Программы — инструментальные оболочки как педагогические средства учебной и воспитательной работы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.

Дата публикации: 02.04.2018

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Грищенко, В. И. Программы — инструментальные оболочки как педагогические средства учебной и воспитательной работы / В. И. Грищенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3259/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обоснована актуальность проблемы создания программ, объединяющих в одну систему большой объём учебного материала как теоретического, так и практического характера. Приведено описание свойств программ (инструментальных оболочек), выполняемых функций и решаемые дидактические задачи. Рассмотрены авторские программы, созданные и активно используемые в образовательном процессе в Кубанском государственном университете.

Ключевые слова: компьютерная поддержка, патриотическое воспитание, профессиональная деятельность педагогов.

В концепции Профессионального стандарта педагога есть очень важное положение: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Это, в свою очередь, требует расширения пространства педагогического творчества, на что и нацелены ресурсы инновационной компьютерной дидактики. Инструментами, интегрирующими эти ресурсы в единые системы, являются комплексные программы — инструментальные оболочки (ИО). Потребность в них появилась, когда было создано большое количество отдельных учебных программ, выполняющих определённые дидактические функции и связанных общим сюжетом или содержанием. К таким программам относятся:

‒ «Путешествия по городам и странам», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612440;

‒ «УЧКОМ», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012610691;

‒ «Сила знаний», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615237;

‒ «Дороги», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612432;

На основе этих программ в КубГУ в настоящее время и создаётся большинство электронных образовательных ресурсов ИКД.

В компьютерной дидактике понятие «инструментальная оболочка» не имеет однозначной трактовки. В программировании этим понятием обозначают программы, используемые в инженерии знаний для разработки экспертных систем, как и в практике создания систем искусственного интеллекта. В практике разработки тестовых систем инструментальные оболочки — это программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, изменяя их контент. Кроме того, в одну и ту же ИО могут импортироваться различные программы в зависимости от тех дидактических задач, на которые ориентирована ИО. Общие свойства ИО ИКД состоят в следующем:

‒ предназначены для формирования крупных дидактических структур: учебных комплексов, тематических электронных образовательных ресурсов, компьютерных учебных игр с множеством заданий;

‒ ориентированы на решение определённых педагогических задач как учебной, так и воспитательной направленности;

‒ имеют титульный кадр (веб-страницу), из которой начинается навигация по всему электронному ресурсу;

‒ соответствуют требованиям Госстандарта для ЭОР;

‒ обеспечивают возможность импорта и замены различных учебных программ с локальными функциями, созданными на различных программных платформах;

‒ отличаются прозрачностью навигации внутри структуры самой ИО и встроенных программах;

‒ отличаются возможностью редактирования контента, программного и дизайнерского компонентов;

‒ имеют свидетельства о государственной регистрации в структуре Роспатента;

Первая инструментальная оболочка ИКД «Путешествие по городам и странам» была создана, когда на повестке дня встал вопрос о специфике компьютерного дизайна учебных материалов [1]. В настоящее время от учителя требуются не только знания из разных предметных областей, но и владение базовыми приёмами дизайнерского исполнения. Дизайн компьютерных программ оказывает влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость. Соотношение эффективности, экономичности, комфорта, эстетической выразительности, образности, способности вызывать положительные эмоции и ассоциации — вот извечные проблемы дизайна.

Но здесь уместно сказать и о другой стороне проблемы, эстетической, ориентирующей на воспитание художественного вкуса учащихся посредством видеоряда учебных электронных материалов. Наличие образно-эмоционального компонента является обязательным требованием к процессу создания электронных учебных материалов. Это требование реализовано в ИО «Путешествия по городам и странам», создающей интерактивную среду для формирования эстетического вкуса учащихся, осознания ими национальных идеалов и культурных ценностей, реализации задач патриотического воспитания. При этом педагоги должны учитывать, что недостаточно сводить патриотическое воспитание только к декларации соответствующих идеалов и ценностей, необходимо включать учащихся в сферу деятельности, направленной на формирование и закрепление патриотической позиции. Например, этому способствует применение в профессиональной деятельности педагогов виртуального музея, отражающего героическую историю своего народа в картинах художников.

Итак, создавая учебные материалы с потенциалом патриотического воспитания, педагог должен учитывать, что кодекс патриота своей Родины включает следующие составляющие:

‒ военно-патриотическую (готовность и умение защищать Родину от внешних врагов, а также противостоять внутренним угрозам её безопасности);

‒ историческую (знание и уважение истории своего государства и малой родины);

‒ духовно-нравственную (высокую духовность, почитание национальных традиций, соблюдение всех норм общественного поведения);

‒ экологическую (любовь к родной природе и бережное отношение к ней);

‒ эстетическую (знание и почитание всех видов национального искусства — художественных и музыкальных произведений, архитектуры, театра и кино);

‒ интеллектуально-познавательную (активность в освоении учебных предметов, эффективное применение полученных знаний);

