Рабочая программа дисциплины по выбору для вузов. История региона (Китай). Особенности общественно-политического, социально-экономического, духовного и культурного развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. Рабочая программа дисциплины по выбору для вузов. История региона (Китай). Особенности общественно-политического, социально-экономического, духовного и культурного развития / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 41-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4486/ (дата обращения: 16.12.2024).



Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профили) образовательной программы: История и Обществознание

Уровень образования: бакалавриат

Формы обучения: очная

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История региона (Китай)» является, представить историю Китая как целостную систему в динамике ее изменения, показать особенности общественно-политического, социально-экономического, духовного и культурного развития китайской цивилизации, раскрыть специфику китайской цивилизации с позиции культурной доминанты в регионе, показать значение изучения истории Китая для определения места и роли Китая в современном мире.

2. Место дисциплины вструктуре образовательной программы

Дисциплина «История региона (Китай)» относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата.

Дисциплина «История региона (Китай)» изучается в 7 семестре 4 курса.

Для освоения дисциплины «История региона (Китай)» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История региона (Китай)» «Этнология региона», «Культура, литература и религия региона», «Экономика и экономическая география Китая», «История международных отношений на Востоке».

Освоение дисциплины «История региона (Китай)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История древнего Китая», «История Китая в средние века», «История Китая в новое и новейшее время» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин а также прохождения педагогической практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

– составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, этнических, культурных и иных особенностей;

– владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране специализации;

– выделять основные параметры и тенденции социального, политического и экономического развития региона специализации.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

– традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни региона;

– хронологию основных событий истории Китая, основные исторические факты, события и имена исторических деятелей Китая.

уметь:

– квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой

– оперировать терминологическим аппаратом.

владеть:

– основными факторами развития китайской цивилизации;

– особенностями социальной, экономической, политической структуры китайского общества.

4. Объем дисциплины

4.1 Объем контактной работы обучающихся спреподавателем

72

4.1.1 Аудиторная работа

в том числе:

лекции

24

практические занятия, семинары

12

4.1.2 Внеаудиторная работа

в том числе:

индивидуальная работа обучающихся с преподавателем

курсовое проектирование

групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем

4.2. Объем самостоятельной работы обучающихся

72

в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену

36

5. Содержание дисциплины

п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины (с кратким содержанием темы (раздела)

Всего (часов)

Аудиторных занятий

Самост. работа

Лекции

Практич.

занятия

1.

Предмет и хронологические рамки курса. Колониализм как историческое явление.

4

2

2

2.

«Опиумные войны» и «открытие» Китая западными державами.

4

2

2

3.

Восстание тайпинов (1850–1864 гг.)

6

2

2

4.

Политика «самоусиления» в Китае и ее результаты (1860–1895 гг.)

4

2

2

5.

Вызревание революционного кризиса в Китае в конце ХIХ в. — начале ХХ в.

6

4

2

6.

Синьхайская революция 1911–1913 гг.

6

2

4

7.

Внутриполитическая ситуация в Китае после Первой мировой войны.

12

2

4

6

8.

Китай в годы «Нанкинского десятилетия» (1927–1937 гг.)

4

2

2

9.

Национально-освободительная война китайского народа против агрессии Японии (1937–1945 гг.)

4

2

2

10.

Гражданская война и победа народной революции в Китае (1945–1949 гг.)

4

2

2

11.

Строительство основ социализма в Китае.

4

2

2

12.

КНР в период «большого скачка» и «коммунизации деревни». Политика «урегулирования».

4

2

2

13.

«Культурная революция» 1966–1976 гг.

6

4

2

14.

Экономические реформы в КНР (1980– начало XXI в.). Особенности современной модернизации КНР.

4

2

2

Итого

72

24

12

36

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Вид самостоятельной работы обучающихся

1.

Восстание тайпинов (1850–1864 гг.)

Подготовка к семинарским и практическим занятиям.

2.

Синьхайская революция (1911–1913гг.)

Подготовка к семинарским и практическим занятиям.

