Песня как эффективное средство обучения иностранному языку (английскому) на этапе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Губина И. П. Песня как эффективное средство обучения иностранному языку (английскому) на этапе среднего профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4. — С. 11-15. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2761/ (дата обращения: 21.10.2018).



В статье рассматривается эффективность использования песенного материала на занятиях английского языка на этапе среднего профессионального образования, так как песня — это звучащей образец иноязычной речи и через пение у большинства учащихся исчезает страх перед общением на иностранном языке в жизни, Учащимся становится легче усвоить мелодику языка, различные интонации, возможные связи между словами, понять структуру изучаемого языка, и, конечно же, интерпретировать сложность и разнообразие чужой культуры.

Ключевые слова: активное обучение, путь обучения эффективному речевому общению, новые подходы к работе, этапы урока, использование современных мультимедийных средств в аудитории

This article deals with the problem of teaching communicative competence at English lessons at a university. The author proves that singing songs helps students to overcome difficulties in communicating, learn more words, phrases, grammatical constructions and understand English culture better. The author advises to use different types of songs as the most effective method of teaching at the lessons of foreign language.

Keywords: method of teaching, communicative competence, active teaching, main functions of music in the process of teaching, steps of teaching singing songs

В современном мире нет человека, который бы не принадлежал к определенной социокультурной группе со своими национальными особенностями, традициями и обычаями, национальной литературой и языком. Быстро развивающиеся и вновь образующиеся связи между странами и их народами, делают своевременными и интересными темы, связанные с исследованиями истории языков, с соотношениями языков и культур, а также с изучением особенностей языковой личности.

Одним из актуальных и, пожалуй, основных направлений последних методический исследований, направленных на оптимизацию профессионального обучения иностранному языку, является поиск путей обучения эффективному речевому общению. Иными словами, эффективность речевого общения — это совокупность знаний и умений, необходимых для его реализации, т. е. культура речевого общения, которая должна являться предметом целенаправленного развития при любом уровне изучения иностранного языка. Актуальность постановки этого вопроса становится очевидной особенно в наше время, когда иностранный язык, в частности английский язык, является ключом к взаимопониманию и общению между людьми разных национальностей и религий, всемерного расширения контактов между странами, когда запланированный прагматический эффект речевого высказывания очень часто является залогом успеха делового профессионального сотрудничества в целом.

В настоящее время преподавателями иностранного языка используется принцип построения образовательного процесса активного типа, т. е. каждому преподавателю предоставляется возможность самостоятельного выбора моделей каждого занятия, выбор обучающих пособий и мультимедийных средств, которые в наибольшей степени соответствуют современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения ИЯ.

Итак, цель каждого преподавателя на современном этапе — активное обучение культурному речевому общению на иностранном языке, которое может осуществляться посредством выбора наиболее эффективного пути к достижению конечных результатов обучения, как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и совершенствованием организации и управлением учебного процесса. В этом смысле, по нашему мнению, необходимую помощь может оказать использование аутентичных образцов музыкального песенного творчества на занятиях по ИЯ, т. к. музыка и искусство, по словам Г. Блелль и К.Хельвиг, является наиболее эффективным способом воздействия на психоэмоциональное состояние обучаемого, «оставляя след в культурном сознании, возбуждая креативность и вызывая индивидуальные языковые реакции». [1, с.385] По мнению В. Леви музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции обучаемых, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, который проникает в подспудные глубины сознания. Эти же авторы описывают основополагающие функции, объединяющие музыку и иностранные языки:

1) физиологическая (способствующая запоминания);

2) психологическая (способствующая расслаблению, разгрузке);

3) эмоциональная (вызывающая чувства);

4) социально-психологическая (усиливающая динамику в группе);

5) когнитивная (способствующая мыслительным процессам);

6) функция бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне);

7) коммуникативная (способствующая общению);

Bо многих современных учебных курсах, для того чтобы внести в процесс обучения разнообразие и развлекательный момент, используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями в обучении иностранному языку в основном сводятся к прослушиванию, чтению и переводу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. На наш взгляд, такой формы работы недостаточно для полного использования возможностей песенного материала. За последние годы получили развитие новые подходы к работе с аутентичными песнями. Они заключаются в том, чтобы использовать музыкальные произведения как средство обучения выражению собственных мыслей на иностранном языке, основываясь на своем жизненном опыте. Разумеется, песни и стихи могут применяться отдельно для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако ценность песен может многократно увеличиться, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языкового материала.

Так как активное обучение представляет собой такую организацию, функционирование и развитие учебного процесса, которые направлены на всестороннюю активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств, то песню, которая, благодаря наличию вербального текста, точно и образно отражает разные стороны социальной, культурной жизни народа страны изучаемого языка, воздействует на ум, эмоции, образно-художественную память, можно считать одним из активных методов обучения. Так же песенный материал содействует эстетическому воспитанию студента, формирует всесторонне развитую личность, ибо грамотно отобранные песни стимулируют образное мышление и воспитывают хороший вкус. К. Д. Ушинский считал, что пение на уроке — это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет учащихся, воспитывает их чувства. Использование песни на уроке стимулирует мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению языкового материала, и, основываясь на механизм непроизвольного запоминания, позволяет увеличить объем и прочность запоминаемого.Прочному запоминанию текстов способствуют такие факторы, как рифма, лад, тональность, мелодия. Повторы, характерные для песенного жанра, способствуют быстрому, относительно легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность урока.

С одной стороны, песня — это звучащий образец иноязычной речи, правда, не всегда образцовой, но который не может никого оставить равнодушным, а с другой, песня — это источник информации о народе и его культуре. Поэтому из всего многообразия такого материала необходимо выделять то, что «способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны изучаемого языка» [2, с.12]

Говоря об отборе песенного материала, по нашему мнению, можно руководствоваться следующими принципами:

1) принцип аутентичности; в соответствии с этим принципом объектом отбора являются народные песни, короткие рифмовки и припевки. Этот принцип обеспечивает расширение лингвострановедческого кругозора студента;

2) принцип эмоциональности; данный принцип позволяет отобрать из большого количества аутентичного песенного материала образцы с яркой, запоминающейся мелодией;

3) принцип мотивации, в соответствии с которым выбирается современный, популярный песенный материал с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся;

4) принцип методической ценности позволяет сделать выбор на песенных образцах, в которых обеспечивается соответствие песенного материала тематике устной речи, грамматики или чтения, а также методическим условиям урока. Поэтому принцип методической ценности способствует формированию и совершенствованию базовых речевых навыков и умений учащихся.

Выяснив актуальность использования песен на уроках иностранного языка, необходимо обратить внимание на каких этапах урока возможно применение этого материала. В зависимости от методической задачи песенный материал используется:

1) в качестве разогрева, погружения учащихся в языковую среду в самом начале урока;

2) для фонетической зарядки, как на начальных, так и на других этапах урока;

3) на этапе введения, закрепления, тренировки лексического и грамматического материала;

4) на любом этапе урока, в качестве стимула развития речевых навыков и умений; как своего рода музыкальная пауза, релаксация в середине или конце урока, после ввода нового материала и напряженной работы над ним. Такая пауза снимает напряжение, дает учащимся разрядку и восстанавливает их работоспособность.

Как уже отмечалось, формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач в подготовке кадров на современном этапе. К сожалению, сегодня еще не создано достаточное количество учебных материалов, призванных решить данную проблему.

По единодушному мнению современных методистов, вся учебно-познавательная деятельность, в идеале, должна носить коммуникативный характер, поэтому предлагаются упражнения, в которых коммуникативность обеспечивается «вживанием» учащихся в предлагаемую роль.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность и продуктивность учебно-методических пособий, авторы которых ставят перед собой довольно амбициозную задачу развития поликультурной грамотности учащихся через песни. Нам кажется, что актуальность таких пособий обусловлена тем фактом, что они являются инновационными средствами в обучении английскому языку, т. к., во-первых, основываются на эффективном применении музыкального материала на уроках английского языка, на использовании различных музыкальных форм, которые участвуют в формировании основных коммуникативных навыков: умение слушать, понимать и воспроизводить иностранную речь, учитывая её лексико-грамматические особенности, во-вторых, работа с песней на занятии подразумевает использование современных мультимедийных средств в аудитории.

