Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Седова, Н. В. Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС / Н. В. Седова, Т. А. Федоренко, А. Е. Городничева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114633/ (дата обращения: 28.06.2024).



Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теорий и выполнение экспериментальных заданий.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, межпредметные связи, функциональная грамотность, физико-химический эксперимент.

Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию направлять наблюдения есть лучший способ к отысканию истины.

М. В. Ломоносов

В целях обеспечения единства образовательного пространства введены единые для Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные программы (далее — ФООП), которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. [10]

Результаты освоения ФООП соответствуют современным целям образования, представленным во ФГОС как система метапредметных, предметных и личностных достижений учащегося. [6,7] Целями естественнонаучного образования в основной школе являются:

— освоение учащимися межпредметных понятий;

— готовность к самостоятельному планированию учебной деятельности и способность к учебному сотрудничеству;

— формирование системы естественнонаучных знаний, как компоненты единой картины мира;

— развитие личности обучающихся (духовно-нравственное, интеллектуальное развитие, становление экологической культуры);

— воспитание отношения к естественным наукам и технологиям, как к части культуры человечества;

— формирование умений безопасного обращения с механизмами и веществами, используемыми в повседневной жизни.

Одним из важных условий достижения этих целей — повышение функциональной грамотности обучающихся, которая проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций.

Интеграция содержания естественнонаучных дисциплин позволяет повысить качество усвоения учебного материала учащимися, подвести к осознанию единой картины Мира, привить навыки практического использования изученной теории, навыки исследовательской, экспериментальной работы

Анализируя содержание учебных программ курсов физики и химии в основной и старшей школе, можно выделить общие разделы и темы, изучение которых усилит прикладную и практическую направленность этих предметов. Например:

1) Вещества, их строение и свойства рассматриваются неоднократно и в физике, и в химии, отсюда общность теорий и законов: атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы и энергии, законы электролиза, теория строения вещества и др. Таким образом, на уроках химии можно использовать знания, полученные в курсе физики и наоборот. [2]

2) Тема электрический ток в жидкостях в физике 10 класса изучается как продолжение темы «Электролитическая диссоциация» в курсе химии 9 класса.

3) Понятия физическое тело, вещество, физическое явление, температура, тепловые процессы кипение, плавление и плотность изучаются в курсе химии 8 класса и физики 7–8-х классов.

Одним из наиболее успешных методов формирования естественнонаучной грамотности является физико-химический эксперимент. Решение учащимися практических задач всегда связано с использованием знаний и умений из различных областей науки, а также с применением их в новых ситуациях. Направления исследования или эксперимента может быть задано как педагогом, так и определено учащимися самостоятельно на основе наблюдений, опытов.

Рассмотрим примеры физико-химических экспериментов.

1. Тепловой эффект растворения на примере концентрированной серной кислоты.

Цель: знакомство с тепловым эффектом растворения веществ в воде

Методика проведения эксперимента: толстостенный стакан емкостью 200 мл наполняем дистиллированной водой (рис.1). Термометр, закрепленный в штативе, опускаем в стакан с водой так, чтобы шарик с ртутью не касался дна стакана. Отмечаем комнатную температуру. Затем медленно при помешивании стеклянной палочкой добавляем концентрированную серную кислоту из стакана на 100 мл. Температура, постепенно поднимается. Происходит гидратация молекул.

.

Рис. 1.

2. Исследование веществ и их растворов на электрическую проводимость.

Методика проведения эксперимента: изучение схемы установки. Прибор включают в цепь — лампочка не горит. Тогда накладывают металлический проводник на верхние концы электродов электролизера — лампочка загорается. Так устанавливается место разрыва цепи.

Затем в банку насыпают сухую поваренную соль, опускают электроды и вставляют вилку в штепсель. Лампочка не горит. После этого при опущенных электродах, добавляют воду, помешивая образующийся раствор. Лампочка медленно загорается.

Таким образом, проверяют электропроводность других веществ и их растворов. [3]

3. Закон сохранения массы

Цель: доказать, что закон сохранения массы соблюдается при химических процессах (реакциях).

Методика проведения эксперимента: на весах уравновешивают сосуд Ландольта. В одном сосуде уже вступившие в реакцию вещества. В другом — еще не прореагировавшие.

.

Рис. 2.

Путем переливания из одного колена сосуда Ландольта в другое, добиваются протекания химической реакции (рекомендуется брать химические процессы с видимыми изменениями — выпадение осадка, изменение цвета раствора). Равновесие весов не нарушается, что доказывает закон сохранения массы.

Еще одним способом формирования естественнонаучной грамотности является работа с научным текстом физико-химического содержания. Например: в 8 классе из текста «Химический ток и его источники» учащиеся узнают о физических и химических свойствах металлов и рассматривают протекания физических процессов с химический точки зрения. [8]

Выбор текста с описанием лабораторного исследования позволяет формировать значимые предметные результаты: проводить прямые и косвенные измерения и исследования зависимости одной физической величины от другой, сравнивать результаты, сопоставлять факты, формулировать общие положения науки о мире.

Помимо традиционного использования эксперимента в учебном процессе в виде лабораторных работ и демонстраций, эффективным оказывается использование экспериментальных задач. К экспериментальным относятся задачи, постановка и решение которых, органически связаны с экспериментом: с различными измерениями, с обсуждением и обработкой результатов опыта, воспроизведением физических явлений. [1] Во время эксперимента осуществляется воспроизведение изучаемого явления в условиях, удобных для его наблюдения и изучения.

Благодаря практической направленности, высокому уровню наглядности и проблемному характеру экспериментальная задача способствует развитию логического мышления и познавательного интереса, творческих способностей, приобретению исследовательских умений и навыков. При наблюдении явлений в ходе выполнения подобных задач наука становится ближе ученикам, что стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует формированию умения пользоваться знаниями на практике, анализировать и объяснять окружающие явления с научной точки зрения. Решая экспериментальную задачу, учащиеся находятся в условиях исследователя, стоящего «на пороге открытия». [4] При этом сам процесс обучения превращается из процесса восприятия и запоминания в процесс активного самостоятельного овладения знаниями. Чувство глубокого эмоционального удовлетворения при решении этих задач способствует более прочному усвоению приобретенных знаний.

Включение экспериментальных задач в учебный процесс позволяет реализовать классические педагогические приемы и подходы:

— проблемный (экспериментальную задачу можно предложить перед изучением новой темы для создания проблемной ситуации),

— индивидуально-дифференцированный (учителя могут варьировать условие задач, ориентируясь на уровень подготовки и способности каждого ученика),

— демонстрационно-технический (реализация принципа наглядности в обучении, непосредственная работа с оборудованием и наблюдение физических явлений — основное в данном методе),

— модельный (для решения задачи учащемуся необходимо мысленно создать модель физического процесса),

— деятельностный (школьник решает доступную ему теоретическую задачу или систему экспериментальных задач в процессе своей непосредственной теоретической или практической деятельности, приобретая при этом знания и навыки),

— задачный (экспериментальные задачи помогают лучше решать теоретические),

— межпредметный (с помощью экспериментальных задач можно проводить межпредметные связи, не только с химией и биологией, но и, например, с географией при работе с картой и определении координат и проекций векторов перемещения)

— исследовательский (вариативность парных задач позволяет ученику самому исследовать и выбрать способ решения возникшей перед ним проблемы).

Экспериментальные задачи, входящие в методическое обеспечение школьного курса физики и химии, должны удовлетворять основным дидактическим требованиям, таким как: научность, доступность, систематичность, последовательность и наглядность. [5] Они должны обеспечивать сознательность, активность действий учащихся, предполагать возможность реализации личностного подхода, адаптации с учетом индивидуальных возможностей ученика, что в целом ведет к развитию интеллектуального потенциала обучаемого.

Приведем пример некоторых экспериментальных задач:

Задача № 1: Определить плотность клюквы. (Оборудование: используя весы и банку известного объема).

Задача № 2: Определить максимальную скорость движения среднего пальца вашей руки при щелчке по камешку. (Оборудование: камешек, линейка.) [15]

Задача № 3: Определить коэффициент трения вашего ботинка. (Оборудование: грузик, весы, резинку, линейку).

Задача № 4: В одной пробирке дан раствор гидроксид натрия, во второй — раствор хлорида бария, а в третьей — раствор карбоната калия. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. В отчете напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах. (Оборудование: растворы гидроксида натрия, хлорида бария, карбоната калия, индикаторы, раствор серной кислоты, пробирки)

Задача № 5: В одну пробирку налейте 1–2 мл раствора хлорида натрия, а в другую — 1–2 мл раствора хлорида калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор нитрата серебра. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции. (Оборудование: пробирки, растворы хлорида натрия, хлорида калия, нитрата серебра)

Использование подобных задач особенно актуально в настоящее время для реализации ФООП и обновленного ФГОС, поскольку позволяет реализовать системно-деятельностный подход обучения и практическую направленность получаемых знаний. [9,11]

Приведем некоторые качества, определяемые обновленным ФГОС и Федеральными образовательными программами основного и среднего общего образования (ФОП ООО и ФОП СОО), которые формируются в процессе использования экспериментальных задач:

— личностные: способность к саморазвитию, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— метапредметные: способность использования универсальных учебных действий в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и другими учащимися, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

— предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения физики умения, виды деятельности по получению нового знания и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Систематическое применение современных средств обучения, включение различный форм эксперимента в учебный процесс, использование новейшего оборудования химико-биологического класса, реализация межпредметных связей через подбор заданий соответствующего содержания, способствует естественнонаучному развитию и формированию важнейших качеств личности. Именно способность самостоятельно добывать знания, применять их в практической деятельности, описывать физическую и химическую ситуации, распознавать и объяснять явления, делать выводы, опираясь на сформированную картину Мира — являются результатом успешного освоения школьной программы и развития функциональной грамотности.

Литература:

  1. Антипин И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6–7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974.
  2. Аршанский, Е. Я. Специфика обучения химии в физико-математических классах / Е. Я. Аршанский // Химия в школе. — 2002. — № 6. — С. 23–29.
  3. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство РСФСР, 1959.
  4. Ларина Т. А. Экспериментальные задачи в курсе физики средней школы: метод. пособ. /Т. А. Ларина, Н. И. Ермаков; Ряз. обл. инт-т развития образования. — Рязань, 2006.
  5. Основы методики преподавания физики в средней школе/ В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.; Под ред. А. В. Перышкина и др.–М.: Просвещение, 1984.
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024).
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051).
  8. Проверочная работа 8 класс, вариант 8 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.- http://минобрнауки.рф/документы
  10. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427331/
Основные термины (генерируются автоматически): задача, сохранение массы, естественнонаучное образование, знание, методика проведения эксперимента, практическая направленность, учебный процесс, экспериментальная задача, естественнонаучная грамотность, концентрированная серная кислота.


Похожие статьи

Задать вопрос