь процесс основан на поликультурном подходе к обучению детей, на двуязычии в обучении.

Материалы работы соответствуют требованиям к современному образованию детей дошкольного возраста и могут быть полезными педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям воспитанников.

Дидактическая игра «Магазин одежды»

Данную игру можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (цвет, счет, наименование одежды, большой, маленький и т. д.)

Цель: закреплять умение называть предмет одежды, ее цвет и количество на татарском языке, развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях

Задачи:

− формировать у детей интерес к общению на татарском языке,

− развивать устную диалогическую речь на двух государственных языках РТ,

− закреплять умение детей общаться со сверстниками, используя словарный минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;

− воспитывать интерес к игре, дружелюбие, умение слушать товарища, навыки сотрудничества, самостоятельность

Атрибуты: вязаная одежда (рубашка, брюки, платье, сарафан) шести цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), вешалки для каждой вещи, стойка для развешивания одежды.

Примерный ход игры: детей приглашают в магазин и предлагают купить понравившуюся им вещь.

Продавец: Здравствуйте.

Покупатель: Здравствуйте.

Продавец: Как дела?

Покупатель: Хорошо, спасибо!

Продавец: Что вам понравилось? Что вы хотите купить?

Покупатель: Я хочу купить платье.

Продавец: Какое платье?

Покупатель: Красное платье.

Продавец: Сколько платьев.

Покупатель: Одно платье.

Продавец: Возьмите красное платье.

Покупатель: Спасибо! До свидания!

Продавец: До свидания!

Дан примерный вариант игры, его можно использовать по — своему, дополняя и изменяя.

Дидактическая игра «Умные краски»

Данную игру можно использовать как во время ООД, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты.

Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (задания в карточках можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления)

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), умение точно выполнять задания, закреплять пройденный материал.

Задачи: развитие и совершенствование устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках РТ; расширение и закрепление словарного запаса; развитие восприятия, мышления; воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательность и выдержку.

Атрибуты: футляры (красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов) для карточек, карточки с заданиями (карточки двусторонние с заданием на каждой стороне), палитра, кисточка. На палитре обозначены цвета: красный, желтый, синий, зеленый, черный и скрипичный ключ на белом фоне.

Ход игры:

Кисточка показывает цвет на палитре, ребенок называет на татарском языке указанный цвет, берет футляр с названным цветом, открывает и достает карточку с заданием. Педагог читает задание, а ребенок выполняет. Если попадает скрипичный ключ, то ребенок или все дети поют любую знакомую песню на татарском языке.

Примеры карточек сзаданиями:

  1. Позови Акбая.
  2. Посчитай от 1 до 10.
  3. Капуста какая?
  4. Девочка катается на санках.
  5. Предложи кукле поиграть.

(и т. п. варианты придумать можно по пройденным темам)

Дидактическая игра «Сана әле» «Посчитай-ка»

C:\Users\vavan\Desktop\для О.В. игра Капустина\SDC16955.JPG

Многофункциональная игра решает задачи: закрепление счета и цифр в пределах десяти на татарском языке; закрепление понятия о величине предметов на татарском языке; умение различать геометрические фигуры; развивает слуховую и зрительную память; воспитывает интерес к изучению татарского языка через математику.

Варианты игры:

  1. Потребуются карты с изображением цифр и предметов. Предложить детям сосчитать предметы и кружочки на каждой карточке. Дети запоминают образ каждой цифры и соотносят её с нужным количеством предметов.
  2. Понадобятся карточки с изображениями огурцов, шарфиков, мячиков и деревьев; красные, желтые полоски и зеленые квадраты.

А) красные полоски + огурцы: сравнение по длине;

Б) голубые полоски + деревья: сравнение по высоте;

В) желтые полоски + шарфики: сравнение по ширине;

Г) квадраты + мячики: сравнение по ширине;

Д) выкладывание полосок от длинной до короткой; от широкой до узкой; от высокой до низкой.

  1. Выкладывание карточек (маленьких) с цифрами по возрастанию и убыванию. Около каждой цифры раскладывается необходимое количество карточек с предметами. Закрепление знаний о составе числа.
  2. Здесь понадобятся карточки с изображением различных геометрических фигур: название их, различие по цвету и величине а также назвать окружающие предметы, похожие на них по форме.

Дидактическая игра «Кто что любит» «Кем нәрсә ярата»

Цель: развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях, формировать у детей потребность в общении на втором государственном языке Республики Татарстан.

Задачи: воспитывать интерес к изучению татарского языка; расширять и закреплять словарный запас; определять классификацию животных и называть их; упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание ухаживать за животными

Атрибуты: спичечные коробки разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый) с наклеенными животными, картинки «Овощи», «Фрукты», «Продукты».

Ход игры:

Игрок выбирает одну из коробочек. Ведущий задает вопросы: «Нинди?», «Бу нәрсә?». «Что любит?», «Угости». Ребенок открывает коробочку и вкладывает в нее картинку, и ведущий говорит за животного «Рәхмәт» «Спасибо».

Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (вопросы можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления) и изучаемых диалогов. Вариантов применения игры очень много, все зависит от творчества педагога.

Развивающая игра «Табышмак» «Загадки»

F:\группа почемучки\SAM_2747.JPG

Цель: Развитие ассоциативного мышления, произвольного внимания у детей.

Задачи: Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к татарскому языку. Закреплять слова в игровой форме.

