Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через изобразительное творчество» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 02.07.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Волченко Д. Ю. Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через изобразительное творчество» // Образование и воспитание. — 2019. — №4. — С. 9-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/135/4353/ (дата обращения: 19.09.2019).



Главный признак настоящего таланта — постоянное развитие, самосовершенствование…»

Стасов В. В., историк искусств, художественный критик

Работа с одарёнными детьми становится одним из приоритетных направлений современного образования. Неслучайно В.Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на ближайшие годы…», обозначил основную цель: «Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей со скрытой одарённостью, независимо от сферы одарённости…». При работе над проектом учитывались неоднозначные подходы к «детской одаренности». В Изостудии, много «способных» детей и приоритетной задачей является раскрытие интеллектуально — творческого потенциала каждого. Но, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Занятия изобразительным искусством призваны освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. Важно так организовать воспитательную и образовательную работу в изостудии, чтобы насытить одарённых детей разнообразием личностного самовыражения

это персональные выставки, мастер-классы, исследовательские проекты детей, авторские работы и креативные самовыражения. Для усиления развивающей, творческой, образовательной среды, способствующей раскрытию природного таланта и возможностей учащихся студии, создан педагогический проект «Самореализация одарённых детей через Изобразительное творчество»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: педагогический, творческий, практико-ориентированный

Участники проекта: учащиеся Изостудии, педагоги, родители, социальные партнёры — работники районной централизованной библиотеки, художники города, учащиеся школ города и района.

Проблема: Художник не может состояться без зрителя, нашим одарённым детям изостудии необходим свой зритель. Очень важно выявлять талантливых детей и создавать для них возможность демонстрировать результаты своего творчества широкой публике с целью удовлетворения потребности в общественном признании и личностной самоактуализации.

Гипотеза: В процессе организации и проведении открытых мероприятий с активным участием детей изостудии возрастает их уверенность в творческих силах, самореализация дарования.

Субъект проекта: одаренные учащиеся изостудии

Объект проекта: творческие способности учащихся изостудии

Цель: Создать условия для самовыражения и самореализации одаренности учащихся через изобразительное творчество.

Задачи:

– Выявить и создать условия для развития и поддержки одаренных детей изостудии;

– Создать воспитательную среду для формирования и реализации интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей;

– Исследовать уровень индивидуальных возможностей, личностных качеств, интересов и способностей учащихся изостудии

– Организовать мероприятия для повышения социального статуса и профориентации талантливых и одарённых детей.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

– Изучение необходимой литературы, подбор учебного материала;

– Исследование творческих креативных способностей учащихся;

– Выявление одарённых учащихся в изостудии, составление списка.

2. Основной

– Систематическая работа с одарёнными детьми;

– Выполнение творческих заданий повышенной сложности одарёнными детьми;

– Проведение занятий творчества для одаренных детей (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные деловые игры);

– Творческие встречи одарённых детей с художниками города, района, области;

– Организация сопровождения одарённых детей на выставки пзобразительного искусства;

– Создание авторских творческих работ одарёнными детьми в фонд пзостудии;

– Сотрудничество педагога и одарённых детей в подготовке персональных выставок;

– Формирование навыков самостоятельного проведения мастер-классов одарёнными детьми;

– Работа по проектированию и исследовательской работе с одарёнными детьми;

– Активное участие одарённых детей в профильных днях районного и областного уровня;

– Выполнение конкурсных теоретических работ по очной и заочной форме;

– Оформление творческих тетрадей с теоретическими и практическими работами;

– Участие в конкурсах и выставках детского творчества разного уровня;

– Организация персональной выставки рисунков руководителя Изостудии на уровне города.

3. Заключительный

Подведение итогов

– Создание фонда творческих работ в изостудии «Одарённые дети»

– Оформление творческого Портфолио одарёнными детьми;

– Награждение активных участников проекта;

– Благодарность родителям за воспитание и поддержку;

– Анализ проделанной работы.

Формы работы с одаренными учащимися:

– индивидуальный подход на занятиях,

– проведение занятий, направленных на развитие креативности;

– психологические консультации, тренинги, тестирование;

– активизация участия в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня;

– посещение городских выставок изобразительного творчества;

– творческие встречи с художниками города, района и области;

– создание авторских творческих работ;

– разработка Творческих тетрадей одарёнными учащимися;

– проектно-исследовательская деятельность учащихся, выходы на конференции;

– использование современных средств ИКТ;

– создание Портфолио одарённых учащихся изостудии.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и педагога;

– принцип создания условий для самопознания каждой одаренной личности;

– принцип вариативности содержания, форм, методов учебно-образовательного процесса;

– принцип свободы выбора учащимися направлений художественного самовыражения;

Система работы с одарёнными детьми:

1 уровеньподготовительный. Выявление склонностей и способностей учащегося

2 уровеньуровень освоения перспективы. Подготовка деятельностно- практической базы для дальнейшего творческого самоопределения.

3 уровеньуровень совершенствования мастерства. Самопознание и самораскрытие личности, реализация программ индивидуального раскрытия.

4 уровеньпрофессионально-ориентированный. Поддержка учащихся в их творческой и исследовательской деятельности, их профессиональная ориентация.

Работа сродителями. Проведение разъяснительной работы среди родителей на родительских собраниях, консультации, беседы, опросы, тесты, индивидуальные встречи.

Краткое содержание проекта:

– Планирование творческой работы с одарёнными детьми на учебный год и дальнейшую перспективу;

– Анкетирование, диагностика учащихся, мониторинг в дальнейшем; Выбор форм и методов индивидуального обучения;

– Проведение занятий творчества для одаренных детей: олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, профильные дни, недели творчества и науки, конкурсы знатоков искусства, предметные деловые игры; тренинги.

– Обсуждение вариантов проведения персональных выставок, очных конкурсов, мастер-классов; профильных дней.

– Защита одарёнными детьми своих творческих проектов, исследований и авторских самовыражений.

– Разработка положений персональных выставок и мастер-классов;

– Взаимодействие педагога и учащихся в выборе тематических работ для персональных выставок и мастер-классов;

– Разработка сценария проведения церемонии открытия и закрытия персональных выставок с награждением участников;

– Проведение учащимися старших групп мастер-классов для младших детей студии по оригинальным технологиям изображения.

– Участие и подведение итогов промежуточных детских конкурсов;

– Экскурсии на выставки Изобразительного и декоративного искусства; Участие в очных конкурсах и профильных днях Юного художника;

– Обмен опытом между учащимися;

– Проведение передвижных выставок и вернисажей;

– Проведение круглых столов для родителей; подведение итогов; Разработка рекомендаций работы с одаренными детьми;

– Организация персональной выставки рисунков руководителя Изостудии на уровне города.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будет:

– сформирована система работы с одаренными детьми;

– создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;

– усовершенствованы формы работы с одаренными и способными детьми;

– разработаны Индивидуальные программы с одарёнными детьми студии;

– сформирован фонд авторских работ в Изостудии «Одаренные дети»;

– увеличение числа, выявленных одаренных детей изостудии;

– организация персональной выставки рисунков руководителя Изостудии на уровне города.

– Поступление одарённых учащихся в лицеи, техникумы, вузы для дальнейшего развития по художественному профилю.

1. Обоснование идеи творческого проекта

Творческий проект «Самореализация одарённых детей через Изобразительное творчество» посвящен одарённым детям, которые пройдя большой путь образования и воспитания в стенах Изостудии и став выпускниками готовы предоставить зрителю целый ряд изобразительных работ и творческих проектов и связать свою жизнь с профессией художника в дальнейшем. Каждый одарённый учащийся должен знать, что искусство как важный источник нравственного опыта незаменимо и актуально во все времена, оно расширяет, углубляет и организует жизненный опыт человека независимо от возраста. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественного своеобразия и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Работа с одарёнными детьми стала одним из приоритетных направлений современного образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» основной задачей является: «…создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, создание системы выявления и поддержки одаренных детей…». В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества»..., «развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности».

В ходе работы над проектом в педагогической работе Изостудии были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности. В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии одаренность понимается, как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности). Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные. И. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов взаимосвязаны с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Б. Богоявленского. Он утверждает, что при создании готового творческого продукта требуются оба типа способностей. С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать. Д. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

Обобщая приведенные выше положения, можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности. Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой — как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие детей, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на занятии. Например, карточки — задания

«Дорисуй», придумай, опиши, скажи одним словом, выяви закономерность и продолжи, выскажи своё мнение или придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время дидактических игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы логики, умозаключения, творчества. Если детям будет интересно, они не устанут, а значит необходимо, усложнять задания, заинтересовывая их все больше и больше.

Проблемы одаренных детей

1.Неприязнь к школе, иногда учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3.Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уязвимость одарённых детей

1.Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

2.Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворены результатом, отсюда — низкая самооценка.

3.Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4.Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, он постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5.Потребность во внимании взрослых. Не редко манипулирует вниманием взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6.Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в усвоении новых знаний.

1. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

2. Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям.

3. Внедрение развивающих игр является эффективным средством развития детей.

4. Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Общие показатели развития детского творчества:

1. Компетентность

2. Творческая активность

3. Эмоциональность

4. Креативность

5. Произвольность и свобода поведения

6. Инициативность

7. Самостоятельность и ответственность

8. Способность к самооценке

2. Особенности работы в Изостудии с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми в Изостудии, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности. Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей студии. У младших школьников, особенно быстро, — формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства. Обогащение интеллекта идет в быстром темпе, широко проявляется фантазия. В изостудии, как правило, завешенные творческие работы детей просматриваются очень тщательно, чтобы проследить рост авторского самовыражения за определенный отрезок времени и проследить общую динамику творческого роста. Каждый учащийся учится рассказывать о своей работе, об еѐ особенностях, защищать особенности решений технологий изображения. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет, форму, композицию, главное, чтобы он мог осознанно по окончании работы определить — удалась ему та или иная идея и техника изображения и что необходимо доработать. К авторским работам детей в изостудии особое отношение. Если учащийся проявляет фантазию и креатив

– это обязательно поощряется. Самые удачные работы помещаются на Доску успеха студии, затем отправляются на различные детские конкурсы, при этом учитывается желание детей. Наблюдая за одарённым учащимся студии, сравнивая их работы, можно легко проследить развитие логического мышления, фантазии, креативности мышления. Из наблюдений, замечено, что вдохновение не всегда посещает учащихся студии. Творчество может угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия внимания со стороны родителей, а также из-за насмешек и критических замечаний других детей. В изостудии ведётся разъяснительная работа по тактичной оценке чужих работ, необходимости вежливо выражать свои мысли и эмоции.

Родителям детей студии часто советуем очень внимательно относиться к творчеству своих детей. Важно соблюдать золотую середину: не перехваливая детей, мотивировать их на ещё большее самовыражение и творчество.

Критерии результативности в работе с одарёнными детьми:

– Качественное овладение учащимися основными технологическими навыками и приемами изобразительной деятельности;

– Самостоятельное умелое использование средств художественной выразительности;

– Овладение высоким уровнем сложности художественных работ; Использование различных материалов и нетрадиционных техник;

– Раскрытие учащимися себя как индивидуальности в глазах сверстников, приобретение умений и навыков в построении общения со сверстниками;

– Умение отстаивать свою точку зрения, проявляя вдохновение и творческий креатив.

Критерии оценки самореализации личности

Критерии

Показатели

Методика

изучения

Самореализация личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личностиребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах Изоискусства.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Мотивационная сфера.

Тест оценки потребности в достижении цели. Папка достижений учащихся — портфолио.

Наблюдение Опрос

Тест

«Исследование мотивации»

Удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в изостудии.

  1. Удовлетворенность содержанием,
  2. Организацией и условиями
  3. деятельности в рамках проекта.
  4. Комфортность, защищенность одаренных детей, их личного отношения к творческим результатам.
  5. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и

развития своих детей.

Анкетирование

Наблюдение

тестирование

Конкурентноспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
  2. Участие учащихся в выставках, конкурсах,олимпиадах, конференциях, фестивалях.
  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методика

статистического

анализа данных, их динамика

3. Исследование одарённости учащихся Изостудии

Исследование № 1

По показателям исследования, по диагностике «Палитра интересов» А. И. Савенкова, Методике «Ваш творческий потенциал» Торренса (уровень креативности), а также выполнение Теста «Незаконченные рисунки» Я. Л. Коломенского и Е. А. Панько: невербальных творческих способностей, уровня изобразительных способностей, активности процесса воображения выделены — 12 детей из 72, имеющие высокие показатели выше 70 %.

Ф.И.

«Палитра интересов»

«Ваш творческий

потенциал»

«Незаконченные рисунки»

1.

Агишева Рита

75 %

76 %

75 %

2.

Безднякова Александра

88 %

92 %

100 %

3.

Владимирова Ирина

76 %

80 %

95 %

4.

Зайцева Дарья

70 %

75 %

80 %

5.

Карабанова Юлия

76 %

78 %

82 %

6.

Козина Анастасия

72 %

79 %

85 %

7.

Лияскина Варвара

90 %

92 %

100 %

8.

Малахов Максим

71 %

72 %

90 %

9.

Малахова Мария

70 %

78 %

82 %

10.

Махаткова Арина

70 %

73 %

92 %

11.

Овсянникова Дарья

84 %

90 %

95 %

12.

Рахманина Дарина

76 %

78 %

90 %

Исследование № 2

По Результатам Методики Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей) Методики Алексеева «Стиль мышления» Типологии мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И.

Божович, И. К. Маркова): были

проверены способности к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления, выделены — 12 детей из 72, имеющие высокие показатели.

Ф.И.

«Стиль

мышления»

«Повторяющиеся

фигуры»

«Лесенка

побуждений»

1.

Безднякова Александра

88 %

97 %

100 %

2.

Лияскина Варвара

95 %

98 %

100 %

3.

Владимирова Ирина

78 %

82 %

80 %

4.

Махаткова Арина

79 %

80 %

86 %

5.

Малахов Максим

65 %

66 %

72 %

6.

Зайцева Дарья

59 %

65 %

70 %

7.

Карабанова Юлия

69 %

72 %

85 %

8.

Козина Анастасия

63 %

69 %

70 %

9.

Малахова Мария

79 %

89 %

75 %

10.

Рахманина Дарина

69 %

75 %

85 %

11.

Овсянникова Дарья

85 %

92 %

85 %

12.

Агишева Рита

69 %

72 %

70 %

Исследование № 3

С помощью наблюдений, опросов и анкеты для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда),

Шкалы рейтинга поведенческих характеристик (Дж. Рензули)

Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

Методика для изучения социализированной личности учащегося (М. И. Рожков) был определён творческий потенциал и перспектива развития каждого одарённого учащегося изостудии. В таблице представлены 12 учащихся из 72, с показателями выше 50 %

Ф.И.

Шкала рейтингаповеденческих характеристик

Диагностика мотивационной структурыличности

Методика социализированной личности

1.

Агишева Рита

55 %

50 %

65 %

2.

Безднякова Александра

97 %

100 %

95 %

3.

Владимирова Ирина

56 %

65 %

80 %

4.

Зайцева Дарья

59 %

55 %

72 %

5.

Карабанова Юлия

58 %

54 %

70 %

6.

Козина Анастасия

62 %

69 %

80 %

7.

Лияскина Варвара

99 %

100 %

98 %

8.

Малахов Максим

50 %

58 %

65 %

9.

Малахова Мария

60 %

68 %

75 %

10.

Махаткова Арина

52 %

56 %

75 %

11.

Овсянникова Дарья

85 %

92 %

90 %

12.

Рахманина Дарина

55 %

62 %

70 %

Показатели активности и конкурентоспособности одарённых учащихся Изостудии

Исследование № 3

Исследование с помощью анализа — Портфолио личностного развития,

конкурентоспособности личности, профессионального самоопределения, показали следующие результаты:

Ф.И.

Участие в конкурсах

Конкурентно способность личности

Профессиональное самоопределение

1.

Агишева Рита

55 %

50 %

55 %

2.

Безднякова Александра

78 %

100 %

99 %

3.

Владимирова Ирина

52 %

56 %

70 %

4.

Зайцева Дарья

59 %

55 %

65 %

5.

Карабанова Юлия

56 %

50 %

75 %

6.

Козина Анастасия

52 %

59 %

80 %

7.

Лияскина Варвара

82 %

100 %

99 %

8.

Малахов Максим

58 %

52 %

50 %

9.

Малахова Мария

50 %

58 %

65 %

10.

Махаткова Арина

59 %

51 %

60 %

11.

Овсянникова Дарья

85 %

92 %

95 %

12.

Рахманина Дарина

56 %

52 %

60 %

Показатели активности одарённых учащихся Изостудии

За период с 2018г. по 2019г. в персональных выставках, мастер-классах, профильных днях, в конкурсах детского творчества различного уровня активно участвовало 12 учащихся из 72, показатели занесены в таблицу:

Ф.И.

Выставки,

конкурсы

Мастер-классы

Профильные

дни

1.

Агишева Рита

52 %

10 %

100 %

2.

Безднякова Александра

100 %

100 %

100 %

3.

Владимирова Ирина

67 %

100 %

50 %

4.

Зайцева Дарья

78 %

50 %

50 %

5.

Карабанова Юлия

82 %

20 %

100 %

6.

Козина Анастасия

90 %

100 %

50 %

7.

Лияскина Варвара

100 %

100 %

100 %

8.

Малахов Максим

60 %

20 %

50 %

9.

Малахова Мария

50 %

20 %

85 %

10.

Махаткова Арина

62 %

40 %

85 %

11.

Овсянникова Дарья

100 %

80 %

85 %

12.

Рахманина Дарина

65 %

45 %

100 %

5. Результаты реализации проекта:

В рамках работы над проектом в Изостудии были осуществлены мероприятия:

– Активное участие учащихся во всех конкурсах детского творчества, в течение года;

– Посещениевыставок детского творчества города и района, в течение года;

– Проведена творческая встреча с местным художником Щебетюк Еленой;

– Проведена творческая встреча с местным мастером гончарного дела;

– Проведена персональная выставка Махатковой Арины;

– Конкурс детских работ учащихся изостудии и объединений в МБУ «Школа № 91» г. Тольятти — «Новогодняя открытка», в котором участвовало 88 % учащихся Изостудии.

– Персональная выставка «Дар творчества» на которой были представлены творческие работы в разных жанрах Изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества: Бездняковой А. и Овсянниковой Д. (более 50-и творческих работ, апрель).

– Оформление Книги авторских творческих работ «Одарённые дети» в фонд Изостудии (в течение года).

– Подготовка и активное участие одарённых детей в профильном дне Юного художника (март);

– Публикация рисунка Махатковой Арины в детском журнале «Юный художник» (апрель);

– Оформление Интеллект-карт в Творческих тетрадях по Изобразительному искусству одарёнными детьми; (в течение года);

– Оформление Творческих портфолио (в течение года);

– Организация персональной выставки рисунков акварельных работ «Моменты обучения» руководителя Изостудии в стенах городской Администрации центрального района г.Тольятти.

Планируемые направления развития проекта:

– Съемка видеофильма об одарённых учащихся «Студия радости»;

– Организация передвижных выставок по городу «Творения дар»;

– Организация Персональных выставок учащихся;

– Организация мастер-классов учащимися изостудии;

– Активное участие в профильном дне Юного художника;

– Активное участие в конкурсах разного уровня;

– Посещение Художественного музея Тольятти;

– Проведение заключительных этапов психолого-педагогического исследования.

Критерии успешности реализации проекта:

В процессе успешной реализации проекта у учащихся сформируются навыки коммуникабельности, открытости и доверия к окружающим, уверенности в своих творческих силах:

– способность создавать творческую работу, через умелое использование средств художественной выразительности и изобразительной грамотности.

– повысится способность к сотрудничеству, к мотивированию творческой деятельности других, эмоционально — креативные свойства и качества личности.

– успешное использование всех изученных средств изобразительного искусства, художественной выразительности, навыков выполнения работы под руководством педагога и самостоятельно

– способность понимать и принимать другие техники выполнения работы, которые отличаются от собственных представлений по написанию картины, овладение высоким уровнем сложности художественных работ;

– самореализация себя как индивидуальности в глазах сверстников, приобретение умений и навыков в построении общения со сверстниками и взрослыми, являющимися участниками выставки

Стимулирование — поощрение дальнейшей творческой деятельности:

– Создание постоянно действующих стендов в Изостудии, посвященных победителям и призерам конкурсов детского рисунка различного уровня.

– Публичноесвоевременноепоощрениеуспеховучащихся (молнии- объявления).

– Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

– Отмечать заслугиродителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Конечные результаты:

– Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

– Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

– Количественные показатели успешности учащихся (выставки-конкурсы, профильные дни, поступление в вузы, качество знаний).

Заключение

Проект позволит развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу и творчество.

В ходе реализации проекта между учащимися и педагогом сформируются отношения сотрудничества. Такая работа раскроет и воспитает у учащихся такие черты характера, как коммуникабельность, умение моделировать, сотрудничать, работать в команде и индивидуально. Все эти черты помогут в дальнейшем становлению социально значимой личности, и ориентации в будущей профессии.

Работу с одарёнными детьми можно рассматривать, как возможность перехода на другой, более качественный уровень развития и образования. Творческий поиск, практическая самостоятельная деятельность, креативный опыт, самоактуализация внутреннего роста, достижение цели, помогут оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение — кем и каким быть.

Приложение 1

Диагностика детской одаренности

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:

– методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка,

– методики диагностики интеллектуального уровня

– методики уровня креативности и творчества

Банк методик диагностики:

  1. Анкеты для родителей учащихся:

«Способности моего ребенка»

«Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)

  1. Диагностика для педагогов

«Характеристика ученика»

«Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули), определение познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности одаренного ребенка.

Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей

Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников, применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для учеников.

«Карта индивидуального ведения» ученика

  1. Психологическая диагностика учащихся:

Методика оценки общей одаренности

Диагностика «Палитра интересов» (А. И. Савенков) Методика «Карта одаренности»

Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей)

Методика Торренса (уровень креативности) «Ваш творческий потенциал» Определение творческих способностей Х.Зиверта

Методика Алексеева «Стиль мышления»

Типология мотивов учения«Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова)

Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)

Портфолио личностного развития Конкурентоспособность личности.

Профессиональное самоопределение

Перечисленные выше диагностики позволяют выявить общую одаренность учащихся и создать целостное представление об их уровне развития. В соответствии с индивидуальными темами исследований могут использоваться специфические диагностики, связанные с выявлением частных способностей и особенностей развития ребенка.

Этапы диагностической работы с учащимися:

Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация стекается из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом ребенке.

Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренигового типа. Проведение занятий по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка.

Этап самостоятельной оценки. Посещение занятий по дополнительным предметам добровольно. Желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности». Таким образом, уже сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности.

Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития.

Диагностические задания на выявление уровня одарённости:

Тест «Незаконченные рисунки» Я. Коломенского Е. Панько

Целью является выявление невербальных творческих способностей, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения. Авторы предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Целью является выявление оригинальности мышления, уровня изобразительных способностей.

Технологии, применяемые учащимися в работе на мастер-классах Нетрадиционные техники рисования:

– Монотипия

– Рисование по восковому подмалевку

– Рисование по сырой бумаге

– Рисование и оттиск на стекле

– Витражи

– Рисование солью

– Граттаж

Исследовательская работа детей вИзостудии

Научно-практическая конференция «Мир вокруг нас»

Секция: Искусство, тема: «Витраж— сказочное великолепие прошлого инастоящего»

Проблема поиска: Витраж вызывает интерес и взрослых, и детей. Это яркий, красочный вид декоративно — прикладного искусства. В настоящее время он очень популярен.

Актуальность темы состоит в том, чтобы убедиться, что витраж — востребованный и популярный, в наше время, вид декоративно — прикладного и монументального искусства. Его яркость и нарядность привлекает жителей всех времён, именно поэтому этот вид до сих пор существует и нужен людям.

Цель работы: Выяснить особенности и средства выразительности древнего и современного витража для будущей профессии художника — дизайнера.

Задачи:

1. Выяснить историю возникновения витража.

2. Собрать информацию о производстве и технологии выполнения витража.

3. Узнать о средствах выразительности витража.

4. Выявить особенности направлений в витражном искусстве.

5. Обобщить изученный материал.

6. Научиться навыкам изображения витражными красками.

Степень изученности вопроса позволяет сделать вывод, что: витраж привлекательный вид декоративно — прикладного искусства и в наши дни. С помощью витражных красок можно выполнить красочные выразительные работы даже ребёнку. Витраж от стилизации под витраж отличается по технике исполнения работы. Некоторые виды технологии выполнения работы доступны учащимся, такие, как: капелька, сеточка, линия, фоновое покрытие краской до контура, отдельное изображение без контура. Проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что витражными красками можно работать: на стекле, бумаге, пластмассе, керамике, зеркальной поверхности.

Основная часть:

1часть. Теоретическая.

Состоит изучения витража. Производство витража очень трудоёмкое занятие. Различают монументальное направление в производстве витража, декоративно — прикладное и стилизованное. В настоящее время витраж очень востребован и популярен.

2 часть. Практическая.

Методы и формы решения проблемы.

Практическую часть нашего исследования мы выполняли в Изостудии.

В практической части нашей работы нам предстояло:

1. Изучить инструкцию по работе с витражными красками.

2. Приобрести навыки работы с витражными красками.

3. Научиться применять на практике средства выразительности витража.

4. Украсить некоторые предметы быта витражными красками.

Заключение

Витраж — востребованный и популярный, в наше время, вид декоративно — прикладного искусства. Его выразительность невозможно не заметить. Он вызывает интерес и у взрослых, и у учащихся. Техника стилизации под витраж доступна учащимся школьного возраста. С помощью витражных красок можно выполнять декоративные работы на стекле, пластмассе, прозрачной и матовой керамике, на блестящих компакт — дисках и даже на бумаге. Полученные декоративные изделия можно использовать как подарок, украшение, сувенир. Использование витражных красок совместно с живописью, графикой придаёт творческим работам ещё большую выразительность и оригинальность.

Литература:

  1. Арбат Ю. А. Путешествие за красотой. — М.: Искусство, 1996.
  2. Березина В. Г. Педагогическая работа в изостудии // Воспитание школьников. — 1994. — № 1.
  3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. — М.: Гуманист. Изд. Центр «Владос», 2000.
  4. Сокольникова Н. М. Основы живописи. — Обнинск: Титул, 1999г.
  5. http://pedsovet.su/
  6. http://festival.1september.ru/
  7. http://it-n.ru/
  8. Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. // Одаренный ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50–55. — Библиогр.: с. 55.
  9. Бурменская Г. В., Слуцкой В. М. «Одаренные дети». М., Прогресс, 2001.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 2013.
  11. Гильбух Ю. З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 2014.
  12. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2015. с.101.
  13. Лейтес Н. «Легко ли быть одаренным?». Ж. «Семья и школа». № 6. 2012, с. 34.
  14. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 2001
  15. Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К.
  16. Омарова // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.
  17. СатынскаяА. К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. — 2010. — № 6.
Задать вопрос