Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Любов М. С. Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2905/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.

Ключевые слова: географическая подготовка, студент-бакалавр, естественно-географический факультет, компетентность, методы обучения.

Политические преобразования и социально-экономические реформы, проводимые в России с конца XX века, потребовали разработки новой парадигмы развития педагогического образования. В этот период в образовательном пространстве России на факультетах и кафедрах высших учебных заведений стали внедряться учебные программы двухуровневого высшего образования. Осуществляемое сегодня в нашей стране реформирование образования связано в значительной мере не со сменой вектора в самом образовании, а с назревшими потребностями государства в высококвалифицированных специалистах, способных к творческой деятельности. В реалиях нового времени профессиональное образование должно быть направлено на студентов-бакалавров. Цель современного образования состоит не только в том, чтобы дать студентам определенные знания и выработать умения и навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в том, чтобы сформировать у них в процессе обучения ключевые компетенции, такие, как готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность. Современной школе необходим высококвалифицированный педагог, разносторонне образованный, умеющий найти методы, приемы и средства педагогического воздействия на школьников, которые обеспечивали бы достижение целей социального заказа общества по подготовке молодого поколения к трудовой деятельности в условиях рыночной экономики [1].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профили) Биология и география, учебный план включает целый спектр географических дисциплин, которые обеспечивают подготовку будущих учителей географии в полном объеме. Таковыми являются курсы: «Картография с основами топографии», «Общее землеведение», «Геология», «География почв», «Биогеография», «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Краеведение», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география зарубежных стран».

Одной из основых дисциплин физико-географического блока является учебный предмет «Общее землеведение». Структура данной дисциплины представлена несколькими разделами, которые обладают не только основополагающим географическим материалом, но и имеют важную мировоззренческую функцию, столь необходимую для современного учителя. Так, в первом разделе курса, где Земля рассматривается как часть Вселенной, анализируются космогонические теории, гипотезы происхождения Земли и Вселенной. Второй, третий, четвертый и пятый разделы посвящаются изучению компонентных оболочек Земли – атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Эти разделы позволяют наиболее полным образом отразить начальный курс физической географии. Так, при изучении раздела «Атмосфера» рассаматриваются вопросы, связанные с воздушной оболочкой Земли и погодно-климатическими особенностями планеты в целом. В разделе «Гидросфера» изучается Мировой океан и внутренние воды. В разделе «Литосфера» дается подробная характеристика планетарного рельефа Земли в целом, а также морфоструктурного и морфоскульптурного рельефа в частности. В разделе «Биосфера» студенты знакомятся с распространением жизни на Земле, а в интегрирующем разделе «Географическая оболочка» изучают общие планетарные закономерности.

В курсе «Геология» студенты получают знания о вещественном составе земной коры, геологических процессах и истории формирования облика земной поверхности. В содержание этой дисциплины включается рассмотрение и изучение горных пород и минералов, а также геологических процессов, приведших к формированию преобладающих форм рельефа Земли.

Курс «Картография с основами топографии» знакомит будущих учителей с видами картографических произведений (карты, глобусы и т.п.), с их особенностями, методами создания и использования карт в учебном процессе. Особое внимание уделяется изучению топографических карт.

Вузовский курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории земной поверхности. Рассматривая распределение почв на планете, студенты также знакомятся с основами науки «Почвоведение». В курсе «Биогеография» изучаются закономерности распространения живых организмов на планете, флористическое и фаунистическое районирование.

Такие дисциплины, как «Физическая география России» и «Экономическая и социальная география России» (их структура традиционно включает общую и региональную части), знакомят студентов с природой, населением и экономикой своей страны. Данные курсы кроме информационно-познавательного значения располагают еще большими возможностями для патриотического воспитания молодежи [2].

Не менее важную роль в формировании чувства патриотизма играет курс «Краеведение» – комплексная дисциплина, которая связана со многими науками. Предметом изучения краеведения на данной территории являются природные объекты: формы рельефа, геологические породы и полезные ископаемые, погодно-климатические условия, внутренние воды, почвы, растительность, животный мир. Важным объектом краеведения выступает также население, его хозяйственная деятельность.

