История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского
Авторы: Баков Евгений Константинович, Шеманаев Валерий Александрович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
Баков, Е. К. История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского / Е. К. Баков, В. А. Шеманаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2891/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.
Ключевые слова: географическое образование, естественно-географический факультет, кафедра географии, теории и методики обучения географии, специалисты-географы.
Географическое направление педагогического образования появилось на биолого-химическом (ныне естественно-географическом) факультете АГПИ им. А. П. Гайдара (ныне Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского) в результате скрининговых исследований обеспеченности школ южных районов Горьковской (ныне Нижегородской) области учителями географии. Была выявлена острая необходимость пополнения молодыми специалистами-географами как городских школ, так и сельских в районах области. В силу этого было принято решение начать подготовку учителей географии, что потребовало появления в Арзамасе специалистов-географов для высшей школы. В 1993 году по предварительной договоренности на работу в АГПИ из Киргизии приехали кандидаты географических наук Баков Е. К. и Мельникова А. П., которые работали научными сотрудниками в Киргизском университете. В этом же году, по инициативе декана биолого-химического факультета А. И. Сабурцева и при поддержке ректора института Г. В. Борисова был проведен первый набор студентов на специальность Биология с дополнительной специальностью География.
«Географическая ячейка» – сообщество первых педагогов-географов факультета – вначале базировалась на кафедре ботаники (зав. кафедрой Мошенцев Н. И.). В ее состав входили Баков Е. К., Савотченко Л. С., Любов М. С. и школьный учитель Малафеев В. И. Мельникова А. П. была трудоустроена преподавателем землеведения для «усиления» естественнонаучного направления факультета дошкольного и начального образования нашего института. Естественно, такой малочисленный состав преподавателей, существовавший до 1996 года, не мог обеспечить преподавание всех географических дисциплин учебного плана новой специальности. В этой связи руководство биолого-химического факультета, начиная с 1992 года, приглашало на работу молодых специалистов-географов из других вузов страны (Е. А. Половникову – из МГУ им. М. В. Ломоносова; М. И. Симагаеву – из Томского госуниверситета; М. И. Букина – из Саранского госуниверситета).
В тот период к работе на факультете также привлекались ученые Нижегородского государственного педагогического университета. Б. И. Фридман читал лекции по геологии, В. М. Смирнова вела лекционный курс по экономической и социальной географии зарубежных стран, Д. Д. Деньгин преподавал курс экономической и социальной (общественной) географии России.
Позднее, для ведения дисциплины «Методика преподавания географии» был приглашен опытный учитель СШ № 3 им. В. П. Чкалова города Арзамаса В. А. Шеманаев. В это время также шло формирование материально-технической базы преподавания географических дисциплин. Были приобретены вузовские учебники, учебные пособия, географические карты, атласы, техническое оборудование и приборы.
В 1995 году была создана новая кафедра географии и экологии, заведующим которой был назначен к.б.н., доцент А. Г. Сидорский. Создание кафедры отвечало аккредитационным требованиям специальности «География с дополнительной специальностью биология» и позволяло осуществлять полноценный образовательный процесс по данной специальности.
В 1999 году кафедра географии и экологии была переименована в кафедру географии, заведующим которой был назначен к.г.н., доцент Е. К. Баков. Под этим названием кафедра просуществовала до 2004 года, когда она поменяла название на кафедру географии, теории и методики обучения географии. Заведующими этой кафедрой в разные годы были к.п.н., доцент М. С. Любов, к.п.н., доцент В. А. Шеманаев, к.г.н., доцент А. П. Мельникова, которая для «усиления» кафедры географии, теории и методики обучения географии была переведена с факультета дошкольного и начального образования на естественно-географический факультет.
М. С. Любов в 2002 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в диссертационном совете Волжской государственной инженерно-педагогической академии на тему «Региональная направленность профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах (на примере географии)», став первым кандидатом наук, защитившим диссертацию, работая на кафедре.
В разные годы закончили аспирантуры в разных вузах страны (МГПУ, НГПУ, ПГУ) Половникова Е. А., Петров А. В., Кошелева Т. М. Шеманаев В. А был соискателем при Нижегородском государственном педагогическом университете, в диссертационном совете которого в 2004 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании».