Ход игры: В игре могут принимать участие 2–3 ребёнка-игрока и взрослый — ведущий. Играющим раздаются большие карточки. Ведущий тасует маленькие карточки с загадками, читает загадки. Игрок, у которого есть отгадка, произносит её на татарском языке и получает маленькую карточку. Маленькой карточкой закрывается поле отгадки на большой карточке. Тот игрок, у которого первым будет закрыто все поле большой карточки, считается победившим.

Правила игры: Участники отгадку должны называть только на татарском языке.

Дидактическая игра “Магазин” “Кибет”

Цели: учить детей классифицировать предметы по их назначению, цвету, форме. Развивать умение вести сюжетный диалог между продавцом и покупателем на татарском языке. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.

Материал: фланелеграф со схематичным изображением витрины магазина, карточки с изображением предметов

Ход игры:

“Покупатель” приходит в магазин и выбирает “товар” (карточки с изображением предметов).

Между “покупателем” и “продавцом” происходит примерно такой диалог:

Коля (кибетче): Исәнме, Оля!

Оля: Исәнме, Коля!

Коля: Хәлләр ничек?

Оля: Әйбәт.

Коля: Оля, нәрсә кирәк?

Оля:Куян кирәк.

Коля: Нинди куян?

Оля: Зур (кечкенә), матур куян.

Коля: Ничә куян?

Оля: Ике куян.

Коля: Мә, ике куян.

Оля: Рәхмәт. Сау бул, Коля.

Коля: Сау бул, Оля.

-Здравствуй, Оля!

-Здравствуй, Коля!

-Как дела?

-Хорошо.

-Оля, что надо?

-Заяц нужен

-Какой заяц?

-Большой (маленький), красивый заяц.

-Сколько зайцев?

-Два зайца.

-На, два зайца.

-Спасибо. До свидания, Коля.

-До свидания, Оля.

Дидактическая игра “Составь букет” “Чәчәкләр бәйләме төзе”

Цели: учить детей по внешнему виду определять и называть элементы татарского растительного орнамента (трилистник, тюльпан, гвоздика, колокольчик, ромашка, лотос. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.

Материал: фланелеграф с контурным изображением вазы, цветные плоскостные изображения элементов татарского орнамента

Ход игры:

1 вариант — взрослый просит ребёнка составить букет из элементов татарского растительного орнамента определённого цвета, называя при этом, цвета по-татарски.

2 вариант — составить букет из всех, имеющихся элементов татарского растительного орнамента, и сосчитать их по-татарски на ощупь, с закрытыми глазами.

Пособие по обучению татарскому языку ЛЭПБУК “Минем өем”

Лэпбук — в дословном переводе с английского значит “наколенная книга”. Это самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз посмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке систематизированы знания по определенной теме. Это пособие помогает эффективно закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме.

Данное многофункциональное пособие решает такие задачи, как:

− Закрепление лексического минимума по татарскому языку в соответствии с возрастом детей;

− Закрепление умения считать на татарском языке от 1 до 5;

− Закрепление умения общаться со сверстниками, используя лексический минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;

− Активизация познавательной активности дошкольников;

− Развитие устной диалогической речи на татарском языке;

− Понимание и запоминание информации, повторении и закрепление материала.

Данное пособие используется как в в самостоятельной деятельности детей, так и в индивидуальной работе с дошкольниками.

Основные термины (генерируются автоматически): татарский язык, ребенок, дидактическая игра, карточка, пройденный материал, ход игры, цвет, индивидуальная работа, лексический минимум, татарский растительный орнамент.

Похожие статьи

Знакомство с татарской национальной куклой как средство...

Обучение детей диалогической речи на татарском языке проходит и в режимных моментах.

Игры — инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в...

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Ребёнок приходит в первый класс с огромным желанием учиться. Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о

Определить уровень знаний детей помогает индивидуальное обследование всех детей

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир...

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Игры помогают не только закрепить пройденный материал, но и повторить его через какое-то время. Игра помогает заставить учеников активно работать на уроках.

Лексические игры помогают формировать лексический минимум у учащихся, который необходим для общения.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Детская игра «Собери бусы». Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и

Дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и интересной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в дом, а диких в лес. 2. «Кто чем питается?»

Игра в обучении дошкольников иностранному языку

Кроме сюжетно-ролевой игры есть и другие виды игр, в которых зарождаются и развиваются другие формы деятельности дошкольника. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра, которая создается взрослым специально в обучающих целях.

Похожие статьи

Знакомство с татарской национальной куклой как средство...

Обучение детей диалогической речи на татарском языке проходит и в режимных моментах.

Игры — инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в...

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Ребёнок приходит в первый класс с огромным желанием учиться. Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о

Определить уровень знаний детей помогает индивидуальное обследование всех детей

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир...

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Игры помогают не только закрепить пройденный материал, но и повторить его через какое-то время. Игра помогает заставить учеников активно работать на уроках.

Лексические игры помогают формировать лексический минимум у учащихся, который необходим для общения.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Детская игра «Собери бусы». Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и

Дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и интересной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в дом, а диких в лес. 2. «Кто чем питается?»

Игра в обучении дошкольников иностранному языку

Кроме сюжетно-ролевой игры есть и другие виды игр, в которых зарождаются и развиваются другие формы деятельности дошкольника. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра, которая создается взрослым специально в обучающих целях.

Задать вопрос