История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Сидорова, Т. В. История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского / Т. В. Сидорова, Т. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2925/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приведены исторические материалы становления и развития кафедры физической культуры Арзамасского государственного педагогического института (ныне АФ ННГУ). Описаны исторические события, сообщаются сведения о людях, внесших значительный вклад в развитие кафедры. Дается характеристика деятельности кафедры по различным направлениям работы в настоящий период.

Ключевые слова: история, ВУЗ, кафедра физической культуры, спорт, достижения.

20 декабря 2017 кафедра физической культуры Арзамасского филиала ННГУ отмечает 55 лет. Именно в этот день в 1962 году Приказом Министерства Просвещения РСФСР №5-390 в Арзамасском педагогическом институте имени А.П. Гайдара ( ныне Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И. Лобачевского) была создана кафедра физического воспитания.

Решение о создании кафедры было связано с необходимостью организации спортивно-массовой работы среди учащейся молодёжи. Это решение основанно на выполнении одной из основных задач, поставленных партией и правительством перед руководством ВУЗов страны.

1962 год – это дата официального становления кафедры. Но сама деятельность по физической подготовке населения начата задолго до этого. Еще в 1934 году физическую подготовку студентов в Арзамасском учительском институте- предшественнике Арзамасского государственного педагогического института имени А.П. Гайдара – организовал заведующий хозяйством М.И. Ирайд.

В феврале 1935 года в институте была введена обязательная утренняя физзарядка. С сентября 1935 начато преподавание предмета «Физическое воспитание», у истоков преподавания предмета стоял опять же М.И. Ирайд.

С 1 февраля 1937 года преподавание физической культуры было исключено из учебных планов и заменено факультативными секциями по различным видам спорта: лыжня подготовка, лёгкая атлетика, стрельба, волейбол.

В связи обстановкой военного времени 20 января 1943 года в институте была открыта кафедра военно-физкультурной подготовки, которую возглавил С.Н. Пиотровский. Вскоре, в декабре 1943 года, в связи с уходом на фронт заведующей кафедрой стала Р.Д. Любицына.

С апреля 1944 года кафедрой руководит капитан Красной Армии И.Ю. Поварс. В декабре 1944 кафедру возглавил полковник кавалерии И.И. Клугман.

В феврале 1947 года кафедра военно-физкультурной подготовки была расформирована.

В сентябре 1949 года была основана кафедра физического воспитания, которую возглавил В.Д. Рогожин. Он же являлся председателем профкома преподавателей института.

В 1940-50-е гг. на кафедре трудились В.Н. Ершов, П.Г. Кормилицын, Р.Д. Любицына, В.И. Орлов, А.А. Споренков – спортсмены, специалисты в области физической культуры и спорта, организаторы физкультурного движения в городе Арзамасе.

В конце 1952 года преподавателей кафедры перевели в штат кафедры педагогики реорганизованного к тому моменту учительского института. К концу учебного года в институте работали всего 37 преподавателей, из них 6 – кандидаты наук, функционировали Ученый совет, партком, организация ВЛКСМ, студпрофком.

Важной частью досуга студенчества были художественная самодеятельность и занятия спортом. Достижения физкультурников АГПИ освещала стенгазета «Спорт», работу кружков – стенгазеты и альманахи. Регулярно студентами оформлялись стенгазеты и в общежитиях. Организатором торжественных мероприятий в институте обычно выступало партбюро АГПИ. После собраний традиционно устраивались спортивно-массовые соревнования, праздничные концерты художественной самодеятельности.

Из воспоминаний студентки института 1950- годов Н.В. Ершовой: «Начало 50- годов отмечалось увеличением числа занимающихся физической культурой. Тогда увлечение это буквально было повальным. Всем хотелось научиться всему: бегу на лыжах и коньках, всем видам легкой атлетике, гимнастике, игровым видам. Например, в то время существовало зимнее двоеборье у женщин: гонки – 8 км и слалом. В Горьком (ныне г. Нижний Новгород) была проложена трасса по спуску на Набережной. Арзамасские студенты были постоянными участниками этих соревнований. В те годы институт был эпицентром всей спортивной жизни города, хотя спортзала в институте не было. В 50 годы существовало спортивное общество студентов АГПИ. Оно называлось сначала «Искра», затем «Буревестник».

Спортсменов АГПИ всегда отличали высокие достижения в спорте. Студенты неоднократно становились чемпионами и призерами области по легкой атлетике, лыжам, хоккею, баскетболу, волейболу, гимнастике и велосипедному спорту, скороходьбе, метаниям, прыжкам в длину, прыжкам высоту. Популярными были шашки и шахматы. По данным видам спорта проводилась общеинститутская спартакиада.

В 1950 – 1960 годы преподаватели, работающие на кафедре, были универсалами в различных видах спорта и большими энтузиастами. Один из ярких тому примеров – В.Н. Ершов. В легкой атлетике он первый в Арзамасе внедрил в учебный процесс виды метаний – ядро, диск, в зимних видах – коньки. Как отмечает в своих воспоминаниях Н.В. Ершова, «развлечений для молодежи в то время не было никаких, и молодые люди потянулись на стадион. Существовал целый ритуал Сначала расчищали каток, затем шла тренировка. Все существовало на основе самодеятельности, никто ничего не требовал. То, что В.Н. Ершов учил кататься на коньках – было настоящей радостью».

В 1964 -1970 годах кафедру физического воспитания возглавлял А.Б. Юргенс. В это время сотрудниками кафедры являлись Гнидин А.И., Лазарева В.А., Малина Л.Н., Матвеев В.С., Миляева Л.А.,Родин Ю.С. Плод их руководством занятия плаванием проходили на реке Теша, занятия лыжными гонками в поле, на незастроенной городской территории.

В 1970-1980-х годах кафедру возглавлял Н.А. Гладков. Позже он стал деканом факультета начального образования, затем проректор по заочному обучению. Имел I спортивный разряд по легкой атлетике. Под его руководством закладывались основы спортивной материально-технической базы, формировался костяк преподавательского состава кафедры. Во много благодаря его настойчивости и организаторским способностям были построены институтская лыжная база, большой спортивный зал.

В 1980-1984 годах кафедру возглавлял В.А. Белов – мастер спорта по конькобежному спорту.

В 1984-1986 годах кафедрой руководил В.Ф. Гришин. Он сам мел I спортивный разряд по легкой атлетике, был неоднократным победителем городских и областных соревнований и до сих пор является большим энтузиастом спортивно-массовой работы.

В 1986-1996 годах кафедру возглавлял В.Г. Жуков – спортсмен, имевший первые разряды по настольному теннису, лыжным гонкам, активный участник соревнований городского и областного уровней.

В период с 1998 по – 2007 годы во главе кафедры стогял В.Ф. Гришин.

24 сентября 1998 года решением Учёного Совета АГПИ им. А.П. Гайдара кафедра физического воспитания была переименована в кафедру физической культуры. Ей был присвоен статус общеинститутской кафедры, каковой она являлась до 2014 года, когда была включена в состав естественно-географического факультета.

В период с 1970 по настоящий момент на кафедре трудились многие прекрасные специалисты- спортсмены – Белянина Г.И., Головань А.Г., Горюнов В.М., Лазарева В.А., Ковалев Б.А., Малышев А.А., Николаев В.И., Титова Т.Ф., Тишкина Н.А., Сапожников В.Л., Усимов Н.А., Филиппов В.В., Шишкина М.Л., Шишкин В.В.

Достижения любого вуза а складываются из конкретных дел, результатов труда коллектива. В многообразии коллективных всегда можно выделить тех людей, которые внесли в них самый значительный вклад. На кафедре физической культуры сформировалась сплоченная команда молодых преподавателей, талантливых ученых. Руководителем кафедры сегодня является кандидат педагогических наук, доцент Сидорова Т.В., которая успешно возглавляет кафедру с 2007 г. Кандидат педагогических наук, доцент Полякова Т.А., кандидат биологических наук, доцент Михайлова С.В. вносят большой вклад в развитие кафедры физической культуры, активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Активное участие в реализации физкультурно-оздоровительных технологий принимают старшие преподаватели кафедры Антонов А.Я., заслуженный мастер спорта РФ Съёмова С.Г., Лосев А.С., Горюнов В.М. Молодые педагоги кафедры – Махонин М.Ю., Пяткин Е.В, Полуянова О.А. вносят значительный вклад в развитие физкультурного и спортивного потенциала кафедры.

В студенческой жизни Арзамасского филиала важное место занимает внеучебный процесс. Воспитательная работа со студентами во внеучебное время направлена, в первую очередь, на повышение качества подготовки духовно-развитых и физически здоровых личностей специалистов – профессионалов, выработку у студентов навыков адаптивного поведения в новых коллективах, формирование у каждого студента сознательной гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей.

Деятельность спортивного клуба Арзамасского филиала ННГУ, возглавляемого Е.В. Пяткиным, осуществляется в рамках 13 спортивных секций (волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, футбол, лыжные гонки, плавание, армпорт, стрельба), Спортклуб является центром реализации пропаганды здорового образа жизни.

Преподаватели кафедры физической культуры принимают участие в подготовке учебных программ, фондов оценочных средств, пособий и учебников, сборников научных трудов. За последние 15 лет ими издано более 50 учебных пособий.. Защищено 4 диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, опубликовано свыше 400 научных статей в различных изданиях, в том числе Scopus, Web of Science, ВАК, РИНЦ,

За последние 5 лет для обеспечения потребностей региона в специалистах отрасли физической культуры и спорта Арзамасским фиалом подготовлено 25 студентов бакалавра направления подготовки «Физическая культура», профиль подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры». Перспективным направлением является подготовка студентов по направлению Педагогическое образование, профиль «Физическая культура».

Для успешной работы в сфере физической культуры и спорта современный специалист должен постоянно пополнять и обновлять свои профессиональные знания. Данную проблему в нашем вузе кафедра решает совместно с отделением дополнительного образования, где уже несколько лет успешно осуществляется реализация программ профессиональной переподготовки. Кафедра физической культуры реализует программы «Педагогическое образование. «Физическая культура», « Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

Ещё одним направлением дополнительного профессионального образования является программа «Организация спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях по различным видам спорта». Данная программа реализуется для студентов очной формы обучения. За последние 5 лет свыше 800 слушателей получили дополнительное образование по данной программе, работая в школах руководителями многочисленных спортивных кружков и секций.

Для проведения учебного процесса кафедра имеет неплохую материально-техническую базу , включающую 2 спортивных зала для проведения занятий, тренировок и соревнований по различным видам спорта, лыжную базу, тренажерный зал, уличную спортивную площадку, которые оснащены всем необходимым оборудованием.

Летопись спортивных побед и достижений кафедры физической культуры Арзамасского филиала ННГУ насчитывает 55 лет. В канун своего юбилея кафедра стремится укрепить свои позиции по всем разделам работы, чтобы с достоинством представлять высшее физкультурное образование, спорт и науку в отрасли «Физическая культура и спорт».

За 55- летие кафедра прошла успешную трансформацию от спортивной секции при военной кафедре до самостоятельной структурной единицы филиала. Успешность работы кафедры подтверждается не только качеством профессиональной деятельности, количественным и качественным ростом научно-педагогических работников, эффективностью методического обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию студентов, но и достижениями в научно-исследовательской работе сотрудников, включая научно-исследовательскую работу студентов.

Но самый главный итог этой работы – беззаветная преданность и огромная любовь многочисленных выпускников к своей родной кафедре. Cпортивное братство студентов и преподавателей кафедры выдержало испытание временем и является убедительнейшим подтверждением того, что кафедра идет по верному пути, полна огромных творческих замыслов, новых идей и сил.

Основные термины (генерируются автоматически): Физическая культура, кафедра, легкая атлетика, Арзамасский филиал, Ершов, физическое воспитание, преподаватель кафедры, различный вид спорта, спортивно-массовая работа, учебный процесс.

Ключевые слова

вуз, история, достижения, спорт, кафедра физической культуры

Похожие статьи

55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского

В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Эффективность работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта экономического вуза

В статье обращено внимание автора на разделы работы кафедры физического воспитания и спорта, по которым идет оценка эффективности и качества трудовой деятельности тренерско-преподавательского состава кафедры.

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского социально-педагогического университета

Данная статья поможет рассмотреть влияние спорта на жизнь студенческой молодежи. В ней раскрываются способы привлечения внимания молодежи к спорту.

История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского

В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете

В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.

Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в ЧГМА

В данной статье рассмотрены проблемы мотивации физической культуры в Читинской государственной медицинской академии. Основное содержание исследования составляет анализ данных, полученных из проведенного опроса среди учащихся в ЧГМА. Было выделено две...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского

В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Эффективность работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта экономического вуза

В статье обращено внимание автора на разделы работы кафедры физического воспитания и спорта, по которым идет оценка эффективности и качества трудовой деятельности тренерско-преподавательского состава кафедры.

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского социально-педагогического университета

Данная статья поможет рассмотреть влияние спорта на жизнь студенческой молодежи. В ней раскрываются способы привлечения внимания молодежи к спорту.

История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского

В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете

В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.

Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в ЧГМА

В данной статье рассмотрены проблемы мотивации физической культуры в Читинской государственной медицинской академии. Основное содержание исследования составляет анализ данных, полученных из проведенного опроса среди учащихся в ЧГМА. Было выделено две...

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос