Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР)
Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.10.2015
Статья просмотрена: 3510 раз
Библиографическое описание:
Жалилова, В. А. Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/282/ (дата обращения: 17.12.2024).
Пояснительная записка
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…».
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ЗПР в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ЗПР к активной жизни в семье и социуме. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования детей с задержкой психического развития разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Обучение детей с ЗПР ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ЗПР является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание условий для обучения всех категорий детей, в том числе и детей с ЗПР.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся, в том числе детей с ЗПР;
содействие получению учащимися с ЗПР качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР на основе совершенствования образовательного процесса;
социальная адаптация детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Адаптированная образовательная программа общеобразовательной школы реализуется на второй ступени образования (основное общее образование).
Ожидаемые конечные результаты Адаптированной программы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание (раздел, тема) |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные, Личностные Р,П,К,Л |
|||||
1 |
Науки о природе. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований. |
1 |
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе. |
Р — осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П — логически сравнивает науки друг с другом; К — выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения; Л- осмысливает разнообразие наук о природе. |
||
2 |
Методы изучения природы Инструктаж по ТБ Практическая работа № 2. Проведение наблюдений, опытов, измерений. |
1 |
Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования |
Р — планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П — исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К — планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера; Л- осмысление методов изучения природы. |
||
1 |
Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. |
1 |
Обобщение полученных знаний на уроке о Солнечной системе. |
Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К- овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке |
||
2. |
Планеты-гиганты (Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун). Плутон. Спутники планет. |
1 |
Знание планет — гигантов, их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах планеты-гиганты. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
3 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
1 |
Сравнивают строение астероидов, комет, метеоров и метеоритов. |
П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа; К — умение работать в составе творческих групп; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
||
4. |
Звезды. Солнце — ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. |
1 |
Знание роли Солнца в формировании климата на планете. Многообразие звезд. |
Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — осознание значимости Солнца и звезд для человека. |
||
5 |
Созвездия. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. |
1 |
Знание основных созвездий, их месторасположения. |
Р — корректирует свои знания. П — отбирает необходимую информацию о созвездиях; К — ставит вопросы, выражает свои мысли; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
||
6 |
Проверочная работа по теме «Вселенная» |
1 |
Обобщение полученных знаний на уроке о Вселенной. |
Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по теме, анализирует разнообразие живых организмов; К — выражает свои мысли в ответах; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
1 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
Выделение существенных особенностей во внутреннем строении Земли. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- умение соблюдать дисциплину на уроке. |
||
2 |
Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. |
1 |
Знакомится с новыми понятиями, распознает в коллекции горные породы, минералы и полезные ископаемые. |
Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- осознание единства частей планеты. |
||
3 |
Землетрясения. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 Исследование физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры). |
1 |
Знакомится с новыми понятиями, структурирует знания. |
П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
4 |
Вулканы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 Изготовление поделки — вулкана с обозначением его строения. |
1 |
Выделение существенных особенностей в строении вулкана. |
П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа; К — умение работать в составе творческих групп; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
5 |
Суша. Атмосфера Земли. |
1 |
Знание особенностей атмосферы Земли. |
П — умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы; К — умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. |
||
6 |
Погода. Климат. Ураганы. Смерчи. |
1 |
Выделение существенных особенностей погоды и климата. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
7 |
Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. |
1 |
Выделение существенных особенностей гидросферы Земли. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
||
8 |
Проверочная работа по теме «Земля». Уникальность планеты Земля. |
1 |
Обобщение полученных знаний на уроке о планете Земля. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л- Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
||
1 |
Живые клетки. Разнообразие клеток. Строение клеток. |
1 |
Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания. |
Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- Осознание единства строения клеток. |
||
2 |
Царства живой природы. Разнообразие живых организмов. |
1 |
Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки |
Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию К — выражает свои мысли в ответах. Л. Понимание разнообразия живых организмов. |
||
3 |
Среда обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная. |
1 |
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Л — умение аргументировать свою точку зрения. |
||
4 |
Жизнь на разных материках. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных. |
1 |
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. |
Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К — овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. |
||
5 |
Природные зоны Земли. |
1 |
Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
||
6 |
Жизнь в морях и океанах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян. |
1 |
Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне. |
Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
||
7 |
Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». |
1 |
Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. |
Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л-представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. |
||
1 |
Анализ контрольной работы. Происхождение человека, древние предки человека. |
1 |
Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. |
Р — умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; П — умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства; К — умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками; Л-представление об эволюции человека как биологического и социального существа. |
||
2 |
История географических открытий. |
1 |
Знание великих путешественников и географических открытий. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объект; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение аргументировать свою точку зрения. |
||
3 |
Человек и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика |
1 |
Знание основных составляющих здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. |
||
4 |
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения |
1 |
Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. |
Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. |
||
5 |
Здоровье человека и безопасность жизни. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи |
1 |
Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. |
Р — Развитие навыков самооценки и самоанализа; П — анализ информации, установление причинно-следственных связей; К — умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. |
||
6 |
Проверочная работа по теме «Человек на Земле». |
1 |
Знание составляющих ЗОЖ, приемов оказания первой доврачебной помощи. |
Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. |
||
|
Резервное время |
6 |
|
|
||
Литература:
- «Единоеокнодоступак образовательнымресурсам»- http://windows.edu/ru
- «Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов» — http://school-collektion.edu/ru
- «Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов» — http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru