Концепция международного культурного сотрудничества. Аспекты социально-культурного и правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.11.2022

Статья просмотрена: 899 раз

Библиографическое описание:

Спиридонова, Ю. О. Концепция международного культурного сотрудничества. Аспекты социально-культурного и правового регулирования / Ю. О. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96543/ (дата обращения: 16.12.2024).



Значение международного культурного сотрудничества для международных отношений, внешней политики Российской Федерации придает все большее значение мирному диалогу между различными культурами. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 12 июля 2008 г. среди основных целей внешней политики страны названо развитие партнерства цивилизаций [1].

Суть современной концепции международного культурного сотрудничества основывается на рассмотрении культуры как необходимого средства межнационального общения. По мнению русского художника Я. К. Рериха, это важная «международная функция» культуры, составившей основу классической школы «мира посредством культуры». Он настаивал на необходимости «широкого осведомления о том состоянии, в котором находится Культура по всему миру. Где и какие утеснения она претерпевает? [2]».

В нынешнем геополитическом раскладе актуальными остаются вопросы о сотрудничестве между государствами. По справедливому замечанию исследователя Кондратюк А. В., «сотрудничество государств — это один из базовых принципов международно-правового регулирования, нормативное содержание которого составляет обязанность государств сотрудничать с целью решения общих мировых проблем» [3]. Полагаем, здесь речь идет об урегулировании конфликтов, с целью дальнейшего сотрудничества между различными странами.

Таким образом, на исследовании данного аспекта следует остановиться особо, поскольку культура является одним из приоритетов устойчивого развития, на котором Российская Федерация направляет свои усилия и ресурсы для обеспечения национальной безопасности, что объясняет несколько факторов:

— необходимость обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие внутри России;

— стремление последовательно формировать общее пространство с Европейским союзом в сфере культуры;

— национальными интересами России в условиях многополярного, поликультурного мира [4].

Следует заметить, что, культура является составной частью общественной жизни, и культурная политика в этом отношении должна рассматриваться в более широком контексте общей политики государства, которая по своей природе является общественным явлением, результатом народного и коллективного творчества общества, людей и влияние, которое они оказывают друг на друга. Также культура служит важной составляющей жизни человека, а также одним из главных факторов прогресса, который является важнейшим условием этого прогресса для того, чтобы духовный потенциал общества непрерывно повышался на основе целостного и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия творческих возможностей.

Культурные связи являются одним из наиболее гуманных и потому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука — это достояние всего человечества, они выше границы национальных барьеров [5].

При рассмотрении культуры и международного сотрудничества государства, имеет смысл обратиться к мнению таких учёных и практиков, как К. З. Акопян, А. А. Александров, Т. В. Боргоякова, Р. П. Кошкин, А. В. Кондратюк, В. И. Толстых, С. М. Павлова, В. В. Трофимов, А. С. Скачков и других. Однако, несмотря на разнообразие работ, международное культурное сотрудничество всегда оставалось перспективной темой для исследователя в силу своей многогранности, особенно с позиций социально-правового регулирования.

Необходимо отметить, что механизм правового регулирования такого сотрудничества развивался и совершенствовался в процессе обмена достижениями культуры между государствами. Система норм, регулирующих международное сотрудничество в сфере культуры, является основой международного сотрудничества государств в сфере культуры. Правовая политика в области международного культурного сотрудничества является одной из важнейших предпосылок сохранения культурного наследия разных стран и полной реализации прав граждан в научной, образовательной и культурной сферах современного общества. Правовые нормы культурного сотрудничества разрабатываются в соответствии с общими принципами международного права на основе специальных принципов, касающихся различных областей культурных достижений.

Основными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются: поддержка творческой деятельности, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей культурных благ и обмен ими и т. п. Кроме названных актуально: развитие спорта и туризма; сотрудничество между библиотеками и др.

На исследовании данного аспекта интересна позиция исследователей С. Н. Павловой и В. В. Трофимова, которые выделяют среди основных положительных моментов международного культурного сотрудничества:

1) укрепление дружественных и равноправных отношений между народами;

2) формирование справедливого стабильного мирового порядка;

3) гармоничное развитие всего международного сообщества [6].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что ученые полагают, что справедливые равноправные отношения между государствами положительно скажутся на культурном сотрудничестве.

Международные сотрудничества функционируют как пространство, в котором встречаются и взаимодействуют различные силы на разных уровнях — глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем — государственном, военном, экономическом, политическом, социальном и интеллектуальном.

Однако сегодня наблюдается объективная тенденция к расширению участников международных отношений. Международные организации становятся все более важными игроками в международных отношениях. Обычно их делят на межправительственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межправительственные организации являются устойчивыми объединениями государств на основе договоров, имеют определенную согласованную компетенцию и постоянно действующие органы.

Одним из важных направлений является сотрудничество государств в сфере охраны всемирного культурного наследия, основанное на признании того, что ценности культурного и природного наследия представляют особый интерес для всего мира, а значит должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. При полном уважении суверенитета государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и без ущерба для прав собственности, созданных национальным законодательством в отношении наследия, государства признают, что международное сообщество несет ответственность за глобальную охрану.

В целях регулирования вопросов охраны и защиты культурных ценностей в мировом масштабе в 1972 г. была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, участниками которой являются более 140 государств, в том числе и Российская Федерация. Каждое государство — сторона данной Конвенции — должно обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории.

Литература:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 года
  2. Рерих П. К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.
  3. Кондратюк А. В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование международного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. № 5 С. 193–194
  4. Кошкин Р. П. Влияние культуры, образования и воспитания на национальную безопасность // Стратегические приоритеты. 2016. № 4. С. 19–26
  5. Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО, Найроби, 26 ноября 1976г. // международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993-й. С. 340–352
  6. Павлова С. Н., Трофимов В. В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. URL: http://journal-nio.com/index.php?option=com content&view=article&id=1100&Itemid=114.
Основные термины (генерируются автоматически): международное культурное сотрудничество, природное наследие, Российская Федерация, сотрудничество государств, сфера культуры, внешняя политика, гармоничное развитие, культурное сотрудничество, международное сообщество, международное сотрудничество.


Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Закономерности общественно-экономического развития и методология исследований проблем аграрного предпринимательства

Педагогические основы развития социально-активной личности

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта государственного регулирования социально-трудовых отношений

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Роль международных организаций в области международного культурного сотрудничества. Влияние процесса глобализации на культурный обмен

Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Закономерности общественно-экономического развития и методология исследований проблем аграрного предпринимательства

Педагогические основы развития социально-активной личности

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта государственного регулирования социально-трудовых отношений

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Роль международных организаций в области международного культурного сотрудничества. Влияние процесса глобализации на культурный обмен

Задать вопрос