Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Миронова, Д. М. Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе» / Д. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4933/ (дата обращения: 23.01.2021).



В теме «Проектно-исследовательская деятельность» скрываются два понятия «проект» и «исследование», которые тесно переплетаются друг с другом.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Исследование – это лишь этап проектной работы.

Цель: рассмотреть особенности реализации проектно-исследовательской деятельности по математике.

Задачи:

1) рассмотреть структуру проектной деятельности

2) выделить наиболее эффективные приемы создания проекта

3) выработать практический выход проекта

Особенности: показать основные формы и приемы работы, применяемые в нашей школе в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности.

План мастер-класса:

1. Подготовительная, информационная работа

2. Практическая работа

3. Завершающая часть, рефлексия

Проект рассчитан на 2 группы, каждая из групп в процессе мастер-класса должна получить свой проект.

В рамках подготовительно-информационной работы следует выделить структуру проекта. Для этого выполним задание на приведение в соответствие основных этапов и компонентов. Предлагаю взять карточки белого цвета и стрелками соотнести понятие и определение. Время 1 минута.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Определение проблемы и темы исследования

Формулирование цели

Выдвижение гипотезы

Определение объекта и предмета исследования

Основной (этап сбора данных)

Сбор данных и контроль в соответствии с программой исследования

Заключительный

Анализ полученной информации.

Изложение результатов исследования

Рассмотрев понятие проекта, выработав его структуру, составляем краткосрочный учебный проект. Создание проекта подразумевает 3 этапа:

1 ЭТАП: Подготовительный

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)

3 ЭТАП: Заключительный

Практическая работа над научно-исследовательской работой «Симметрия вокруг нас»

ЭТАП 1: Подготовительный

1) Определение проблемы и темы исследования.

Для того, чтобы выявить проблему и сформулировать тему, предлагаю просмотреть видеофрагмент. Поделитесь своими мыслями по поводу актуальности (варианты участников – тема симметрии).

Проблема заключена в том, чтобы показать, что красота является внешним признаком симметрии и, прежде всего, имеет математическую основу. С давних времен математика считается одной из главных наук, которая выявляет порядок, симметрию и определенность, а это — важнейшие виды прекрасного.

Сформулируйте тему проекта, тема должна быть актуальной.

Симметрия… (выслушать ответы и продолжить …вокруг нас)

«Симметрия вокруг нас»

Каждая группа формулирует тему проекта и записывает на листе

Тема проекта-...................

Назовите темы своих проектов...

Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.

2) Одним из заданий по постановке цели предлагаю упражнение «закончи предложение».

Цель: выяснить… (например, выяснить существования связи между симметрией и окружающим миром).

Задачи:

Изучить…(исторические сведения о симметрии)

Познакомиться с …(видами симметрии)

Выделить… (симметрию как математическую основу законов красоты)

Рассмотреть… (симметрию в природе)

Выделить… (основные направления применения симметрии в человеческой деятельности)

Создать...(продукт, памятку, брошюру, макет)

3) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.

Гипотеза — это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Предлагаю вам выдвинуть гипотезу.

Гипотеза: нам кажется, что все виды симметрии встречаются в окружающем нас мире

4) Определение предмета и объекта.

Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект — это понятие более широкое.

Объект: симметрия

Предмет: симметрия в окружающем мире

Таким образом, выделив структурные элементы проекта, переходим ко 2 и 3 этапу сбору данных и контролю в соответствии с программой исследования и анализу полученной информации.

Предлагаю остановиться на следующих методах исследования, сегодня у нас есть возможность остановиться на 2.

ЭТАП 2: Основной (этап сбора данных)

1) Теоретический анализ литературы.

Для того, чтобы провести анализ литературы, поработаем с текстом, который лежит у вас на столах. Ваша задача: прочитать текст, подчеркнуть проблемы, определить главную мысль

Понятие симметрии

Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором, как отмечал академик В. И. Вернадский (1863–1945), «слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений”. «Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло ее в рисунке и в предметах быта. Симметрия — основополагающий принцип устройства мира. Легко вообразить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы эта симметрия была нарушена!

Пифагорейцы предпочитали вместо слова «симметрии» пользоваться словом «гармония». Широко используя идею гармонии и симметрии, ученые древности любили обращаться не только к сферическим формам, но и к правильным многогранникам. У правильных многогранников грани — правильные многоугольники одного вида, а углы между гранями равны. Древние греки установили, что существует всего пять правильных выпуклых многогранников, название которых связаны с числом граней, — тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, куб, додекаэдр. Все правильные многогранники обладают зеркальной симметрией. Почти все кристаллы, встречающиеся в природе имеют центр, ось и плоскость симметрии. Поражающие правильные очертания кристаллов вызывали в древности суеверные представления. Такое могли сотворить только ангелы или подземные духи — утверждали наши предки, не догадываясь о том, что кристаллы растут в природе сами собой из растворов, паров и в твердых каменных породах. Красота и гармония природной симметрии наталкивала даже испытанных мудрецов на самые фантастические мысли.

Эмпедокл считал Вселенную сферой — воплощением гармонии и покоя. Сферос — огромный однородный шар, порождение двух противоположных стихий — Любви и Вражды. Первая стихия соединяет, вторая — разъединяет. Их гармония — симметрия — приводит к устойчивому, циклическому равновесию мира — Сферосу. Преобладание одной или другой стихией — асимметрия — приводит к циклическому ходу мирового процесса.

Гармония (симметрия) состоит из противоположностей. В пространственной симметрии противоположности явно видны. Например, правая и левая кисти рук человека. Таких противоположностей древние ученые насчитали десять пар, например, чет — нечет, прямое — кривое, правое — левое и т. д.

Леонардо да Винчи также оделил своим вниманием симметрию. Он рассмотрел равновесие шара, имеющего опору в центре тяжести: две симметричные половины шара уравновешивают друг друга и шар не падает. Как художник он главное внимание уделял изучению законов перспективы и пропорций, с помощью которых выявляются художественные достоинства произведений искусства.

Главная мысль_____________________________________________

Таким образом, пришли к выводу, что что симметрия является одним из принципов гармонического построения мира.

2) Для того, чтобы выяснить какие виды симметрии существуют в окружающем мире, можно провести сравнительный анализ. Обратите внимание на (Слайд)

Лучевая симметрия

Зеркальная симметрия

Поворотная симметрия

Итоги анализа, позволяют сделать выводы о том, что в своих творениях, очень далеких друг от друга, природа использует одни и те же принципы симметрии.

ЭТАП 3: Заключительный

По итогам проекта можно подготовить презентацию и практический выход. Предлагаю сегодня изготовить эмблему нашего проекта – это будет итогом нашей работы. Найдите шаблоны предметов в конвертах (Земля, здания, растения, животные, люди и др., высказывание:

«Быть прекрасным — это значит быть симметричным и соразмерным».

Симметрия есть идея, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Красота тесно связана с симметрией.) Изготовление в группах эмблемы.

Просмотреть и вывесить все 2 проекта. Защита проектов.


Защита — венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Рефлексия

Прошу вас продолжить фразу: Почему я здесь?

Я здесь потому, что...

Варианты ответа:

«...хочу познакомиться с коллегами, работающими по той же проблеме, что и я»

«...по требованию администрации школы»

«...хочу повысить свое профессиональное мастерство»

«...хочу..».

Закончить свой мастер-класс хотелось бы притчей.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема — надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» — сказал мудрец — «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т. е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом, проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта. Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению — мы строим нашу лодку, т. е. создаем проект. Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал повысит вашу мотивацию к овладению проектно-исследовательской деятельностью и поможет использовать данную деятельность в вашей работе.

Основные термины (генерируются автоматически): симметрия, проблема, проектно-исследовательская деятельность, проект, ЭТАП, мудрец, окружающий мир, этап сбора данных, главная мысль, зеркальная симметрия.

Похожие статьи

Влияние проектной деятельности на повышение...

На данном этапе метод проектов определяет такой способ достижения цели, который

На этапе самостоятельной познавательной активности школьник во время проектной

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Этап 3. Итак, перед всеми группами поставлена проблема: как найти длину окружности, раз уж обычная линейка нас не выручила?

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская...

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и

Планирование проектной деятельности мы начинаем с вопросов: “Для чего нужен проект

Уникальность применения проектно-исследовательского метода в данном случае...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе является...

Проектная деятельность как условие развития...

3 этап — апробация проекта на практике. Дети приступали к реализации проекта, то есть искали ответ на поставленный вопрос.

Проектная деятельность может выступать условием развития исследовательских действий детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная программа дополнительного образования детей...

Вид деятельности: творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты.

- умение точно и грамотно излагать мысль в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и

Симметрия — основополагающий принцип устройства мира.

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, семинар, федеральный государственный образовательный стандарт основного

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с...

Проектная и исследовательская деятельность младших...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей.

Первый вид — проектный урок. Он или включает в себя как составную часть учебный проект, или целиком состоит из работы над проектом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений...

Похожие статьи

Влияние проектной деятельности на повышение...

На данном этапе метод проектов определяет такой способ достижения цели, который

На этапе самостоятельной познавательной активности школьник во время проектной

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Этап 3. Итак, перед всеми группами поставлена проблема: как найти длину окружности, раз уж обычная линейка нас не выручила?

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская...

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и

Планирование проектной деятельности мы начинаем с вопросов: “Для чего нужен проект

Уникальность применения проектно-исследовательского метода в данном случае...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе является...

Проектная деятельность как условие развития...

3 этап — апробация проекта на практике. Дети приступали к реализации проекта, то есть искали ответ на поставленный вопрос.

Проектная деятельность может выступать условием развития исследовательских действий детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная программа дополнительного образования детей...

Вид деятельности: творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты.

- умение точно и грамотно излагать мысль в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и

Симметрия — основополагающий принцип устройства мира.

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, семинар, федеральный государственный образовательный стандарт основного

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с...

Проектная и исследовательская деятельность младших...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей.

Первый вид — проектный урок. Он или включает в себя как составную часть учебный проект, или целиком состоит из работы над проектом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений...

Задать вопрос