Программы — инструментальные оболочки как педагогические средства учебной и воспитательной работы
Автор: Грищенко Виктория Игоревна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.
Дата публикации: 02.04.2018
Статья просмотрена: 199 раз
Библиографическое описание:
Грищенко, В. И. Программы — инструментальные оболочки как педагогические средства учебной и воспитательной работы / В. И. Грищенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3259/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обоснована актуальность проблемы создания программ, объединяющих в одну систему большой объём учебного материала как теоретического, так и практического характера. Приведено описание свойств программ (инструментальных оболочек), выполняемых функций и решаемые дидактические задачи. Рассмотрены авторские программы, созданные и активно используемые в образовательном процессе в Кубанском государственном университете.
Ключевые слова: компьютерная поддержка, патриотическое воспитание, профессиональная деятельность педагогов.
В концепции Профессионального стандарта педагога есть очень важное положение: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Это, в свою очередь, требует расширения пространства педагогического творчества, на что и нацелены ресурсы инновационной компьютерной дидактики. Инструментами, интегрирующими эти ресурсы в единые системы, являются комплексные программы — инструментальные оболочки (ИО). Потребность в них появилась, когда было создано большое количество отдельных учебных программ, выполняющих определённые дидактические функции и связанных общим сюжетом или содержанием. К таким программам относятся:
‒ «Путешествия по городам и странам», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612440;
‒ «УЧКОМ», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012610691;
‒ «Сила знаний», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615237;
‒ «Дороги», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612432;
На основе этих программ в КубГУ в настоящее время и создаётся большинство электронных образовательных ресурсов ИКД.
В компьютерной дидактике понятие «инструментальная оболочка» не имеет однозначной трактовки. В программировании этим понятием обозначают программы, используемые в инженерии знаний для разработки экспертных систем, как и в практике создания систем искусственного интеллекта. В практике разработки тестовых систем инструментальные оболочки — это программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, изменяя их контент. Кроме того, в одну и ту же ИО могут импортироваться различные программы в зависимости от тех дидактических задач, на которые ориентирована ИО. Общие свойства ИО ИКД состоят в следующем:
‒ предназначены для формирования крупных дидактических структур: учебных комплексов, тематических электронных образовательных ресурсов, компьютерных учебных игр с множеством заданий;
‒ ориентированы на решение определённых педагогических задач как учебной, так и воспитательной направленности;
‒ имеют титульный кадр (веб-страницу), из которой начинается навигация по всему электронному ресурсу;
‒ соответствуют требованиям Госстандарта для ЭОР;
‒ обеспечивают возможность импорта и замены различных учебных программ с локальными функциями, созданными на различных программных платформах;
‒ отличаются прозрачностью навигации внутри структуры самой ИО и встроенных программах;
‒ отличаются возможностью редактирования контента, программного и дизайнерского компонентов;
‒ имеют свидетельства о государственной регистрации в структуре Роспатента;
Первая инструментальная оболочка ИКД «Путешествие по городам и странам» была создана, когда на повестке дня встал вопрос о специфике компьютерного дизайна учебных материалов [1]. В настоящее время от учителя требуются не только знания из разных предметных областей, но и владение базовыми приёмами дизайнерского исполнения. Дизайн компьютерных программ оказывает влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость. Соотношение эффективности, экономичности, комфорта, эстетической выразительности, образности, способности вызывать положительные эмоции и ассоциации — вот извечные проблемы дизайна.
Но здесь уместно сказать и о другой стороне проблемы, эстетической, ориентирующей на воспитание художественного вкуса учащихся посредством видеоряда учебных электронных материалов. Наличие образно-эмоционального компонента является обязательным требованием к процессу создания электронных учебных материалов. Это требование реализовано в ИО «Путешествия по городам и странам», создающей интерактивную среду для формирования эстетического вкуса учащихся, осознания ими национальных идеалов и культурных ценностей, реализации задач патриотического воспитания. При этом педагоги должны учитывать, что недостаточно сводить патриотическое воспитание только к декларации соответствующих идеалов и ценностей, необходимо включать учащихся в сферу деятельности, направленной на формирование и закрепление патриотической позиции. Например, этому способствует применение в профессиональной деятельности педагогов виртуального музея, отражающего героическую историю своего народа в картинах художников.
Итак, создавая учебные материалы с потенциалом патриотического воспитания, педагог должен учитывать, что кодекс патриота своей Родины включает следующие составляющие:
‒ военно-патриотическую (готовность и умение защищать Родину от внешних врагов, а также противостоять внутренним угрозам её безопасности);
‒ историческую (знание и уважение истории своего государства и малой родины);
‒ духовно-нравственную (высокую духовность, почитание национальных традиций, соблюдение всех норм общественного поведения);
‒ экологическую (любовь к родной природе и бережное отношение к ней);
‒ эстетическую (знание и почитание всех видов национального искусства — художественных и музыкальных произведений, архитектуры, театра и кино);
‒ интеллектуально-познавательную (активность в освоении учебных предметов, эффективное применение полученных знаний);
‒ информационно-технологическую (стремление освоить инновационные производственные и интеллектуальные технологии, соответствующие состоянию научно-технического прогресса);
Инструментальная оболочка (ИО) «Дороги» построена на игровом сюжете. Педагогическая роль учебных компьютерных игр (КУИ) не ограничивается их рекреационным потенциалом, потому что они могут использоваться как средства обучения и воспитания. Кроме того, основная миссия КУИ состоит в переориентации учащихся с жанровых коммерческих игр с агрессивными сюжетами на игровые технологии с обучающим и воспитывающим эффектами. Такая задача была поставлена разработчиками компьютерной игры «Дороги». В ней пять дорог: к храму, в науку, в города и страны (путешествия), в музей, а также дорога «в никуда». Последняя иллюстрирует последствия пагубных привычек человека, таких как курение, алкоголизм, наркомания.
ИО «Дороги» включает группу методов и приемов учебно-воспитательного процесса с компьютерной поддержкой. В отличие от игр, основанных на конкретном учебном содержании, в этой ИО поставлено несколько целей, соответствующих направлению каждой из «дорог». Например, игра может выступать как средство стимулирования учащихся к самостоятельной поисковой деятельности в соответствии с содержанием разделов игры [2]. Целевые ориентиры данной программы, которые необходимо учитывать, включая ИО в профессиональную педагогическую деятельность: дидактические — расширение кругозора, стимулирование познавательной деятельности; формирование специальных умений работы с учебной компьютерной программой, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; воспитывающие — воспитание самостоятельности, формирование личностных позиций, нравственных и эстетических; воспитание сотрудничества, коммуникативности; развивающие — развитие внимания, воображения, памяти, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазии, рефлексии, находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Компьютерная поддержка игровой учебной деятельности на основе указанного сюжета осуществляется на двух уровнях: методическом (учитель изучает методики работы с программами, включёнными в ИО «Дороги», консультируется с разработчиками игры посредством электронной почты и диалоговых разделов сайтов) и дидактический (учитель организует непосредственное выполнение учащимися игровой программы, оказывает помощь в освоении как предметного содержания с помощью компьютера, так и приемов и способов работы в компьютерной среде). При дистанционном проведении игры учитель контактирует через сайты ИКД с авторами, получает доступ к закрытым разделам сайтов, регистрирует своих учеников на сайте http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, блог редакции http://школьные-годы.рф). Ученики выполняют задания «на дорогах», на сайте автоматически фиксируются индивидуальные результаты. Учитель дистанционно подводит итоги соревнования.
Как следует из содержания таблицы 1, ИО «Дороги» в большей степени выполняет воспитательные функции, чем обучающие, но можно говорить и о воспитывающем обучении компьютерных технологий.
Таблица 1
Инструментальная оболочка «Дороги»
Структура инструментальной оболочки «Дороги» |
|||||
№ |
В науку |
В музей |
В храм |
В города и страны (путешествия) |
«В никуда» |
1 |
Литература: кроссворд «Герой нашего времени» |
Виртуальный музей И. К. Айвазовского: картины, комментарии |
Храмы Сочи, web презентация, фотодокументы, исторические сведения |
Путешествие по Лондону, памятники архитектуры столицы Англии |
Вред курения: пагубное влияние табака на организм человека |
2 |
Электронный тренажёр |
Синтез музыки и живописи (пейзажи Дж. Гримшоу и музыка А. Вивальди) |
Православные иконы в истории России: икона Пресвятой Богородицы Казанская |
Знакомство с Францией с помощью мультимедиа презентации |
Создание ученических сайтов в рамках проекта «Школа без наркотиков» |
3 |
Правописание «н-нн (дорога в науку начинается с освоения родного языка) |
Золотое кольцо России, веб-презентация, фотодокументы |
Икона Пресвятой Богородицы Владимирская, духовное пение |
Федеральные земли и города Германии, веб-презентация, контрольный тест |
Интерактивный кроссворд «Влияние наркотиков на организм человека», |
5 |
Учебные заведения Сочи, веб-презентация, «Вузы Сочи» |
Музеи Сочи, достопримечательности г. Сочи, веб-презентация, лабиринт |
Храмы Сочи, веб-презентация, история храмов, тест |
Памятники природы и истории Сочи, веб-технология «Три дороги» |
Дорога на стадионы Сочи, веб-презентация, тест |
6 |
К юбилею М. Ю. Лермонтова. Дорога жизни. |
Дорога в поэзию, тест «Дорога в поэзию» |
Дорога к живописи, презентация, тест |
Дорога к горе Машук, веб-презентация, тест |
Дорога в бессмертие веб-презентация. |
Применение технологий инновационной компьютерной дидактики, как в аудиторной учебной деятельности, так и в процессе внеаудиторных занятий, а также внеклассной работе, может способствовать решению воспитательных задач. Этой проблеме в последнее время уделяется особое внимание в педагогических науках. Вербальное воспитание, имеющее давние и стойкие традиции, должно подкрепляться специально организованной деятельностью, без чего «благие пожелания могут остаться лишь пожеланиями, а воспитывающий эффект словесного убеждения оказаться крайне низким, а то и диаметрально противоположным воспитательному замыслу» [3].