3.

Внутриполитическая ситуация в Китае после Первой мировой войны.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям.

4.

«Культурная революция» 1966–1976 гг.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям.

7. Фонды оценочных средств

7.1. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости

№ п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Средства текущего контроля успеваемости, характеризующие этапы формирования компетенций

Перечень компетенций

1.

Предмет и хронологические рамки курса. Колониализм как историческое явление.

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

2.

«Опиумные войны» и «открытие» Китая западными державами.

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

3.

Восстание тайпинов (1850–1864 гг.)

Контроль работы на семинарах.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ОК-5, ОК-6,СК-1,

СК-2,СК-4,

СК-9

4.

Политика «самоусиления» в Китае и ее результаты (1860–1895 гг.)

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,СК-4,

СК-9

5.

Вызревание революционного кризиса в Китае в конце ХIХ в. — начале ХХ в.

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

6.

Синьхайская революция 1911–1913 гг.

Контроль работы на семинарах.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ОК-5,

ОК-6,ПК-1,

ПК-2,СК-1,

СК-2,СК-4,

СК-9

7.

Внутриполитическая ситуация в Китае после Первой мировой войны.

Контроль работы на семинарах.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ОК-5,

ОК-6,ПК-1,

ПК-2,СК-1,

СК-1,СК-4,

СК-9

8.

Китай в годы «Нанкинского десятилетия» (1927–1937 гг.)

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

9.

Национально-освободительная война китайского народа против агрессии Японии (1937–1945 гг.)

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

10.

Гражданская война и победа народной революции в Китае (1945–1949 гг.)

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

11.

Строительство основ социализма в Китае.

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

12.

КНР в период «большого скачка» и «коммунизации деревни». Политика «урегулирования».

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

13.

«Культурная революция» 1966–1976 гг.

Контроль работы на семинарах.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ОК-5,

ОК-6,ПК-1,

ПК-2,СК-1,

СК-1,СК-4,

СК-9

14.

Экономические реформы в КНР (1980– начало XXI в.). Особенности современной модернизации КНР.

Проверка посещения лекций.

ОК-1,ОК-2,

ОК-4,ПК-1,

ПК-2,СК-4,

СК-9

7.2. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

Посещение лекций (от 11 до 22 баллов)

Рейтинговая оценка ставится при условии:

– Присутствие на 50 % лекционных занятий 11 баллов

– Присутствие на 65 % лекционных занятий 15 баллов

– Присутствие на 85 % лекционных занятий 18 баллов

– Присутствие на 100 % лекционных занятий 22 баллов

Посещение семинарских занятий оценивается в 1 балл

Вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям

(от 1 до 4 рейтинговых баллов).

Критерии оценки

Пассивное участие в групповой работе, минимальный уровень балльной оценки, запланированной по теме (1б)

Активное участие в групповой работе, средний уровень балльной оценки, запланированной по теме (2–3б)

Активное и продуктивное (творческое) участие в групповой работе, максимальный уровень балльной оценки, запланированной по теме (4б)

ВАЖНО!!! Успешное выполнение заданий рубежного контроля является обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине вне зависимости от общего количества набранных баллов.

ПРОГРАММА

(Планы лекций)— 24 часа

(Рейтинговые баллы: от 11 до 22)

Тема 1. Предмет ихронологические рамки курса. Колониализм как историческое явление. Колониальная экспансия — неотъемлемая черта становления капитализма. Колониализм как форма международного разделения труда и складывания мирового рынка. Этапы колониализма. Торговый колониализм и страны Востока. Складывание крупнейших колониальных империй. Колониализм эпохи промышленного капитала и начало широких территориальных захватов европейцами.

Тема 2. «Опиумные войны» и «открытие» Китая западными державами Кризис китайского государства и общества в начале XIX в. Активизация торговоэкономической экспансии западных держав в Китае. Политика самоизоляции. Первая «опиумная» война и ее результаты.

