К вопросу о системе высшего военного образования курсантов (на примере военной школы г. Сэн-Сир, Франция) | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 818 раз

Библиографическое описание:

Шварева, Л. В. К вопросу о системе высшего военного образования курсантов (на примере военной школы г. Сэн-Сир, Франция) / Л. В. Шварева, К. А. Мешков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1530/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается вопрос об организации обучения курсантов высшей военной школы г. Сэн-Сир (Франция). Особое внимание уделено проблеме качественного образования курсантов и обеспечения всесторонней подготовки молодёжи для пополнения офицерского корпуса. В статье анализируется опыт образовательной высшей военной школы и формирование личности в системе подготовки будущих офицеров армии Франции.

Ключевые слова: Вооружённые силы, обучение курсантов, организационные условия, профиль обучения «Артиллерист»

Становление военнослужащего, от курсанта до офицера, является, в некотором смысле, обрядовым характером, позволяющим осуществить переход от молодого юноши к личностно и физически зрелому мужчине, отличающемуся безупречностью поведения, мужеством и самопожертвованием ради своей нации.

Чтобы армия, столкнувшись с врагом, противостояла ему и одержала успех, военнослужащий должен оставаться очень крепким физически и морально. Такое требование к совершенной физической и моральной форме военных посредством интенсивных тренировок тела и ума прекрасно иллюстрируется в следующем принципе: «Тренируйтесь так, как если Вы уже сражаетесь» [3, с. 115]. Подобная иерархия ценностей, тесно связанная с поведением отдельного военного, является основополагающим аспектом, который необходимо принимать во внимание при подготовке военнослужащих любого государства.

В современном обществе, которое показывает все больше и больше признаков индивидуализма, становится все более трудно определить понятие добровольного поступления на военную службу, а армия не имеет иммунитета к этой тенденции. Новые поколения курсантов, хотя и кажутся менее подверженными влиянию, чем гражданские лица, до сих пор воспринимают действительность в призме, отличной от их старшего поколения. Они выражают новые ожидания к уже существующему статусу офицера.

Как показывает опрос среди карьерных курсантов базовой подготовки в Особой военной школе Сен-Сир во Франции (École spéciale militaire de Saint-Cyr), пламя призвания курсанта по-прежнему светит с такой же интенсивностью, даже если средства для достижения смысла развиваются под гнётом эволюции социальных и культурных ценностей [2, с. 26].

В целях нашего научного исследования представляется необходимым проанализировать условия подготовки будущих офицеров во французской военной школе и попытаться определить основные ориентиры качественной подготовки будущих офицерских кадров.

Данное высшее учебное заведение занимается подготовкой кадров для французского офицерства. Девиз учебного заведения — «Учиться, дабы побеждать» (фр.Ilss'instruisentpourvaincre). Специальная военная школа Сен-Сир, расположенная в городе Кеткидан, принимает по конкурсу через два года после получения степени бакалавра около сотни молодых людей, в том числе несколько женщин, которые в течение трёх лет получают военное и университетское образование. В конкурсе могут участвовать мужчины и женщины от 17,5 и до 30 лет, являющиеся гражданами Франции, выполняющие требования закона.

Начиная с 1983 г. диплом об окончании военной школы соответствует уровню второго цикла университета. После короткого пребывания в армии выпускники проводят год в специализированной школе. Курсанты, закончившие школу г. Сен-Сир, составляют 30 % всех строевых офицеров.

Если Ваш запрашиваемый профиль «Артиллерист», данная специальность может соответствовать, если: Вам удается сохранять спокойствие, Вы методичны и точны, Вы получаете удовольствие от работы в команде, у Вас есть вкус к физическим нагрузкам, Вы любите быть в центре событий. Необходимо также иметь аттестат об окончании общеобразовательного учебного заведения. По французской системе образования — это дипломы CAP (Lecertificat d'aptitude professionnelle) и BEP (Lebrevet d'études professionnelles).

Система обучения профилю «Артиллерист» состоит из трёх этапов: начальное общее обучение (продолжительность 12 недель, направленные на формирование технических и тактических умений, в числе которых ведение боя и обращение с оружием, хорошая физическая форма); начальное специальное обучение (в войсковых частях земля-земля, земля-воздух); приобретение специфических навыков (действие в опасной ситуации, обработка опасных материалов и изделий, точность, способы ведения боя, работа в команде, хорошая физическая подготовка).

Овладение специальностью артиллериста заключается в поддержке пехоты и кавалерии на местности (поле боя) с помощью оружия с использованием новейших технологий обнаружения, подтверждения и нейтрализации цели. Миссия артиллериста имеет решающее значение для безопасности ваших товарищей. В частности, в артиллерии «земля-земля», вы можете быть оператором на передовой для анализа собираемой информации и оператором обнаружения пушечного огня; оператором тыла, чтобы вызвать стрельбу и нейтрализовать вражеские цели. В артиллерии «земля-воздух», вы выполняете задачу заряда зенитных ракет.

Контракт военнослужащего продлевается на 2, 3, 5, 8 или 10 лет с возможностью прогрессировать благодаря регулярному повышению звания и систему оценок на протяжении всей карьеры.

Типичный день курсанта военной школы в г. Сэн-Сир посвящен формированию профессионального воина, равно как и его специальности, а также применению на практике этих знаний посредством тренировок и осуществления своих служебных обязанностей. Спортивные мероприятия и техническое обслуживание оборудования занимают важное место, цель которых в том, чтобы сохранять боеспособность и боеготовность в любое время. Ниже представлен пример распорядка дня курсанта военной школы:

‒ 6:00: подъём

‒ 6:10: утренний туалет

‒ 6:45: завтрак

‒ 7:45: построение (постановка задач на день)

‒ 8:00 утра: тренировка

‒ 9:30 утра: теоретический курс по обращению с оружием (монтаж, демонтаж, правила безопасности)

‒ 10:15 утра: обучение обращению с оружием

‒ 12:00: питание на месте

‒ 13.30: построение (подведение итогов за первую половину дня и постановка задач на вторую половину дня)

‒ 13:45: техническое обслуживание оборудования

‒ 14:30: теоретический курс по топографии (чтение карт, пользование компасом, ориентирование и перемещение)

‒ 15.30: обучение с практическим применением знаний топографии

‒ 17.30: построение (подведение итогов за вторую половину дня и постановка задач на следующий день).

В часы службы военнослужащие должны всегда находиться в военной форме. Она зависит от рода деятельности: от камуфляжной рабочей формы до спортивной, военнослужащий адаптирует свою форму одежды к ситуации.

Вооружённые силы Франции предоставляют военнослужащему всю необходимую форму, от нижнего белья до тяжелого шлема. Весь комплект выдаётся по его прибытию в вооруженные силы. Вне рабочего времени, солдат переодевается в гражданскую одежду. Аксессуары не допускаются, за исключением часов и обручальных колец.

Стрижка военнослужащего должна иметь аккуратный и опрятный внешний вид, чтобы носить головные уборы (берет, кепку, шлем). Не обязательно иметь бритую голову. Для женщин волосы укладываются так, чтобы не касаться ворота рубашки.

С момента прибытия в армию военнослужащий проживает в казармах бесплатно. Через 6 месяцев он может выбрать проживание по своему желанию и за свой счёт. Бесплатное жилье предоставляется до звания главного капрала (старшего сержанта). Позднее военнослужащему доступно получение жилья по льготной ставке Министерства обороны Франции.

Питание военнослужащих предусмотрено с целью удовлетворения их потребностей и хорошего физического состояния. Оно находится под контролем военной службы здравоохранения. В армии практикуется самообслуживание, в то время как в полевых условиях индивидуальный рацион на 24 часа обеспечивается полевой кухней, когда позволяют условия.

Предусмотрены оплачиваемые отпуска 9 недель, дата которых, как и в гражданской среде, может быть выбрана для удобства военнослужащего при условии согласования с руководством. Единственное условие — что бывает крайне редко — военнослужащие могут быть мобилизованы в любое время, где бы они ни находились, чтобы присоединиться без промедления к военной части в случае необходимости.

Вне периодов служебной деятельности (рабочий день, караул, а также взыскание, военные операции), военнослужащий может сосредоточиться на своей личной жизни. Во время выполнения военных миссий и операций военнослужащий находится на службе 7 дней из 7, 24 часа из 24.

Все поездки, связанные со службой, оплачиваются военнослужащим без авансовых выплат. Для личных поездок военнослужащий предъявляет военный билет в компанию железных дорог Франции (SNCF), которая предлагает ему 75 % скидку на билеты на поезд.

Таким образом, Вооружённые силы Франции комплектуются кадровым офицерским составом в основном за счёт выпускников военных школ. Военная карьера во Франции является престижной, поскольку считается, что она обеспечивает стабильность общественного и прочность материального положения [1, с. 104]. В целом, по мнению государственного руководства Франции, военные школы являются крайне важным и действенным механизмом, позволяющих решить весьма сложную проблему — дать качественное образование курсантам и обеспечить всестороннюю подготовку молодёжи для пополнения офицерского корпуса.

Литература:

  1. А. П. Абрамов Социокультурная трансформация личности в условиях реформирования системы средних специализированных военно-учебных заведений: монография — М.: Директ-Медиа, 2014. — 425 с.
  2. Колесов, А. СтрелецкийСен-Сирская специальная военная школа сухопутных войск Франции//Зарубежное военное обозрение. 2006, № 6, С. 26–32.
  3. Delaye Richard, «Les représentations du sacré chez les élèves-officiers de l'armée de l'air. Entre mutations et permanence de la notion d'engagement», Questions de communication 1/2013 (n 23), p. 101–120.
Основные термины (генерируются автоматически): военнослужащий, военная школа, половина дня, постановка задач, BEP, CAP, SNCF, офицерский корпус, теоретический курс, техническое обслуживание оборудования.

Ключевые слова

вооруженные силы, обучение курсантов, организационные условия, профиль обучения «Артиллерист»

Похожие статьи

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации

Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме формирования и развития профессионально-важных качеств воспитанников кадетских училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, их формирования и развития. Представлена динамик...

К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе

Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Похожие статьи

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации

Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме формирования и развития профессионально-важных качеств воспитанников кадетских училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, их формирования и развития. Представлена динамик...

К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе

Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Задать вопрос