Арт-терапия в развитии художественных способностей слабовидящих детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Наумова А. А. Арт-терапия в развитии художественных способностей слабовидящих детей // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 238-240. — URL https://moluch.ru/archive/184/47302/ (дата обращения: 25.06.2019).



В статье раскрывается значение изобразительного искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Даны понятия «арт-терапия», «художественные способности». Приведена классификация художественных способностей. Описаны особенности развития художественных способностей слабовидящих детей; возможности арт-терапии в их развитии. Обобщён круг литературы, посвящённый арт-терапии в работе со слабовидящими детьми.

Ключевые слова: арт-терапия, изобразительное искусство, методика обучения изобразительному искусству, художественные способности, слабовидящие дети, классификация художественных способностей.

Зарубежные (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли и др.) и отечественные (Е. А. Медведева, А. В. Потемкина, А. И. Бороздин и др.) педагоги, врачи (А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.), психологи (Л. С. Выготский, А. И. Копытин, М. В. Киселева и др.), указывали на важную роль искусства в обучении и воспитании детей. Для детей с особыми образовательными потребностями искусство зачастую выступает одним из ведущих средств оптимизации их общего, личностного и интеллектуального развития. В этой связи всё больше возрастает интерес психологов и педагогов к арт-терапии, в частности, как к средству развития и обучения детей с ОВЗ. Из трудов Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др., следует, что изобразительная деятельность позволяет детям выражать свои мысли, чувства, ощущения без слов. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, декоративно-прикладное творчество и др.) способствует упрощению выражения переживаний и фантазий и меняет поведение в положительную сторону. По мнению детского психотерапевта В. Оклендера, занятия изобразительным искусством — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.

Обращаясь к понятию «арт-терапия» отметим, что оно понимается как «терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты» [6, с. 5]; как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отношений» [7, с. 7]; как «инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая)» [2, с.11]. В настоящее время арт-терапия находит применение не только в медицинской сфере, но и в социальной, и в психолого-педагогической, в частности, как метод развития художественных способностей — «психологических особенностей личности, позволяющих качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства» [13].

В своем труде «К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности» известный советский педагог и психолог А. Г. Ковалев выделяет опорные (природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линий, чувство пропорций, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма) и ведущие (свойства художественно-творческого воображения, эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению) свойства, а также вспомогательные средства [3]. Его классификацию дополнила Т. С. Комарова, добавив к ведущим свойствам художественных способностей свойства зрительной памяти, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, волевые свойства личности художника; к вспомогательным: свойства зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки [5].

У слабовидящих детей наблюдаются нарушения функций глаз, ведущие к искажению восприятия, линии, формы, объема, цвета и его оттенков, внимания, образной памяти, творческой фантазии и воображения, пространственного видения и пространственных представлений. В этой связи у слабовидящих учащихся большие трудности наблюдаются при передаче пространства. Часто полностью отсутствует перспективное изображение предметов и передача объема, что обусловлено нарушением бинокулярного, стереоскопического и глубинного зрения (А. И. Каплан, М. И. Земцова). А. В. Потемкина считает, что в работах слабовидящих детей наблюдается снижение уровня воссоздающего воображения, что обусловлено сокращением запаса представлений. Анализ тифлологической литературы (Литвак А. Г., Сорокина В. М., Земцовой М. И. и др.) показывает, что для творческого воображения детей с нарушением зрения характерна стереотипность, схематизм, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, образы воображения возникают на основе очень простых аналогий. Вследствие нарушений глазомерной функции, обусловленной дефектом зрения, отсутствием определенных навыков работы и сужением поля зрения у слабовидящих детей возникают трудности при поиске композиционного решения рисунка (расположение предмета в центре листа, проведение полосы в центре, деление ее на равные части без измерительных инструментов (А. В. Потемкина). Также отмечаются мелкость изображений, или размещение их на одной части листа, что также свидетельствует о наличии суженного поля зрения, что приводит к нарушению композиционного строения рисунка. Поэтому дети с дефектом зрения часто бывают недовольны результатом своей работы. Согласно исследованию Е. А. Медведевой [9], даже минимальные дефекты зрения способны оказывать негативное влияние на цветовосприятие и видение всего цветного спектра. В связи с нарушением пространственного восприятия осложняется распознавание предметов на дальнем расстоянии. Поэтому учащимся с нарушением зрения очень трудно достичь высоких ступеней в развитии изобразительной деятельности.

Изучением возможностей арт-терапии в изобразительном искусстве в работе со слабовидящими детьми в числе других занимались Е. А. Медведева, С. К. Кожохина, Н. В. Резванова, М. С. Вальдес Одриосола, Л. Д. Лебедева, А. И. Бороздин и др. В своих исследованиях и арт-терапевтических программах они описывали не только целительные, но и развивающие свойства арт-терапии. В учебном пособии «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» Е. А. Медведевой рассматривается взаимодействие искусства и педагогики, арт-терапевтические методы, направленные на художественное развитие детей с особенными возможностями [9]. С. К. Кожохина в своей книге «Растем и развиваемся вместе с искусством» определяет цель арт-терапевтических занятий в изостудии в содействии развитию художественных способностей детей с проблемами, их личностному росту и творческому самовыражению [4]. М. С. Вальдес Одриосола в своем исследовании «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии» разработала арт-терапевтическую методику, в основе которой лежит интуитивный подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ, опирающегося как на осознаваемую, так и не осознаваемую деятельность мозга, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности [10]. В книге Л. Д. Лебедевой «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» предложены различные упражнения и задания, основанные на арт-терапевтических методах, оказывающих целительное воздействие и направленные на развитие творческих способностей детей с особыми возможностями [8]. Н. В. Резвановой в пособии «Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» рассматривается специфика коррекционной работы на уроках изобразительного искусства со слабовидящими детьми в младших классах посредством арт-терапевтических методов, направленных на творческое развитие и самовыражение, социализацию слабовидящих учащихся в обществе [12]. Исследователь отмечает, что помимо воздействия на психоэмоциональное и психофизическое состояние, арт-терапия оказывает развивающее воздействие на художественные способности слабовидящих детей. При этом изобразительная деятельность может включать нетрадиционные техники рисования, декоративно-прикладное творчество, скульптуру (лепка) и т. д.

В специальной методической литературе [1, с. 59] отмечается значимость декоративного рисования как эффективного средства коррекции зрения и зрительного восприятия, формирования навыков обследования изображаемых объектов, развития наблюдательности, овладения способами аналитико-синтетической деятельности в процессе формирования предметных представлений. Декоративное рисование и декоративно-прикладная деятельность развивает творческую активность и воображение. Посредством декоративного рисования слабовидящий ребенок совершенствует представления о предметах и явлениях окружающего мира [11, с.109]. Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность глубже увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Они отличаются необычностью использования художественного материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Существует так называемая «Школа искусств», созданная педагогом-новатором А. И. Бороздиным. Концепция школы Бороздина подразумевает философско-педагогический подход к обучению детей с ОВЗ; основой является творческое развитие, оказывающее целительное воздействие на психическое состояние детей путем занятий искусством.

Таким образом, в силу ограниченных возможностей, связанных со здоровьем, обучение изобразительному искусству учащихся с особыми образовательными потребностями имеет определенные трудности. Вместе с тем изобразительная деятельность необходима всем детям для гармоничного развития. У слабовидящих детей рисование развивает не только узкие художественные способности, но и оказывает значительное влияние на формирование общих, интеллектуальных и др. способностей. Арт-терапия является мощным ресурсом для развития художественных способностей детей с нарушениями зрения, так как традиционные методики обучения изобразительному искусству для них чаще всего недоступны.

Литература:

  1. Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию// Дефектология — № 3, 1993. — 59–64 с.
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
  3. Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности/ А. Г. Ковалев// Проблемы способностей. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.
  4. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства/ С. К. Кожохина. — СПб: Речь, 2006. — 216 с.
  5. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания/ Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2009. — 352 с.
  6. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков/ А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — М.: Когито-центр, 2010. — 200 с.
  7. Копытин, А. И. Техники телесно-ориентированной арт-терапии / А. И. Копытин, Б. Корт. — М.: Психотерапия, 2011. — 128 с.
  8. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  9. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  10. Одриосола, М. С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М. С. Одриосола. — М.: Торговый дом ИОИ, 2009. — 61 с.
  11. Потемкина, А. В. Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук(13.00.03)/ Алла Вадимовна Потемкина; РГПУ им. Герцена. — СПб., 2003. — 249 с.
  12. Резванова, Н. В. Методика преподавания для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. В. Резванова. — г. Светлый. — 12 с.
  13. Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств/ Л. В. Ясинских// Художественное и духовно-нравственное образование: сборник статей. — Екатеринбург, 2001. –232–236 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, способность, развитие, нарушение зрения, декоративное рисование, зрительный анализатор, слабовидящий ребенок, декоративно-прикладное творчество.


Похожие статьи

Организация изобразительной деятельности слабовидящих...

изобразительное искусство, нарушение зрения, ребенок, программа, художественный труд, видящий глаз, острота зрения, творческое мышление, зрительная память, изобразительная деятельность.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, умение, школа, занятие, учебная деятельность, рабочее место, особое внимание, детский сад, декоративное рисование.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

В условиях детского сада изобразительная деятельность является универсальным средством развития композиционного мышления детей. Одним из действенных средств в образовании и развитии детей выступает декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ).

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Обучение изобразительной деятельности детей...

Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации.

Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно- двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия...

Похожие статьи

Организация изобразительной деятельности слабовидящих...

изобразительное искусство, нарушение зрения, ребенок, программа, художественный труд, видящий глаз, острота зрения, творческое мышление, зрительная память, изобразительная деятельность.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

изобразительная деятельность, ребенок, умение, школа, занятие, учебная деятельность, рабочее место, особое внимание, детский сад, декоративное рисование.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

В условиях детского сада изобразительная деятельность является универсальным средством развития композиционного мышления детей. Одним из действенных средств в образовании и развитии детей выступает декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ).

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Обучение изобразительной деятельности детей...

Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации.

Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно- двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия...

Задать вопрос