Тема 4. Политика «самоусиления» вКитае иее результаты (1860–1895гг.) Политики «самоусиления» («цзы цян») — первая официальная программа модернизации правящих кругов Цинской империи. Сторонники и противники реформ. Цель и содержание политики «самоусиления».

Тема 5. Вызревание революционного кризиса вКитае вконце ХIХв.— начале ХХв. Складывание конституционно-реформаторского течения в общественнополитической жизни Китая. Кан Ювэй, его программа реформ. «Коллективный меморандум» 1895 г. Влияние японского опыта реформ на умонастроения китайских реформаторов. Создание Кан Ювэем и его сторонниками «Союза защиты государства». «Сто дней реформ» императора Гуансюя.

Тема 7. Внутриполитическая ситуация вКитае после Первой мировой войны Социально-экономические и политические сдвиги в Китае в годы Первой мировой войны. Усиление влияния милитаристских группировок. Попытки восстановления монархии. Гражданская война 1915–1916 гг. и поражение Юань Шикая. Децентрализация страны. Укрепление позиций Японии в Китае. «Двадцать одно требование» Японии Китаю. Вступление Китая в войну на стороне Антанты. Решения версальской конференции по Китаю. «Движение 4 мая» 1919 г. и его значение. Национальная революция 1925–1927 гг. Складывание революционной базы на юге Китая. Сунь Ятсен. Реорганизация Гоминьдана.

Тема 8. Китай вгоды «Нанкинского десятилетия» (1927–1937гг.) Внутренняя обстановка в Китае в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Укрепление режима Чан Кайши. Начало ликвидации системы неравноправных договоров. Социальноэкономическая политика Гоминьдана. Роль государства в экономике страны. Политика Гоминьдана в рабочем и крестьянском вопросах. Национализм Чан Кайши.

Тема 9. Национально-освободительная война китайского народа против агрессии Японии (1937–1945гг.) Начало войны с Японией. Наступательные действия Японии в 1937–1938 гг. Позиция Гоминьдана и КПК в отношении агрессора. Образование единого национального антияпонского фронта. Позиция западных держав и СССР относительно агрессии Японии в Китае. Советско-китайский договор о ненападении 1937 г. Советская военно-техническая помощь и боевая поддержка правительства Чан Кайши. Позиционная война 1939–1944 гг. Японская оккупационная политика.

Тема 10. Гражданская война ипобеда народной революции вКитае (1945–1949гг.) Военно-политическая обстановка в Китае после разгрома и капитуляции Японии. Политическая консультативная конференция и ее решения (январь 1946 г.). Политика СССР и США в Китае. Создание КПК Маньчжурской революционной базы. Начало гражданской войны. Наступление Гоминьдана и тактика НОАК. Переход Народной армии в контрнаступление в октябре 1947 г. Аграрная политика КПК. Причины поражения Гоминьдана и победы КПК. Провозглашение КНР и завершение объединения материкового Китая.

Тема 11. Строительство основ социализма вКитае Создание новой государственности, административно-территориальная реформа. Преобразования в экономике Китая в восстановительный период (1949–1952 гг.). «Новая демократия» как идеологическая основа преобразований КПК в восстановительный период.

Тема 12. КНР впериод «большого скачка» и «коммунизации деревни». Политика «урегулирования». Причины отказа Мао Цзэдуна от советской модели социализма. Вторая сессия VIII съезда КПК (май 1958 г.). Принятие программы «Трех красных знамен». Проведение курса «большого скачка» и «коммунизации» деревни в 1958–1959 гг. и его последствия. Внутрипартийная борьба в КПК.

Тема 14. Экономические реформы вКНР (1980– начало XXIв.). Особенности современной модернизации КНР Объективные предпосылки реформ. Решения III пленума ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978 г.) Дэн Сяопин и выработка новой концепции строительства социализма в Китае. Курс на осуществление 4-х модернизаций и формирование социалистического товарного рынка. «Двухколейный путь» развития экономики. Переход от коммун к системе подряда в деревне. Реформы в промышленности.