Формирование умений межкультурного речевого общения предполагает овладение учащимися довольно большим объемом лексики, различной по качественным характеристикам и функциональной нагрузке и позволяющей транслировать национально-культурные ценности этносов средствами английского языка для целей общения на темы, охватывающие разнообразные сферы человеческой деятельности. На основе выше приведённых доводов было создано учебно-методическое пособие «Изучаем английский с песней» предназначенное для широкой аудитории, владеющей английским языком на уровне от базового (Elementary)до среднего (Intermediate) и желающей повысить свой уровень владения английским языком. Структура пособия использования песни на уроке предусматривает последовательное введение, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала, поэтому примерный алгоритм работы с песней можно представить следующим образом:

1) краткое вступительное слово об исполнителе, о песне (история создания, основное содержание, стиль и особенности аккомпанемента и т. д.), установка на первое восприятие песни;

2) первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной: особенности мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;

3) проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями студентов под руководством преподавателя). На более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка; идиоматические выражения; сокращения, сленг;

4) фонетическая отработка текста песни. Здесь целесообразно применять в основном способ имитации, объясняя фонетические особенности текста, ударений, акцента;

5) повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

6) чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;

7) разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также ее аккомпанемента.

Итак, подводя итог, можно сформулировать следующие методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

‒ песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у студентов кругозора, чувства языка, знания его стилистических особенностей;

‒ в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, например, в некоторых странах пишутся «специальные» песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями, цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания;

‒ песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;

‒ песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

‒ песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности студентов, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

‒ песня является отражением существующей картины мира носителей языка, она отражает страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается чужая культура;

‒ с помощью песен учащиеся приходят к пониманию и осознанию того, что у каждой культуры есть свои специфические черты, особенности, что представители различных культур могут видеть одинаковые вещи совершенно по-разному, иными словами, у обучающихся формируется межкультурная компетенция;

‒ в условиях среднего специального образования песня является оптимальным дополнением к учебной программе, так как может выполнять многие функции, например, физиологическую, когнитивную, эмоциональную, социально-психологическую, коммуникативную, функцию бессознательного учения;

‒ для плодотворной работы с песней преподавателю необходимо соблюдать правила отбора песен: соответствие содержания возрасту учащихся, мелодичность, четкий голос исполнителя, ритмичность, присутствие лингвострановедческого компонента;

‒ песни создают у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, положительный настрой, а также развивают учащихся духовно, формируют музыкальный слух, эстетически развивают их.

Кроме того, через пение у большинства учащихся исчезает страх перед общением на иностранном языке в жизни, улучшается произношение по сравнению с теми, кто редко или вообще не использует песни в изучении иностранного языка. Учащимся становится легче усвоить мелодику языка, различные интонации, возможные связи между словами, понять структуру изучаемого языка, и, конечно же, интерпретировать сложность и разнообразие чужой культуры.

Литература:

  1. Blell G., Hellwig.K. Bildende Kunst und Musik im Fremdsprachenunterricht. — Frankfurt/M., 1996–385 с.
  2. Никитенко З. Н., Осиянова О. М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // ИЯ в школе.-1994.-№ 5.)
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Ключевые слова

активное обучение, путь обучения эффективному речевому общению, новые подходы к работе, этапы урока, использование современных мультимедийных средств в аудитории

Похожие статьи

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Влияние музыки на изучение английского языка в начальной школе

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Игра как мотивация при обучении английскому языку.

Основные аспекты обучения иностранному языку

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Использование музыки как технологии на уроках иностранного...

английский язык, иностранный язык, CHORUS, вид работы, музыка, музыкальное сопровождение, музыкальный материал, музыкальный слух, урок.

Современные требования к аудиовизуальной среде на уроке...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку...

Развитие речевых навыков на базе видеокурса (английский язык)

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

иностранный язык, английский язык, песенный материал...

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку... иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Обучение в сотрудничестве как метод преподавания причастий...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Влияние музыки на изучение английского языка в начальной школе

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Игра как мотивация при обучении английскому языку.

Основные аспекты обучения иностранному языку

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Использование музыки как технологии на уроках иностранного...

английский язык, иностранный язык, CHORUS, вид работы, музыка, музыкальное сопровождение, музыкальный материал, музыкальный слух, урок.

Современные требования к аудиовизуальной среде на уроке...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку...

Развитие речевых навыков на базе видеокурса (английский язык)

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

иностранный язык, английский язык, песенный материал...

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку... иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух.

Обучение в сотрудничестве как метод преподавания причастий...

иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь, активное обучение, песня, речевое общение, чужая культура, этап урока, музыкальный слух. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос