Арт-терапия как ценный инструмент в работе педагога-психолога
Автор: Воронова Екатерина Александровна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 06.06.2019
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Воронова, Е. А. Арт-терапия как ценный инструмент в работе педагога-психолога / Е. А. Воронова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4153/ (дата обращения: 16.12.2024).
Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
Сомерсет Моэм
Работая педагогом-психологом в областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района», арт-терапию считаю ценным и незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям группы риска, детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии.
Для начала хотелось бы сказать, что арт-терапия имеет ряд преимуществ:
– получение информации об индивидуальных особенностях воспитанника, возможность понаблюдать за ними в деятельности, увидеть их внутренний мир, а самое главное, выявить возможные проблемы, которые присутствуют у ребенка.
– в процессе творческой деятельности на наших занятиях всегда присутствует атмосфера эмоционального комфорта, доброжелательности.
– воспитанники получают признание, и этим очень довольны. У них повышается самооценка, начинают исчезать неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия друг с другом.
– дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, усвоению этики поведения, что способствует нравственному развитию личности.
– каждый ребенок переживает успех в деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
– на занятиях раскрывается характер межличностных отношений несовершеннолетнего, его положение в коллективе, и даже особенности семейной ситуации.
– на моих занятиях каждый ребенок чувствует психологическую поддержку, как индивидуально, так и группе. Я не оцениваю работу и поведение ребёнка, не тороплю его.
Арт-терапия предполагает разнообразные занятия: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками часто использую нетрадиционные материалы, такие как, фольга, текстиль, ватные диски и палочки, пластилин и другие материалы.
На сегодняшний день, я отдаю предпочтение использованию на своих занятиях крепированной бумаги, или попросту, как все ее привыкли называть гофрированной (разница заключается лишь в размере гофры).
Крепированная бумага является хорошим пластичным материалом, и из нее получаются яркие, интересные и выразительные работы, которые вызывают интерес воспитанников к деятельности. При этом специальная подготовка, художественные достоинства работ не столь значимы. Кто-то из ребят увидел такую бумагу впервые, кто-то видел раньше, но не знает, как с ней работать.
Мне, как и другим психологам, необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в работе. Зная проблемы ребенка, его особенности я подбираю нужные цвета. Например, детям агрессивным или с повышенной возбудимостью, в основу работы предлагаю голубой цвет — замкнутым, застенчивым — оранжевый, ослабленным — розовый.
Например:
– Синий — оказывает успокаивающее воздействие, помогает расслабиться, способствует снятию напряжения. Может использоваться при коррекции невротических реакций, беспокойства, повышенной возбудимости и агрессии.
– Зеленый — успокаивает, способствует улучшению настроения, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей и детей с ослабленным зрением. Может использоваться при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, гиперактивности.
– Розовый — оказывает тонизирующее воздействие при подавленном состоянии. Может использоваться при коррекции неусидчивости, невротических реакций, переутомлении.
– Желтый — это цвет радости и в тоже время покоя, он способствует нейтрализации негативных действий. Может использоваться при коррекции гиперактивности, при формировании самоконтроля и для повышения самооценки.
– Красный — активизирует человека, стимулирует многие психические процессы, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты. Однако изобилие красного цвета может спровоцировать раздражение. Красный цвет рекомендуют использовать при коррекции страхов, инертности и апатии.
– Фиолетовый — оказывает угнетающее действие, снижает настроение, поэтому он используется как вспомогательный цвет.
– Коричневый — способен вызывать чувство вины, соответственно тоже используется как вспомогательный.
– Черный — оказывает угнетающее действие, вызывает страх. [1, с. 30],
Вся наша работа с бумагой строилась по принципу «от простого к сложному». Для начала с детьми начинали осваивать технику «Торцевание». Данная техника не только дает эффект «пушистости», но и является легким способом исполнения. С помощью нее дети учились создавать декоративные элементы интерьера, открытки, плакаты.
В течение 2017 года проводились занятия по арт-терапии. Интерес приходил в процессе деятельности, которая обязательно сопровождалась беседами, дискуссиями. Желающих проявить творчество не убавляется до сих пор. Даже если вначале работы у воспитанников не все получалось, то конечному результату они, несомненно, были рады. Разнообразие всегда поддерживало интерес. Иногда, если итоговый продукт деятельности не противоречил поставленным целям, я позволяла детям самостоятельно придумывать то, что они хотят создать и самим подбирать цветовую гамму.
Мои воспитанники уже оценили результат своей деятельности и с удовольствием создают новое, проявляя себя. Работы детей с успехом расходились на благотворительных ярмарках в учреждении, в школе. Большое количество работ стало подарками родным и близким при встрече. А это еще один путь к восстановлению позитивных братско-сестринских и детско-родительских отношений.
Вот несколько примеров:
Артем 9 лет. В начале года диагностика показала несколько видов дезадаптации: повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, застенчивость, слабое развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков, сниженная школьная мотивация. Уже после 1 месяца работы мальчик хорошо шел на контакт со взрослыми. После 2 месяцев у Артема появились друзья и его начинали принимать в коллектив сверстники. К концу года ребенок стал менее застенчивым, с удовольствием ходит в школу, улучшились оценки. Снизился уровень тревожности.
Екатерина 11 лет. У девочки присутствовали: повышенная возбудимость, тревожность, наличие страхов в связи с конфликтами в семье, признаки скрытой агрессии.
В коллективе сверстников Екатерину не принимали. Первые занятия были направлены на коррекцию эмоционально — волевой сферы. Больше времени отводилось индивидуальной работе. Положительная динамика стала прослеживаться только спустя 6 месяцев. Девочка начала раскрываться, почувствовала уверенность в своих силах: стала участвовать в общественной жизни как внутри нашего центра, так и за его пределами. Снился уровень тревожности, исчезли страхи из прошлой жизни. Екатерина живет и радуется жизни, зная, что у нее все будет хорошо!
И пусть мною не испробованы в арт-терапии все техники работы, но я могу гордиться полученными результатами:
В экспериментальной работе, в течение 2017 года принимали участие 30 детей, из них:
– у 10 детей из 23 в коллективе сложились более открытые, доверительные, доброжелательные отношения, снизился коэффициент конфликтности;
– 30 детей на занятиях ощущали психологический комфорт, защищенность, радость;
– у 26 детей — мною были выявлены отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы личности, что способствовало планированию дополнительных коррекционно-развивающих занятий;
– у 17 воспитанников повысился уровень самооценки, изменилось отношение к себе в позитивную сторону, появилась уверенность в себе.
Если есть результат в моей работе с использованием арт-терапии — значит, я иду в правильном направлении. Значит, мои труды не проходят зря. Я поделилась своим небольшим опытом в данном направлении со своими коллегами. Возможно, кто-то внесет его в свою практику и добьется определенных успехов. Желаю удачи!
Литература:
- Методическое пособие Тема «Использование приемов в арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Педагог-психолог Онопка Е. П. г. Атбасар 2015 г