Курс «Физическая география материков и океанов» предусматривает изучение природы каждого материка и океана как самостоятельного природного комплекса Земли. Население и экономику стран мира студенты исследуют в рамках курса «Социальная и экономическая география зарубежных стран».

Наряду с традиционными формами и методами организации учебной работы на факультете (лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, коллоквиумы, экскурсии, контрольные работы и т.д.) в процессе обучения используются также новые технологии и инновационные методы работы. К таковым относится, например, проблемное чтение лекций с использованием презентаций (в том числе подготовленных студентами). На семинарских и лабораторно-практических занятиях дидактически оправданно использование таких форм работы, как круглый стол, дискуссия, проектная деятельность, работа в команде, деловые игры, моделирование педагогических ситуаций, применение тестовых и контрольных заданий в компьютерном варианте. Одной из форм организации учебных занятий по дисциплине «Краеведение» являются экскурсии и туристические походы по родному краю, в процессе которых реализуется изучение природных, хозяйственных и культурно-исторических объектов на местности.

Для повышения профессиональной компетентности будущих учителей географии в систему их профессиональной подготовки также включены элективные курсы и факультативы региональной тематики, такие, как : «Региональная геология», «Природно-территориальные комплексы региона», «Погодно-климатические особенности региона». Их реализация позволяет привнести в учебный процесс конкретность, образность, возможность привлечения личного социального опыта студента, основанного на познании своего региона.

Важной составляющей в содержании географического образования являются учебные полевые практики студентов, которые формируют профессиональные умения и навыки будущих специалистов. Согласно учебному плану по подготовке учителей географии и биологии на факультете реализовывались следующие полевые практики: «Метеорология», «Топография», «Гидрология», «Геоморфология и геология», «Почвоведение», «Ботаника», «Зоология», «Краеведение» и некоторые другие. В настоящее время с введением учебного плана для бакалавров по профилям Биология и География спектр учебных полевых практик существенно сократился, соответственно уменьшилось и общее число часов на реализацию полевых практик. Безусловно, такое сокращение практик не лучшим образом отражается на общей профессиональной подготовке будущего учителя. Положительным моментом, по нашему мнению, остается то, что проведение всех практик осуществляется на базе своего региона, в пределах Нижегородского Правобережья.

Считаем, что внедрение в процесс обучения элективных курсов региональной направленности и реализация учебных полевых практик на региональном материале делают возможным улучшение качества профессиональной подготовки и помогают формированию соответствующих компетенций будущего учителя, способного к реализации педагогической деятельности [3].

Таким образом, на естественно-географическом факультете вот уже более 25 лет успешно реализуется географическая подготовка будущих учителей. Причем, начиная с 2003 года, в соответствии с контекстом Болонского процесса, образовательная парадигма на факультете постоянно меняется. Вектор образовательной парадигмы теперь ориентирован на компетенции и компетентности как ведущий критерий подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям рынка труда, экономики и социальной жизни.

Литература:

  1. Любов М. С. Регионализация географического образования студентов-бакалавров/ М. С. Любов // Научный диалог. – 2015. – № 12 (48). – С. 441-449.
  2. Любов М. С. Региональная направленность профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах (на примере географии): диссертация … канд. педагог. наук./ М.С. Любов. – Нижний Новгород, 2002. – 140 с.
  3. Любов М. С. Теоретическая подготовка по географии студентов-бакалавров в аспекте регионализации профессионально-педагогической деятельности / М. С. Любов // Научный диалог. – 2016. – № 4 (52). – С. 361-369.
Основные термины (генерируются автоматически): будущих учителей, «Физическая география, география России», социальная география, «Физическая география России», социальная география России», «Физическая география материков, география зарубежных стран», будущих учителей географии, полевых практик, учебных полевых практик, профессиональной подготовки, социальная география зарубежных, рельефа Земли, педагогического образования, высшего образования, естественно-географическом факультете, Курс «Физическая география, основами топографии», высшего педагогического образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос