Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья [5].
В каких профессиях дети с ОВЗ могут реализовать себя?
Несмотря на то, что профессий в современном мире очень много, но ввиду ограничений по здоровью или требований к самой профессии, у детей с ОВЗ выбор ограничен.
С 2015 года в нашей школе идет внедрение и реализация программы работы с детьми с ОВЗ по направлениям социализация и профориентация.
Одним из важных направлений социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью [4].
При выборе профессий необходимо учитывать типологические и индивидуально-личностные особенности подростка, а также перспективы его развития.
В рамках данной программы мною разработаны занятия по психологии для детей с ОВЗ с элементами профориентации (7–8 класс).
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям.
Необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебного курса психологии «Познай себя» составлена на основе авторской программы Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности» [3].
Цель программы обучения:
Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях для дальнейшего профессионального самоопределения и преодоления трудностей в современном мире.
В связи с умственными особенностями обучающихся, замедленным процессом мышления, неустойчивой памятью, вниманием, преобладающим конкретным восприятием учебного материала внесены изменения в авторскую программу. На изучении некоторых тем отводится больше времени.
Содержание программы направлено на изучение знаний о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения. Нацеливает учащихся на переосмысление своего поведения, помогает социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию личности, умению соотносить свои способности и возможности с миром профессий. Представление о собственных интересах и возможностях.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые практические занятия дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения.
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного обзора психологических качеств личности и индивидуальных особенностей (характера, темперамента, способностей, потребностей, интересов, самооценки), как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».
На занятиях ученики развивают умение сопоставлять свои способности, возможности с профессиями различных типов.
Примерная тематика занятий:
— Личность и профессиональное самоопределение.
— Соотнесение качеств личности и различных видов профессий.
— Значение эмоций в профессиональной деятельности.
— Темперамент и профессия.
— Примеры профессий, где необходима хорошая память.
— Знания как характеристика личности. Взаимосвязь знаний и профессиональной деятельности.
— Необходимость мышления в профессиональной деятельности.
— Роль деятельности в развитии способностей. Способности и выбор профессии.
— Влияния самооценки на достижение своих целей, на успех в профессиональной деятельности.
Для того чтобы поддерживать устойчивое внимание и интерес к изучаемым темам, на занятиях устное объяснение материала сочетается с применением технических средств обучения, наглядных пособий, дидактического материала, учебный материал связывается с жизнью, практикой, опытом учащихся.
Методика работы с учащимися строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся.
При выборе формы учебной работы учащихся используются различные методы и приемы:
— фронтальной формы: деловая игра, беседа, практическая работа в тетрадях, выставки, чтение, рассказывание, просмотр фильмов;
— групповой формы (в парах): работа по карточкам, диспуты, исследовательская деятельность, проектная деятельность;
— индивидуальной формы: тесты, работа по карточкам, наблюдения, заполнение портфолио, выполнение мини-проектов.
Занятия наполняются просмотром различных сюжетов, фильмов, касающихся проблеме выбора, вызывающими эмоциональный отклик учащихся.
Профессиональная пригодность, эффективность и надежность деятельности существенно зависят от индивидуально-психологических особенностей личности.
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям [1].
Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные, присущие именно ему, способности, задатки и таланты. Необходимо сориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельности. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии. [2]
Литература:
- Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов — М.. ПЕР СЭ, 2001–511 с — (Современное образование). URL: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/bodrov_psy_prof.pdf (дата обращения: 24.03.201).
- Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 619–623. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 27.03.2021).
- Селевко Г. К. Познай себя / Селевко Г. К. — М.: Народное образование, 2000 г. — 112 с.
- Свистунова Е. В., Ананьева Е. В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья — 2011. № 4. — URL: http://systempsychology.ru/journal/2011_4/75-svistunova-ev-ananeva-ev-kompleksnyy-podhod-k-proforientacii-i-profkonsultirovaniyu-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения: 24.03.2021)
- Чичкова, Т. И. Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья / Т. И. Чичкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 76–78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3109/ (дата обращения: 27.03.2021).