В период с 2000 по 2009 гг. для усиления кадрового состава кафедры и повышения качества преподавания географических дисциплин на кафедру привлекались ученые Нижегородского государственного педагогического университета. Доктор географических наук, профессор А. Н. Диких читал лекции и проводил практические занятия по общему землеведению. Кандидаты географических наук, доценты Н. Н. Копосова читала лекции по экономической и социальной географии зарубежных стран, А. А. Терентьев читал лекции и проводил практические занятия по физической географии России. Н. В. Захарова вела дисциплину экономическая и социальная география России. И. А. Вдовина преподавала геологию. В качестве председателя ГЭК на кафедру неоднократно приглашалась к.г.н., доцент О. В. Глебова.
Пробовали свои силы в преподавании географических дисциплин и выпускники разных кафедр естественно-географического факультета. По 1 году на кафедре проработали В. В. Наганов, М. Ю. Коршунов. 2 года преподавателями кафедры были И. В. Татанов, Е. А. Пасютина, Е. Е. Жбанова. Трудовой стаж работы на кафедре Е. Н. Акимовой составил 5 лет, Н. П. Канатьевой – 7 лет, А. В. Петрова – 10 лет, Т. М. Кошелевой – 11 лет.
В это время штатные сотрудники кафедры обучались в различных аспирантурах. Е. Е. Жбанова училась на кафедре экономической география аспирантуры РГПУ им. А. И. Герцена, Н. П. Канатьева – на кафедре геоморфологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Е. Н. Акимова – на кафедре экономической география аспирантуры РГПУ им. Герцена.
К сожалению, в силу разных обстоятельств обучение в аспирантурах не завершилось защитой кандидатских диссертаций. Сегодня эти педагоги заняты другими видами деятельности.
В течение длительного времени на кафедре успешно трудились наши лаборанты – А. М. Плохова, О. М. Крылова, Т. Дудина, Т. Н. Бобкова, которые в разные годы покинули институт.
В июле 2012 года кафедра географии, теории и методики обучения географии была преобразована в кафедру географии и экологии, заведующим которой стал выпускник факультета, к.б.н., доцент Д. М. Кривоногов.
Многие годы преподаватели кафедры активно и плодотворно сотрудничали с кафедрой физической географии (заведующий кафедрой д.п.н., профессор Винокурова Н. Ф.) и кафедрой экономической географии и методики обучения географии (заведующий кафедрой к.г.н., доцент Деньгин Д. Д.) Нижегородского государственного педагогического университета. В наши дни продолжается совместная научная работа с кафедрой теории и методики обучения географии и краеведения РГПУ им. А. И. Герцина (заведующий кафедрой д.г.н., профессор Сухоруков В. Д.), кафедрой физической географии и экологии ландшафтов Пермского государственного университета (заведующий кафедрой д.г.н., профессор Назаров Н. Н.), лабораторией русловых и эрозионных процессов при кафедре геоморфологии (заведующий кафедрой д.г.н., профессор Чалов Р. С.) географического факультета МГУ.
В 2009 году вузом был заключён договор о сотрудничестве с лабораторией микроэволюции млекопитающих ГУ РАН «Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН» (Москва, Россия), в рамках которого под руководством Кривоногова Д. М. выполняются научные исследования мелких млекопитающих Среднего Поволжья. Кроме того, продолжается тесное сотрудничество с лабораторией биологического разнообразия при кафедре зоологии и общей биологии Нижегородского государственного педагогического университета.
На кафедре сложились деловые отношения с арзамасской метеостанцией, на которой работали и работают многие выпускники факультета.
В процессе обучения студенты-географы нашего факультета проходили разнообразные полевые практики по топографии, геоморфологии, гидрологии, метеорологии, геоботанике вначале на территории Пустынского заказника (биостанция «Золотой мыс»), а с 2002 года – на территории базы отдыха «Сосновая роща».
В рамках изучения геологического строения и рельефа территории Нижегородской области студенты посещали Ичалковский бор, Бебяевское месторождение гипса, Слизневский и Ветошкинский карьеры строительного песка Арзамасского района, Анненковский карьер Вадского района, Гремячевское месторождение доломитного (известнякового) щебня Кулебакского района, геологический музей ФГУГП Волгогеология Нижнего Новгорода.
Комплексная ландшафтная практика студентов проходит в районе бассейна реки Теша лесопарковой зоны 11 микрорайона города Арзамаса. Практика по почвоведению проводится в окрестностях города Арзамаса и на территории базы отдыха «Сосновая роща» Арзамасского района. На практике по экономической географии студенты знакомятся с производствами города Арзамаса (ЗАО «Арзамасский хлеб», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Кондитерская фабрика «Арзамассочка», ОАО «Рикор Электроникс», Арзамасского района (ООО «Пешеланский гипсовый завод»), города Нижнего Новгорода (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» и др.).
На практике по краеведению студенты знакомятся с объектами природного и культурного наследия Нижегородской области и других регионов страны (Старопустынский природный комплекс Арзамасского района, уникальный источник минеральных вод «Кипячий ключ» (с. Архангельское Шатковского района), озера Круглое, Долгое, Черное (Шатковский район), обладающие целебными сапропелевыми грязями, Лысковский плодопитомник, Мордовский государственный природный заповедник им. П. Г. Смидовича, Нижегородский кремль, Музейно-туристический комплекс «Город мастеров» (город Городец), филиал ПАО «РусГидро» — «Нижегородская ГЭС», «Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», усадьба Пашковых, усадьба барона Жомини Гагинского района, Павловский краеведческий музей. Преподавателями кафедры были организованы многочисленные экскурсии студентов в Москву, Чебоксары, Ярославль, Ростов Великий, Саранск, Сергиев-Посад и другие города России. Студенты-заочники полевые практики проходили в пределах города Арзамаса и его окрестностей.
На базе кафедры при поддержке руководства вуза и факультета были проведены научно-практические конференции международного уровня: «Проблемы эрозионных и русловых процессов в учебных курсах» (2002 год), «Второе пленарное межвузовское координационное совещание по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов» (2011 год), в работе которых принимали участие ученые университетов Польши и Румынии, Москвы, Томска, Курска, Волгограда, Житомира, Астрахани, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода. Преподаватели кафедры выступали с научными докладами по тематике своих исследований в Москве, Перми, Саратове, Ижевске, Белгороде, Нижнем Новгороде.
Научно-исследовательская работа ведется и среди студентов, которые ежегодно принимают активное участие в региональных, всероссийских и межвузовских студенческих конференциях, и олимпиадах в Самаре, Саранске, Нижнем Новгороде, где показывают хорошие результаты. Студенты, добившиеся отличных результатов в учебе и общественной жизни института и факультета, были удостоены повышенных и именных стипендий им. А. П. Гайдара, им. Г. В. Борисова.
Выпускники факультета трудятся по всей стране и далеко за ее пределами. Они с гордостью несут звание выпускника естественно-географического факультета. Это подтверждается высоким уровнем их профессионализма, любовью и уважением их учеников, готовностью пожертвовать ради них своей жизнью, что и сделал выпускник 2007 года Кириллов Андрей Николаевич, учитель географии школы № 263 города Москвы, заслонив собой на уроке географии учеников своего класса от пуль одноклассника.
За многолетний труд преподаватели кафедры были награждены почётными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации: к.б.н., доцент Кривоногов Д. М., к.б.н., доцент Кончина Т. А., к.п.н, доцент М. С. Любов, к.г.н., доцент А. П. Мельникова, ст. преподаватель Савотченко Л. С., к.п.н., доцент В. А. Шеманаев.
Доцент, к.п.н. Любов М. С. является Почётным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.
Коллектив кафедры чтит традиции, живет настоящим и уверенно смотрит в будущее.
Ключевые слова
географическое образование, естественно-географический факультет, кафедра географии, теории и методики обучения географии, специалисты-географыПохожие статьи
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете
В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.
55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского
В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...
Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла
В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...
История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского
В статье приведены исторические материалы становления и развития кафедры физической культуры Арзамасского государственного педагогического института (ныне АФ ННГУ). Описаны исторические события, сообщаются сведения о людях, внесших значительный вклад...
Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.
История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.
Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»
В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.
Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби
В статье авторы ведут обзор одной из сильнейших кафедр самого крупного университета Казахстана — Казахского национального университета имени Аль-Фараби, кафедры теплофизики и технической физики, физико-технического факультета.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Похожие статьи
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете
В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.
55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского
В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...
Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла
В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...
История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского
В статье приведены исторические материалы становления и развития кафедры физической культуры Арзамасского государственного педагогического института (ныне АФ ННГУ). Описаны исторические события, сообщаются сведения о людях, внесших значительный вклад...
Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.
История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.
Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»
В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.
Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби
В статье авторы ведут обзор одной из сильнейших кафедр самого крупного университета Казахстана — Казахского национального университета имени Аль-Фараби, кафедры теплофизики и технической физики, физико-технического факультета.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.