(Вопросы ксеминарским ипрактическим занятиям)— 12 часов

(Рейтинговые баллы: от 1 до 4)

Тема 3. Восстание тайпинов 1850–1864гг.

ВОПРОСЫ:

1.Социально-экономическое и политическое развитие Китая к середине XIX в.

2.Причины крестьянской войны.

3.Тайпинское восстание в 1850–1864 гг.

4.Учение ХунСюцюаня.

5.Начало крестьянского восстания и его движущие силы.

6.Провозглашение государства Тайпин-Тяньго. Походы тайпинских войск.

7.Тайпинское восстание в 1856–1864 гг.

8.Обострение противоречий в лагере восставших. Переворот 1856 г. в Нанкине.

9.Восстания в Шанхае, Фуцзяни и Гуандуне.

10.Борьба государства Тайпин-тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов. Ли Сючен.

11.Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания.

ИСТОЧНИКИ иЛИТЕРАТУРА

1.Белелюбский Ф. Е. Внешнеполитическая программа вождя тайпинов ХуньЖэньганя // Новое в изучении Китая: история и историография. — М., 1988. — С.67–76.

2.Илюшечкин В. П. Крестьянская война тайпинов. — М., 1967.

3.Илюшечкин В. П. «Крестьянский коммунизм» тайпинов // Народы Азии и Африки. — 1972. — №

4.Кара-Мурза Г. Тайпины. Великая Крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1850–1864 гг. — М., 1950.

5.Королева Н. А. Историография КНР о роли ХунСюциане в истории тайпин // Вестник МГУ. — Вып. 13. — Серия. Востоковедение. — 1993. — № 4.

6.Ларин В. Л. Повстанческая борьба народов Юго-Западного Китая в 50–70-е гг. XIX в. — М., 1986.

Тема 6.Синьхайская революция 1911–1913гг.

ВОПРОСЫ:

1.Положение Китая накануне революции. Причины и повод к революции.

2.«Учанское восстание» и первый этап революции.

3.Провозглашение республики, деятельность Нанкинского правительства. Сунь Ятсен на посту президента Китайской революции.

4.Установление диктатуры Юань Шикая. Выступления июля — сентября 1913 г., их подавление.

5.Характер, итоги и значение Синьхайской революции.Дискуссионные прорблемы в изучении революции, их оценка в историографии.

ИСТОЧНИКИ иЛИТЕРАТУРА:

1. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961.

2.Новая история стран Азии (вторая половина XIX — начало XX вв.). М., 1995.

3.Синьхайская революция 1911–1913 гг. Сб. документов и материалов. М., 1968.

4.Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.

5.История Китая: Учебник. Под редакцией А. В. Меликсетова. М.: Оникс, 2007. (Можно использовать и другое издание)

6.Непомнин О. Е. Социально-экономическая история Китая. 1894–1914 гг. М., 1980.

Тема 7. Внутриполитическая ситуация вКитае после Первой мировой войны.

ВОПРОСЫ:

1.Китай после первой мировой войны: социально-экономическое и политическое положение.

2. Причины гражданских конфликтов: внутренние и внешние факторы.

3. Северный поход и формальное объединение страны. Политика гоминдановского режима. Влияние «японского фактора».

4. «Сианьский инцидент» и прекращение Гражданской войны.

5. Гражданская война гг.: причины, ход военных действий. Причины победы Коммунистической партии Китая (КПК).

ИСТОЧНИКИ иЛИТЕРАТУРА:

1. Березный вопросы китайской революции гг. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. — Спб., 1992. — С.13–26.

2. Ли Чжисуй Мао Цзэдун. Записки личного врача. — Минск, 1996.

3. Меликсетов -экономическая политика гоминдана в Китае. — М., 1977.

4. Мамаева в национально-революционном движении Китая (). — М.: Наука, 1991.

5. Мировицкая Союз в стратегии гоминдана (20–30-е гг.). — М.: Наука, 1990.

6. Новейшая история Китая.. — М.: Наука, 1984.

Тема 13. «Культурная революция» 1966–1976гг.