‒ информационно-технологическую (стремление освоить инновационные производственные и интеллектуальные технологии, соответствующие состоянию научно-технического прогресса);

Инструментальная оболочка (ИО) «Дороги» построена на игровом сюжете. Педагогическая роль учебных компьютерных игр (КУИ) не ограничивается их рекреационным потенциалом, потому что они могут использоваться как средства обучения и воспитания. Кроме того, основная миссия КУИ состоит в переориентации учащихся с жанровых коммерческих игр с агрессивными сюжетами на игровые технологии с обучающим и воспитывающим эффектами. Такая задача была поставлена разработчиками компьютерной игры «Дороги». В ней пять дорог: к храму, в науку, в города и страны (путешествия), в музей, а также дорога «в никуда». Последняя иллюстрирует последствия пагубных привычек человека, таких как курение, алкоголизм, наркомания.

ИО «Дороги» включает группу методов и приемов учебно-воспитательного процесса с компьютерной поддержкой. В отличие от игр, основанных на конкретном учебном содержании, в этой ИО поставлено несколько целей, соответствующих направлению каждой из «дорог». Например, игра может выступать как средство стимулирования учащихся к самостоятельной поисковой деятельности в соответствии с содержанием разделов игры [2]. Целевые ориентиры данной программы, которые необходимо учитывать, включая ИО в профессиональную педагогическую деятельность: дидактические — расширение кругозора, стимулирование познавательной деятельности; формирование специальных умений работы с учебной компьютерной программой, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; воспитывающие — воспитание самостоятельности, формирование личностных позиций, нравственных и эстетических; воспитание сотрудничества, коммуникативности; развивающие — развитие внимания, воображения, памяти, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазии, рефлексии, находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Компьютерная поддержка игровой учебной деятельности на основе указанного сюжета осуществляется на двух уровнях: методическом (учитель изучает методики работы с программами, включёнными в ИО «Дороги», консультируется с разработчиками игры посредством электронной почты и диалоговых разделов сайтов) и дидактический (учитель организует непосредственное выполнение учащимися игровой программы, оказывает помощь в освоении как предметного содержания с помощью компьютера, так и приемов и способов работы в компьютерной среде). При дистанционном проведении игры учитель контактирует через сайты ИКД с авторами, получает доступ к закрытым разделам сайтов, регистрирует своих учеников на сайте http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, блог редакции http://школьные-годы.рф). Ученики выполняют задания «на дорогах», на сайте автоматически фиксируются индивидуальные результаты. Учитель дистанционно подводит итоги соревнования.

Как следует из содержания таблицы 1, ИО «Дороги» в большей степени выполняет воспитательные функции, чем обучающие, но можно говорить и о воспитывающем обучении компьютерных технологий.

Таблица 1

Инструментальная оболочка «Дороги»

Структура инструментальной оболочки «Дороги»

В науку

В музей

В храм

В города и страны (путешествия)

«В никуда»

1

Литература: кроссворд «Герой нашего времени»

Виртуальный музей И. К. Айвазовского: картины, комментарии

Храмы Сочи, web презентация, фотодокументы, исторические сведения

Путешествие по Лондону, памятники архитектуры столицы Англии

Вред курения: пагубное влияние табака на организм человека

2

Электронный тренажёр

Синтез музыки и живописи (пейзажи Дж. Гримшоу и музыка А. Вивальди)

Православные иконы в истории России: икона Пресвятой Богородицы Казанская

Знакомство с Францией с помощью мультимедиа презентации

Создание ученических сайтов в рамках проекта «Школа без наркотиков»

3

Правописание «н-нн (дорога в науку начинается с освоения родного языка)

Золотое кольцо России, веб-презентация, фотодокументы

Икона Пресвятой Богородицы Владимирская, духовное пение

Федеральные земли и города Германии, веб-презентация, контрольный тест

Интерактивный кроссворд «Влияние наркотиков на организм человека»,

5

Учебные заведения Сочи, веб-презентация, «Вузы Сочи»

Музеи Сочи, достопримечательности г. Сочи, веб-презентация, лабиринт

Храмы Сочи, веб-презентация, история храмов, тест

Памятники природы и истории Сочи, веб-технология «Три дороги»

Дорога на стадионы Сочи, веб-презентация, тест

6

К юбилею М. Ю. Лермонтова. Дорога жизни.

Дорога в поэзию, тест «Дорога в поэзию»

Дорога к живописи, презентация, тест

Дорога к горе Машук, веб-презентация, тест

Дорога в бессмертие веб-презентация.

Применение технологий инновационной компьютерной дидактики, как в аудиторной учебной деятельности, так и в процессе внеаудиторных занятий, а также внеклассной работе, может способствовать решению воспитательных задач. Этой проблеме в последнее время уделяется особое внимание в педагогических науках. Вербальное воспитание, имеющее давние и стойкие традиции, должно подкрепляться специально организованной деятельностью, без чего «благие пожелания могут остаться лишь пожеланиями, а воспитывающий эффект словесного убеждения оказаться крайне низким, а то и диаметрально противоположным воспитательному замыслу» [3].

