Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 21.04.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Сковран, И. Р. Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста / И. Р. Сковран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69081/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раскрываются особенности нового подхода в разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности. Отмечаются педагогические результаты и эффекты проведения занятий в условиях проектной деятельности обучающихся. Указывается на значимость педагогического сопровождения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, метод проектов, младший школьный возраст, дополнительная общеразвивающая программа, техническая направленность.

По данным Федерального статистического наблюдения за 2019 г. в России действует 12 353 государственных учреждения дополнительного образования, в которых обучается 9 201 430 детей из них 3 702 454 в возрасте 5–9 лет. Учитывая социальный запрос на развитие технической грамотности подрастающего поколения активно развивается дополнительное образование технической направленности. С каждым годом увеличивается количество кружков, объединений и секций технической направленности. Так же проводится модернизация технического оснащения образовательных организаций, расширяется штат педагогов дополнительного образования с инженерным и техническим образованием и разрабатываются новые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами и утверждаются учреждениями дополнительного образования в которых предполагается их реализация. Соблюдая формальные требования к написанию дополнительной общеразвивающей программы, педагогами зачастую упускается её смысл, а вместе с ним и цель реализации программы. В силу особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста, особенно важно акцентировать внимание на методологической основе педагогической деятельности и на способах взаимодействия педагога и обучающихся в условиях образовательной деятельности. Основной психологической особенностью младшего школьного возраста является интенсивность познавательных процессов. Выдающийся отечественный педагог и психолог В. В. Давыдов называет наиболее характерными познавательными процессами для младшего школьника восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Становится возможным заключить, что развитие вышеперечисленных способностей определяет успешность когнитивного развития ребенка в целом.

Техническое творчество реализуется в дополнительном образовании по средствам моделирования, конструирования, проектирования, программирования и исследования в областях от IT-технологий до прикладной механики. В дополнительном образовании уровень освоения программы определяется оцениванием достижений обучающихся, по их навыкам и компетенциям. Основным показателем успешности реализации программы дополнительного образования являются результаты участия обучающихся в конкурсах, где так же оцениваются их компетенции и навыки. Для детей, обучающихся в дополнительном образовании среднего и старшего школьного возраста, подобное оценивание имеет обоснованный смысл в самореализации, самоутверждении, выборе профессии и т. д. Оценивание навыков и компетенций младших школьников скорее носит поощрительный характер, стимулирует ребенка к дальнейшему посещению занятий и развивает его интерес к тому или иному образовательному направлению, что не в полной мере соответствует социальному запросу. Не смотря на формальность такого рода поощрений детей младшего школьного возраста, программы технической направленности дополнительного образования, в своей основной массе, нацелены именно на освоение, умение и знание. Прослеживается несоответствие научного заключения о приоритетах развития мышления младших школьников с целями и задачами программ технической направленности дополнительного образования. Развитие навыков и компетенций в младшем школьном возрасте, это не цель, а средства формирования мышления младшего школьника. Основываясь на выводе, что целью программ технической направленности для детей 5–9 лет не может являться развитие тех или иных навыков и компетенций становится необходимым сформулировать цель, предполагающую формирование мышления младших школьников и способную интегрироваться в любую сферу технического творчества.

По сути техническое творчество младших школьников подразумевает продуктивную деятельность обучающихся. Продуктивная деятельность характеризуется реализацией основных этапов технологии производства, которая в свою очередь, отражена в педагогической технологии метода проектов. В публикациях А. И. Бондаренко [2], Е. Н. Землянской [3], Н. М. Конышевой [4] отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся младшего школьного возраста. Применение проектного метода или метода проектов подразумевает поэтапную организацию образовательной деятельности младших школьников по выявлению проблемы, планированию, продуктивной деятельности и анализу результатов этой деятельности. При этом результатом продуктивной деятельности должен являться конкретный продукт, лично значимый для обучающегося. Наиболее успешной моделью взаимодействия педагога и обучающихся в условиях проектной деятельности является модель педагогического сопровождения. Модель педагогического сопровождения строится на принципах самостоятельности, сотрудничества, диалога, системности и позитивного эффекта. В педагогике смысложизненных ориентаций педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [1]. Основными задачами педагогического сопровождения младших школьников, основываясь на выводах В. В. Давыдова, являются задачи развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. Развитие этих познавательных процессов детей в условиях проектной деятельности, характеризует формирование проектного мышления обучающегося младшего школьного возраста. Проектное мышление младшего школьника заключается в его способности конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Исходя из вышесказанного становится возможным сделать вывод, что целью программ технической направленности дополнительного образования младших школьников является раскрытие способностей обучающихся конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели.

С целью популяризации проектной деятельности, как основы организации занятий технического творчества была разработана модель педагогического сопровождения формирования проектного мышления младших школьников. Модель педагогического сопровождения адаптивна к условиям образовательной деятельности и сферам её реализации.

Также модель предполагает формирующее оценивание достижений обучающихся, основными критериями которого являются способности ребенка к восприятию, вниманию, памяти, воображению и рефлексии. Система оценивания выстраивается педагогом самостоятельно, в зависимости от предметной области и сопутствующих ей особенностей образовательной деятельности.

Литература:

  1. Ульянова И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. — М.: РосНОУ, 2015. — 416 с.
  2. Бондаренко, А. И. Психологическая помощь. Теория и практика / А. И. Бондаренко. — М.: Класс, 2001. — 336.
  3. Землянская, Е. Н. Современные концепции начального образования / Е. Н. Землянская, О. А. Рыдзе // Завуч начальной школы. — 2008. — № 1. — С.3.
  4. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. — 2006. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, техническая направленность, педагогическое сопровождение, младший школьный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, техническое творчество, младший школьник, продуктивная деятельность, проектное мышление.


Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества с...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Задать вопрос