В последнее время в теории электронного обучения актуализировалась задача создания новых программных структур — конструкторов, посредством которых возможна разработка новых средств обучения учителями, не владеющими умениями программирования. Сама по себе эта задача очень привлекательна, потому что её решение может дать в руки учителей и преподавателей универсальный инструмент создания новых технологий обучения на основе программных шаблонов, но с авторским контентом, что существенно может обогатить методическую «копилку» каждого творчески работающего педагога. Однако в КубГУ работа по созданию подобных программ проводится уже несколько лет. Сначала была разработана программа интернет-технологии «Поле знаний», отличающаяся от других тем, что создаётся на сайте журнала http://ya-znau.ru, имеющего название «Сила знаний». Для создания как локальной, так и сетевой версий технологий любому пользователю необходимо зайти на указанный сайт, создать учётную запись и в разделе «Учитель», выбрав соответствующий программный шаблон, заполнить с помощью клавиатуры необходимые поля. Программа сама создаёт обе версии технологии: сетевую, размещённую на сайте, и локальную, размещённую на персональном компьютере. Эта оболочка стала активно использоваться преподавателями и учителями для создания предметных ЭОР.
В заключение приведём обобщённый список структурных составляющих ИО «Сила знаний» с указанием их дидактических функций. Как следует из этого перечня технологий, применение данной инструментальной оболочки в профессиональной деятельности педагогов создаёт условия для формирования большинства ИКТ-компетентностей, как общепользовательских, так и общепедагогических.
- Словарь знаний — дидактическая функция состоит в закреплении терминов, правил, определений. Программа сообщает итоговый результат.
- Кроссворд знаний по своим дидактическим функциям дополняет «Словарь знаний», но предусматривает оперативную проверку и возможность самостоятельного создания технологии учащимися по содержанию изученной темы.
- Конструктор знаний способствует освоению знаковых систем (формул, символов), приёмы «Собрать формулу», «Опорный конспект».
- Поле знаний используется приём «учебная альтернатива» (ответ «Да» или «Нет»), выбор из двух альтернативных положений теории при факторизации её содержания.
- Лабиринт знаний используется игровая ситуация выбора траектории движения при решении конкретной учебной задачи, например, выбрать по определенному признаку элементы изученной темы.
- Формула знаний нацелена на осмысление структуры основных положений изучаемой темы посредством их составления из отдельных элементов с использованием специальных знаков (логических формул) и логических связок.
- Матрица знаний — интеграция в едином пространстве (игровом поле) основных теоретических положений изучаемой темы посредством выделения в теме 8 частей и 4-х групп.
- Пробелы в знаниях — первичная проработка практического материала, сопутствующего изучаемой теме на первом уровне сложности, отработка алгоритмов решения тренировочных задач.
- Фасетный тест знаний — освоение приёмов решения задач по содержанию изучаемой темы в соответствии с принципом «от простого к сложному», предусмотрена оперативная проверка результата, возможность повторного решения. Предусмотрены три группы сложности заданий.
- Контрольный тест знаний нацелен на итоговую проверку умений решать задачи по содержанию изучаемой темы, включает задания трёх категорий сложности.
Итак, инновационные инструментальные оболочки — это многофункциональные средства педагогической деятельности, стимулирующие развитие её творческой составляющей и обеспечивающие ей новое качество благодаря возможности создания персональной педагогической лаборатории с компьютерной поддержкой.
Литература:
- Растатурин В. И., Вилков А. Л., Золотарев Р. И. О проблемах компьютерного дизайна учебных материалов // Школьные годы. — 2008. — № 8. — С. 7–15.
- Везиров Т. Г. Психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий в профессиональном образовании // VIII Международный научно-методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования». — Ростов-н/Д: ДГТУ, 2013. — С. 35–41.
- Гершунский Б. С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: Прогностический аспект. — М.: Наука, 2012. — 97–102 с.
Ключевые слова
патриотическое воспитание, компьютерная поддержка, профессиональная деятельность педагоговПохожие статьи
Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе
В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...
Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...
Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО
Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...
Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза
В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС
Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Некоторые современные аспекты устройства и использования астрономической площадки при школе
В статье описываются современные дидактические возможности, а также особенности практического обустройства астрономической площадки. Автор особо указывает на её универсальность и междисциплинарность, обращая внимание исследователей и практикующих пед...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...
Похожие статьи
Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе
В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...
Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...
Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО
Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...
Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза
В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС
Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Некоторые современные аспекты устройства и использования астрономической площадки при школе
В статье описываются современные дидактические возможности, а также особенности практического обустройства астрономической площадки. Автор особо указывает на её универсальность и междисциплинарность, обращая внимание исследователей и практикующих пед...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...