Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

Педагогика
21.04.2020
247
Поделиться
Библиографическое описание
Сковран, И. Р. Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста / И. Р. Сковран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69081/.


В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раскрываются особенности нового подхода в разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности. Отмечаются педагогические результаты и эффекты проведения занятий в условиях проектной деятельности обучающихся. Указывается на значимость педагогического сопровождения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, метод проектов, младший школьный возраст, дополнительная общеразвивающая программа, техническая направленность.

По данным Федерального статистического наблюдения за 2019 г. в России действует 12 353 государственных учреждения дополнительного образования, в которых обучается 9 201 430 детей из них 3 702 454 в возрасте 5–9 лет. Учитывая социальный запрос на развитие технической грамотности подрастающего поколения активно развивается дополнительное образование технической направленности. С каждым годом увеличивается количество кружков, объединений и секций технической направленности. Так же проводится модернизация технического оснащения образовательных организаций, расширяется штат педагогов дополнительного образования с инженерным и техническим образованием и разрабатываются новые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами и утверждаются учреждениями дополнительного образования в которых предполагается их реализация. Соблюдая формальные требования к написанию дополнительной общеразвивающей программы, педагогами зачастую упускается её смысл, а вместе с ним и цель реализации программы. В силу особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста, особенно важно акцентировать внимание на методологической основе педагогической деятельности и на способах взаимодействия педагога и обучающихся в условиях образовательной деятельности. Основной психологической особенностью младшего школьного возраста является интенсивность познавательных процессов. Выдающийся отечественный педагог и психолог В. В. Давыдов называет наиболее характерными познавательными процессами для младшего школьника восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Становится возможным заключить, что развитие вышеперечисленных способностей определяет успешность когнитивного развития ребенка в целом.

Техническое творчество реализуется в дополнительном образовании по средствам моделирования, конструирования, проектирования, программирования и исследования в областях от IT-технологий до прикладной механики. В дополнительном образовании уровень освоения программы определяется оцениванием достижений обучающихся, по их навыкам и компетенциям. Основным показателем успешности реализации программы дополнительного образования являются результаты участия обучающихся в конкурсах, где так же оцениваются их компетенции и навыки. Для детей, обучающихся в дополнительном образовании среднего и старшего школьного возраста, подобное оценивание имеет обоснованный смысл в самореализации, самоутверждении, выборе профессии и т. д. Оценивание навыков и компетенций младших школьников скорее носит поощрительный характер, стимулирует ребенка к дальнейшему посещению занятий и развивает его интерес к тому или иному образовательному направлению, что не в полной мере соответствует социальному запросу. Не смотря на формальность такого рода поощрений детей младшего школьного возраста, программы технической направленности дополнительного образования, в своей основной массе, нацелены именно на освоение, умение и знание. Прослеживается несоответствие научного заключения о приоритетах развития мышления младших школьников с целями и задачами программ технической направленности дополнительного образования. Развитие навыков и компетенций в младшем школьном возрасте, это не цель, а средства формирования мышления младшего школьника. Основываясь на выводе, что целью программ технической направленности для детей 5–9 лет не может являться развитие тех или иных навыков и компетенций становится необходимым сформулировать цель, предполагающую формирование мышления младших школьников и способную интегрироваться в любую сферу технического творчества.

По сути техническое творчество младших школьников подразумевает продуктивную деятельность обучающихся. Продуктивная деятельность характеризуется реализацией основных этапов технологии производства, которая в свою очередь, отражена в педагогической технологии метода проектов. В публикациях А. И. Бондаренко [2], Е. Н. Землянской [3], Н. М. Конышевой [4] отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся младшего школьного возраста. Применение проектного метода или метода проектов подразумевает поэтапную организацию образовательной деятельности младших школьников по выявлению проблемы, планированию, продуктивной деятельности и анализу результатов этой деятельности. При этом результатом продуктивной деятельности должен являться конкретный продукт, лично значимый для обучающегося. Наиболее успешной моделью взаимодействия педагога и обучающихся в условиях проектной деятельности является модель педагогического сопровождения. Модель педагогического сопровождения строится на принципах самостоятельности, сотрудничества, диалога, системности и позитивного эффекта. В педагогике смысложизненных ориентаций педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [1]. Основными задачами педагогического сопровождения младших школьников, основываясь на выводах В. В. Давыдова, являются задачи развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. Развитие этих познавательных процессов детей в условиях проектной деятельности, характеризует формирование проектного мышления обучающегося младшего школьного возраста. Проектное мышление младшего школьника заключается в его способности конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Исходя из вышесказанного становится возможным сделать вывод, что целью программ технической направленности дополнительного образования младших школьников является раскрытие способностей обучающихся конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели.

С целью популяризации проектной деятельности, как основы организации занятий технического творчества была разработана модель педагогического сопровождения формирования проектного мышления младших школьников. Модель педагогического сопровождения адаптивна к условиям образовательной деятельности и сферам её реализации.

Также модель предполагает формирующее оценивание достижений обучающихся, основными критериями которого являются способности ребенка к восприятию, вниманию, памяти, воображению и рефлексии. Система оценивания выстраивается педагогом самостоятельно, в зависимости от предметной области и сопутствующих ей особенностей образовательной деятельности.

Литература:

  1. Ульянова И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. — М.: РосНОУ, 2015. — 416 с.
  2. Бондаренко, А. И. Психологическая помощь. Теория и практика / А. И. Бондаренко. — М.: Класс, 2001. — 336.
  3. Землянская, Е. Н. Современные концепции начального образования / Е. Н. Землянская, О. А. Рыдзе // Завуч начальной школы. — 2008. — № 1. — С.3.
  4. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. — 2006. — № 1.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогическое сопровождение
метод проектов
младший школьный возраст
дополнительная общеразвивающая программа
техническая направленность
Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 140-142):
Часть 2 (стр. 81-157)
Расположение в файле:
стр. 81стр. 140-142стр. 157

Молодой учёный