ВОПРОСЫ:

1. Феномен культурной революции. Ее предпосылки и этапы.

2. «Разгар» культурной революции. 1966–1969гг. Идеологическая доктрина и политические лозунги первого этапа.

3.IX съезд КПК о ходе и результатах начального этапа «культурной революции».

4.Оценка происходящего в трудах китайских марксистов, эмигрировавших из страны и отечественных востоковедов.

5.Второй этап «культурной революции»: 1969–73 гг. Формирование и разгром оппозиции курсу председателя Мао. X съезд КПК.

6.Политическая ситуация в КНР и противоборство группировок в партийном руководстве в 1973–1976 гг.:

а) Критика Линь Бяо и Конфуция (1973–1974 гг.)

б) Движение за изучение теории диктатуры пролетариата (1974–1975 гг.)

в) Критика романа «Речные заводи» (1975–1976 гг.)

7. Смена политического курса. Разгром «банды четырех». Начало кампании по дискредитации «вчерашнего дня».

ИСТОЧНИКИ иЛИТЕРАТУРА:

1.Бурлацкий Ф. М. Мао Цзэдун и его наследники. М., 1979

2.Босев К. Тайфун. Записки из Китая. М., 1978

3.Ван Мин. О событиях в Китае. М., 1969

4.Ван Мин. Полвека КПК и предатльство Мао Цзэдуна. М., 1975

5.Гельбрас В. Г. Китай. Кризис продолжается. М., 1973

6.Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. М., 1979

7.Китай: история в лицах и событиях. М., 1991

8.Китай после культурной революции (политическая система, внутриполитическое положение). М., 1979

9.КНР. Краткий исторический очерк (1949–1979 гг.). М., 1980

10. Лазарев В. И. классовая борьба в Китае. М., 1981

11.40 лет КНР. М., 1989

12.Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001

Рубежный контроль

№ 1 Качественный контент-анализ по проблемному направлению.

«Крестьянская война вКитае 1850–1864».

(Рейтинговые баллы от 7 до 14)

Контент-анализ это методика изучения текстов и текстовых массивов, основанная на комплексной интерпретации текста и построении его коммуникативной модели. С помощью контент-анализа можно исследовать литературные произведения, правовые акты, программы партий, заявления политических деятелей, рекламные и пропагандистские материалы, сообщения СМИ, включая радио– и телепередачи, и видеоматериалы. Любой из этих объектов рассматривается в качестве текста, то есть совокупности знаковых единиц, выполняющей коммуникативную функцию. При этом существует две разновидности контент-анализа: количественный и качественный.

Качественный контент-анализ проводится в несколько этапов:

– атрибуция текста

– декомпозиция текста

– декодирование текста

– герменевтическая критика текста

– семантическая интерпретация текста

Критерии рейтинговой оценки

От 7 до 9 баллов: в отчете отражены не все стадии контент-анализа; при атрибуции текста допущены неточности; отбор единиц текста для таблицы декомпозиции носит фрагментарный характер; при декодировании текста не удалось составить его целостную коммуникативную матрицу.

От 10 до 12 баллов: отчет отражает все стадии контент-анализа; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста однако носит фрагментарный характер и не опирается на аргументированные, доказательные суждения.

От 13 до 14 баллов: отчет имеет правильную структуру и свидетельствует о творческом выполнении всех необходимых аналитических действий; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации, сопровождается уточняющими комментария или справочной информацией; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста.

2 Подготовка глоссария по проблемному направлению

«Синьхайская революция (1911–1913гг.)» (Рейтинговые баллы

от 4 до 8)

Данное задание направлено на систематизацию знаний об основных методах визуальной антропологии. Формат задания — составление глоссария, то есть специализированного словаря терминов, имеющих отношение к определенной отрасли знаний. Подобно любому словарю глоссарий состоит из автономных статей, расположенных по алфавиту. Набор терминов, составляющих глоссарий, называется словником. Каждые термин раскрывается в отдельной статье. В состав характеристики термина должны входить не только его краткое толкование, но и комментарии, примеры, поясняющие цитаты, ссылки на литературу. Главным отличием глоссария от обычных словарей является формирование его в качестве единого комплекса информации в соответствии с исследовательской или практической задачей.

В состав словника могут войти как отдельные слова, так словосочетании (всего от 15 до 20 терминов).

Критерии рейтинговой оценки

4 балл: структура словника не позволяет раскрыть тему, отбор терминологии носит случайностный характер; количество терминов и объем их описаний не соответствуют заданию; при описании терминов допущены ошибки и неточности.

От 5 до 6 баллов: структура словника позволяет раскрыть тему, но не включает некоторые важные термины; количество терминов и объем их описаний соответствуют заданию; содержание словарных описаний показывает достаточно полное знакомство автора с научным содержанием темы; словарные описания лишены существенных ошибок и неточностей, но лаконичны по содержанию, включают незначительное количество комментариев.

От 7 до 8 баллов: структура словника позволяет раскрыть тему; количество терминов и объем их описаний соответствуют заданию; содержание словарных описаний показывает углубленное знание автором научного содержания темы; словарные описания носят авторский характер, включают необходимые комментарии, примеры и поясняющие цитаты; рекомендуемая литература включает знаемые и современные издания; оформление тезауруса соответствует всем требованиям.

3 Подготовка экспертного заключения «Особенности социально-экономического иполитического развития Китая кконцу первой мировой войны»

(Рейтинговые баллы от 8 до 16)

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, плохо поддающегося формальному или стандартизированному анализу. Суть экспертизыэто выработка мотивированного мнения специалистом, способным восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, понимание проблемы, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл». Объем экспертного заключения составляет от 2 до 4 стр. (без учета титульного листа).

Критерии рейтинговой оценки

От 8 до 9 баллов: текст имеет описательный или реферативный характер, его содержание и стилистика лишь частично соответствуют специфике экспертного заключения.

От 10 до 12 баллов: содержание и стилистика представленного текста в целом соответствуют специфике экспертного заключения; экспертные оценки приведены по каждому из учебников отдельно; автор проявил достаточно глубокое знание темы, но испытывает затруднения с аргументированным обоснованием своего мнения.

От 12 до 16 баллов: содержание и стилистика представленного текста полностью соответствуют специфике экспертного заключения; экспертная оценка сформулирована комплексно по всем учебникам и структурирована по корректно отобранным критериям; автор проявил не только глубокое знание темы, но развитые аналитические способности, умение использовать методы экспертной оценки.

№ 4 Написание эссе по проблемному направлению «Политика «большого скачка в Китае».

(Рейтинговые баллы от 10 до 20)

Эссе — это небольшая по объему письменная работа, сочетающая свободные, нарочито субъективные рассуждения по определенной теме с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы. Оно напоминает участие в дискуссии или проведении презентации. Эссе считается творческой работой и не может обладать реферативным, описательным характером. Оно «балансирует» между научностью, публицистичностью и художественностью. При написании эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхода и четкой системы аргументации, однако ход размышлений должен преодолеть формальные рамки и продемонстрировать оригинальный авторский подход. Объем эссе — 5–7 страниц.

Критерии рейтинговой оценки:

От 10 до 12 баллов: текст в минимальной степени отвечает специфике жанра эссе, а скорее напоминает реферат или статью; содержание эссе показывает лишь поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы.

От 13 до 16 баллов: содержание эссе показывает достаточно полное знакомство автора с научным содержанием темы; автор вполне корректно раскрывает поставленную проблему, но ему не удалось сфокусировать внимание на ее неожиданных и оригинальных ракурсах.

От 17 до 20 баллов: текст полностью отвечает специфике жанра эссе, его стиль отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью суждений; автор продемонстрировал оригинальный подход к раскрытию поставленной проблемы.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине) осуществляется в рамках балльнорейтинговой системы оценивания результатов учебных достижений студентов. Итоговая оценка является накопительной и определяется количеством баллов, которые студент набрал в течение семестра за работу при проверке посещаемости, в рамках текущего и рубежного контроля. Все компоненты балльно-рейтинговой оценки регламентируются рейтинг-планом дисциплины и отражены в фонде оценочных средств.