В последнее время в теории электронного обучения актуализировалась задача создания новых программных структур — конструкторов, посредством которых возможна разработка новых средств обучения учителями, не владеющими умениями программирования. Сама по себе эта задача очень привлекательна, потому что её решение может дать в руки учителей и преподавателей универсальный инструмент создания новых технологий обучения на основе программных шаблонов, но с авторским контентом, что существенно может обогатить методическую «копилку» каждого творчески работающего педагога. Однако в КубГУ работа по созданию подобных программ проводится уже несколько лет. Сначала была разработана программа интернет-технологии «Поле знаний», отличающаяся от других тем, что создаётся на сайте журнала http://ya-znau.ru, имеющего название «Сила знаний». Для создания как локальной, так и сетевой версий технологий любому пользователю необходимо зайти на указанный сайт, создать учётную запись и в разделе «Учитель», выбрав соответствующий программный шаблон, заполнить с помощью клавиатуры необходимые поля. Программа сама создаёт обе версии технологии: сетевую, размещённую на сайте, и локальную, размещённую на персональном компьютере. Эта оболочка стала активно использоваться преподавателями и учителями для создания предметных ЭОР.

В заключение приведём обобщённый список структурных составляющих ИО «Сила знаний» с указанием их дидактических функций. Как следует из этого перечня технологий, применение данной инструментальной оболочки в профессиональной деятельности педагогов создаёт условия для формирования большинства ИКТ-компетентностей, как общепользовательских, так и общепедагогических.

  1. Словарь знаний — дидактическая функция состоит в закреплении терминов, правил, определений. Программа сообщает итоговый результат.
  2. Кроссворд знаний по своим дидактическим функциям дополняет «Словарь знаний», но предусматривает оперативную проверку и возможность самостоятельного создания технологии учащимися по содержанию изученной темы.
  3. Конструктор знаний способствует освоению знаковых систем (формул, символов), приёмы «Собрать формулу», «Опорный конспект».
  4. Поле знаний используется приём «учебная альтернатива» (ответ «Да» или «Нет»), выбор из двух альтернативных положений теории при факторизации её содержания.
  5. Лабиринт знаний используется игровая ситуация выбора траектории движения при решении конкретной учебной задачи, например, выбрать по определенному признаку элементы изученной темы.
  6. Формула знаний нацелена на осмысление структуры основных положений изучаемой темы посредством их составления из отдельных элементов с использованием специальных знаков (логических формул) и логических связок.
  7. Матрица знаний — интеграция в едином пространстве (игровом поле) основных теоретических положений изучаемой темы посредством выделения в теме 8 частей и 4-х групп.
  8. Пробелы в знаниях — первичная проработка практического материала, сопутствующего изучаемой теме на первом уровне сложности, отработка алгоритмов решения тренировочных задач.
  9. Фасетный тест знаний — освоение приёмов решения задач по содержанию изучаемой темы в соответствии с принципом «от простого к сложному», предусмотрена оперативная проверка результата, возможность повторного решения. Предусмотрены три группы сложности заданий.
  10. Контрольный тест знаний нацелен на итоговую проверку умений решать задачи по содержанию изучаемой темы, включает задания трёх категорий сложности.

Итак, инновационные инструментальные оболочки — это многофункциональные средства педагогической деятельности, стимулирующие развитие её творческой составляющей и обеспечивающие ей новое качество благодаря возможности создания персональной педагогической лаборатории с компьютерной поддержкой.

Литература:

  1. Растатурин В. И., Вилков А. Л., Золотарев Р. И. О проблемах компьютерного дизайна учебных материалов // Школьные годы. — 2008. — № 8. — С. 7–15.
  2. Везиров Т. Г. Психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий в профессиональном образовании // VIII Международный научно-методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования». — Ростов-н/Д: ДГТУ, 2013. — С. 35–41.
  3. Гершунский Б. С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: Прогностический аспект. — М.: Наука, 2012. — 97–102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация программы, патриотическое воспитание, программа, компьютерная поддержка, город, игра, инструментальная оболочка, профессиональная деятельность педагогов, путешествие, свидетельство.

Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза

В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку

Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Некоторые современные аспекты устройства и использования астрономической площадки при школе

В статье описываются современные дидактические возможности, а также особенности практического обустройства астрономической площадки. Автор особо указывает на её универсальность и междисциплинарность, обращая внимание исследователей и практикующих пед...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза

В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку

Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Некоторые современные аспекты устройства и использования астрономической площадки при школе

В статье описываются современные дидактические возможности, а также особенности практического обустройства астрономической площадки. Автор особо указывает на её универсальность и междисциплинарность, обращая внимание исследователей и практикующих пед...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Задать вопрос