Работа с одаренными детьми в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 24.11.2014

Статья просмотрена: 3768 раз

Библиографическое описание:

Красильникова С. Ю. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 589-591. — URL https://moluch.ru/archive/79/13897/ (дата обращения: 11.12.2018).

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Осознавая значимость данного направления, следует поставить такие задачи:

-        создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

-        организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

-        способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

-        раскрытие творческого потенциала личности;

-        развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:

-        Устав школы

-        Программа развития школы «Становление личности воспитанника через единство обучения и воспитания в условиях интегративной школы» (раздел «Работа с одаренными детьми»)

-        Образовательные программы «Школа 2100», «Гармония», «Школа России»

-        Программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

-        Программы деятельности классных коллективов

-        Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме

-        Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника и в Группе кратковременного пребывания детей начинается работа по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

-        Дифференцированный и индивидуальный подход

-        Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)

-        Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

-        Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам

-        Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

-        Реализация Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

-        Внеклассная работа по предмету

-        Подвижные выставки творческих работ учащихся

-        Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах

-        Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»)

-        Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»

-        Проектная деятельность учащихся 3–4 классов (несколько туров):

·         классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса);

·         школьный тур (участие в конкурсе творческих проектов в рамках школы I ступени);

·         общешкольный тур (участие в малой научной конференции школы «Наши первые шаги в научном мире» — защита лучших проектов);

·         районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3–4 классов);

·         дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

-                   Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

·         Дом детского творчества (комплексная программа «Древо ремесел», успешно реализуемые программы по изобразительной деятельности, вышиванию, бумажной пластике, вязанию, бисероплетению, легоконструированию);

·         Школьная и сельская библиотеки (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);

·         Районная Детская школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);

·         ДЮСШ (физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня).

-                   расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

Работа с родителями в данном направлении включает:

-        проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т. п.);

-        консультации для родителей и индивидуальные встречи;

-        открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-        привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

-        проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

-        творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

-        отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

-        диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-        систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

-        создание банка данных «Одаренные дети»;

-        организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;

-        проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

-        содействие созданию портфолио учащегося;

-        проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

-        проведение школьного смотра методического мастерства, обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;

-        дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).

По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48–58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45 % ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13 % детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10 % составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы — учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей — чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача — так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьная мотивация, начальная школа, создание условий, развитие, работа, дополнительное образование, детская одаренность, высокий уровень, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость?

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

Обучая ребенка во внеурочной деятельности методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить учебные программы начальной школы.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей: Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Развитие одаренности обучающихся через урочную...

одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Дополнительное математическое образование.

Дополнительное образование может рассматриваться как социокультурная практика развития мотивации школьников к познанию и творчеству.

Ермаков С. В., Попов А. А. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одарённости http...

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество...

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость?

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

Обучая ребенка во внеурочной деятельности методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить учебные программы начальной школы.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей: Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Развитие одаренности обучающихся через урочную...

одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Дополнительное математическое образование.

Дополнительное образование может рассматриваться как социокультурная практика развития мотивации школьников к познанию и творчеству.

Ермаков С. В., Попов А. А. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одарённости http...

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость?

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

Обучая ребенка во внеурочной деятельности методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить учебные программы начальной школы.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей: Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Развитие одаренности обучающихся через урочную...

одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Дополнительное математическое образование.

Дополнительное образование может рассматриваться как социокультурная практика развития мотивации школьников к познанию и творчеству.

Ермаков С. В., Попов А. А. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одарённости http...

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество...

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость?

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

Обучая ребенка во внеурочной деятельности методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить учебные программы начальной школы.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей: Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Развитие одаренности обучающихся через урочную...

одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Дополнительное математическое образование.

Дополнительное образование может рассматриваться как социокультурная практика развития мотивации школьников к познанию и творчеству.

Ермаков С. В., Попов А. А. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одарённости http...

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество...

Задать вопрос