Расчет итоговой рейтинговой оценки:

– от 55 до 65 баллов — «удовлетворительно»

– от 66 до 85 баллов — «хорошо»

– от 85 до 100 баллов — «отлично».

8. Учебно-методическое иинформационное обеспечение дисциплины

8.1. Перечень основной учебной литературы

8.2. Перечень дополнительной учебной литературы

1. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. М., 2002.

2. Васильев Л. С. История Востока. Т. 2. М., 1998.

3. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало ХХ века. М., 2005.

4. Усов В. Н. История КНР. В 2 т. Т. I. М., 2006.

5. История Востока. В 6 т. Т. 4–5. М., 2004–2006.

Источники

1. ВКП(б), Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Документы. Т. 1. 1920–1925. М., 1994.

2. ВКП(б), Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Документы. Т. 2. 1926–1927. М., 1996.

3. Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М., 1968.

4. Синьхайская революция 1911–1913 гг. Сборник документов и материалов. М., 1968.

5. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1964.

6. Тайпинское восстание. Сборник документов. М., 1960.

1. Асланов Р. М. Три модели и перспективы социализма в КНР // Восток-РоссияЗапад. Исторические и культурологические исследования. К 70-летию академика В. С. Мясникова. М., 2001. С. 472–491.

2. Бурлацкий Ф. Мао Цзэдун и его наследники. М., 1979.

3. Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX- XX веков.

4. Галенович Ю. М. Цзян Чжунчжен, или неизвестный Чан Кайши. М., 2000.

5. Делюсин Л. Китай: полвека — две эпохи. М., 2001.

6. Мамаева Н. Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923- 1927). М., 1991.

7. Мамаева Н. Л. Коминтерн в национально-революционном движении Китая: основные направления взаимодействия между Коминтерном и Гоминьданом в 1920-е г. // Востоковедение и мировая культура. К 80-летию академика С. Л. Тихвинского. М., 1998. С. 290–315.

8. Мамаева Н. Л. Гоминьдан как носитель идеи национального спасения (Программа и политика военного периода «строительства государства». 20-е гг. XX в.) // Восток. 2004. № 5.

9. Панцов А. В. Тайная история советско-китайских отношений. М., 2001.

Глоссарий

Лифаньюань Палата по делам вассальных территорий

Лицзинь внутренние таможенные сборы

Майбань — компрадор

Капитуляции неравноправные договора, навязывающиеся странам Востока в колониальный период, предусматривали комплекс привилегий представителям западных государств (торговые льготы, режим экстерриториальности)

Концессия договор о передачи в аренду иностранному государству земли под разработку природных ископаемых или сооружение хозяйственных объектов. В колониальный период представляли одну из форм экономической зависимости.

Полуколония — формально независимое государство, оказавшееся в разных формах экономической зависимости от западных держав.

Сеттльмент — особый район города, создававшийся в зависимых странах капиталистическими державами для проживания своих граждан. Не подлежал юрисдикции местных властей.

Кан Ювэй (1868–1927) — крупный ученый, общественный и политический деятель. Лидер «движения за реформы» в конце XIX в., идеолог «ста дней реформ».

Ли Хунчжан (1823–1901) крупный государственный деятель, один из идеологов и политики «самоусиления». С 1870 г. был генерал-губернатором столичной провинции Чжили.

Мао Цзэдун — (1893–1976) политический и государственный деятель, председатель ЦК КПК с 1943 г. В 1954–1959 гг. — председатель Китайской народной республики.

Сунь Ятсен — (1866–1925) лидер революционного течения в общественно-политической жизни Китая конца XIX — нач. XX вв., автор «трех народных принципов», положенных в основу созданной им партии Гоминьдан.

Хун Сюцюань — (1813–1864) руководитель восстания тайпинов и глава Тайпин Тяньго

Юань Шикай (1859–1916) — видный государственный деятель, крупный сановник при Циннах, после смерти Ли Хунчжана «наследовал контроль над его «бюрократическим кланом». В годы Синьхайской революции стал первым постоянным президентом Китайской республики.

8.3. Перечень интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины

Сайты библиотек:

Электронные библиотеки:

Словари, энциклопедии исправочники:

  1. http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека (Москва) (в т. ч. каталожная система
  2. http://www.nlr.ru — Российская национальная библиотека (СПб)
  3. http://www.shpl.ru — Государственная публичная историческая библиотека
  4. http://www.libfl.ru — Всероссийская государственная библиотека иностранной литера-туры
  5. http://www.inion.ru — библиотека ИНИОН РАН
  6. http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского
  7. http://nbmgu.ru — Фундаментальная научная библиотека МГУ
  1. http://www.dissercat.com/ — Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp — Электронная библиотека eLIBRARY.ru
  3. http://istmat.ru/ — Электронная библиотека исторической и философской литературы
  4. http://www.gumer.info/ — Электронная библиотека Гумер
  5. http://www.gumfak.ru/ — Электронная гуманитарная библиотека
  6. http://eknigi.org/ — eKNIGI. Электронная библиотека.
  7. http://bookzz.org/ — bookZZ. Электронная библиотека.
  8. http://sbiblio.com/biblio/ — Библиотека учебной и научной литературы.
  9. http://modernlib.ru/ — Электронная библиотека ModernLib.Ru
  10. http://www.history-library.com/index.php?id1=1 — Библиотека истории
  11. http://www.historic.ru — «Historic.Ru: Всемирная история»
  1. http://www.edic.ru — Большой энциклопедический и Исторический словари онлайн
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki — свободная многоязычная Интернет-энциклопедия «Википедия», версия на русском языке
  3. http://www.glossary.ru — служба тематических толковых словарей «Глоссарий. ру».
  4. http://www.krugosvet.ru — энциклопедия «Кругосвет»
  5. http://dic.academic.ru — словари и энциклопедии он-лайн на Академик.ру:
  6. http://www.sci.aha.ru/ALL — справочник-энциклопедия All-In-One
  7. http://www.alleng.ru/edu/hist1.htm — проект РГСУ «Образовательные ресурсы Интернета — История и Всемирная история».
  8. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.3 — Всеобщая история

8.4. Перечень информационных технологий

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимо использование следующего программного обеспечения и информационных справочных систем:

1. Microsoft Office (Word, Power Point)

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническая база:

  1. Аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов), экран (на штативе или навесной).
  2. Доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, балл, проверка посещения лекций, КНР, мировая война, гражданская война, Синьхайская революция, История Китая, История региона, Электронная библиотека.

Похожие статьи

Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов

Проблемы переходного периода социально-экономических преобразований стоматологической службы южного региона Кыргызской Республики (аналитический обзор литературы)

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания

Интегрированный урок кубановедения, экологии, географии. Роль Тимашевского района в формировании аграрно-индустриального облика Кубани

Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла с курсом «Основы религи-озных культур и светской этики»: потенциал сотрудничества

Педагогические технологии: интеграция национальных и современных традиций

Пути формирования гражданской, этнической и социальной идентичности учащихся средствами лингвокраеведения

Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Концепция международного культурного сотрудничества. Аспекты социально-культурного и правового регулирования

Похожие статьи

Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов

Проблемы переходного периода социально-экономических преобразований стоматологической службы южного региона Кыргызской Республики (аналитический обзор литературы)

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания

Интегрированный урок кубановедения, экологии, географии. Роль Тимашевского района в формировании аграрно-индустриального облика Кубани

Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла с курсом «Основы религи-озных культур и светской этики»: потенциал сотрудничества

Педагогические технологии: интеграция национальных и современных традиций

Пути формирования гражданской, этнической и социальной идентичности учащихся средствами лингвокраеведения

Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Концепция международного культурного сотрудничества. Аспекты социально-культурного и правового регулирования

Задать вопрос