К вопросу о системе высшего военного образования курсантов (на примере военной школы г. Сэн-Сир, Франция)
Авторы: Шварева Любовь Васильевна, Мешков Константин Александрович
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.11.2016
Статья просмотрена: 806 раз
Библиографическое описание:
Шварева, Л. В. К вопросу о системе высшего военного образования курсантов (на примере военной школы г. Сэн-Сир, Франция) / Л. В. Шварева, К. А. Мешков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1530/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассматривается вопрос об организации обучения курсантов высшей военной школы г. Сэн-Сир (Франция). Особое внимание уделено проблеме качественного образования курсантов и обеспечения всесторонней подготовки молодёжи для пополнения офицерского корпуса. В статье анализируется опыт образовательной высшей военной школы и формирование личности в системе подготовки будущих офицеров армии Франции.
Ключевые слова: Вооружённые силы, обучение курсантов, организационные условия, профиль обучения «Артиллерист»
Становление военнослужащего, от курсанта до офицера, является, в некотором смысле, обрядовым характером, позволяющим осуществить переход от молодого юноши к личностно и физически зрелому мужчине, отличающемуся безупречностью поведения, мужеством и самопожертвованием ради своей нации.
Чтобы армия, столкнувшись с врагом, противостояла ему и одержала успех, военнослужащий должен оставаться очень крепким физически и морально. Такое требование к совершенной физической и моральной форме военных посредством интенсивных тренировок тела и ума прекрасно иллюстрируется в следующем принципе: «Тренируйтесь так, как если Вы уже сражаетесь» [3, с. 115]. Подобная иерархия ценностей, тесно связанная с поведением отдельного военного, является основополагающим аспектом, который необходимо принимать во внимание при подготовке военнослужащих любого государства.
В современном обществе, которое показывает все больше и больше признаков индивидуализма, становится все более трудно определить понятие добровольного поступления на военную службу, а армия не имеет иммунитета к этой тенденции. Новые поколения курсантов, хотя и кажутся менее подверженными влиянию, чем гражданские лица, до сих пор воспринимают действительность в призме, отличной от их старшего поколения. Они выражают новые ожидания к уже существующему статусу офицера.
Как показывает опрос среди карьерных курсантов базовой подготовки в Особой военной школе Сен-Сир во Франции (École spéciale militaire de Saint-Cyr), пламя призвания курсанта по-прежнему светит с такой же интенсивностью, даже если средства для достижения смысла развиваются под гнётом эволюции социальных и культурных ценностей [2, с. 26].
В целях нашего научного исследования представляется необходимым проанализировать условия подготовки будущих офицеров во французской военной школе и попытаться определить основные ориентиры качественной подготовки будущих офицерских кадров.
Данное высшее учебное заведение занимается подготовкой кадров для французского офицерства. Девиз учебного заведения — «Учиться, дабы побеждать» (фр.Ilss'instruisentpourvaincre). Специальная военная школа Сен-Сир, расположенная в городе Кеткидан, принимает по конкурсу через два года после получения степени бакалавра около сотни молодых людей, в том числе несколько женщин, которые в течение трёх лет получают военное и университетское образование. В конкурсе могут участвовать мужчины и женщины от 17,5 и до 30 лет, являющиеся гражданами Франции, выполняющие требования закона.
Начиная с 1983 г. диплом об окончании военной школы соответствует уровню второго цикла университета. После короткого пребывания в армии выпускники проводят год в специализированной школе. Курсанты, закончившие школу г. Сен-Сир, составляют 30 % всех строевых офицеров.
Если Ваш запрашиваемый профиль «Артиллерист», данная специальность может соответствовать, если: Вам удается сохранять спокойствие, Вы методичны и точны, Вы получаете удовольствие от работы в команде, у Вас есть вкус к физическим нагрузкам, Вы любите быть в центре событий. Необходимо также иметь аттестат об окончании общеобразовательного учебного заведения. По французской системе образования — это дипломы CAP (Lecertificat d'aptitude professionnelle) и BEP (Lebrevet d'études professionnelles).
Система обучения профилю «Артиллерист» состоит из трёх этапов: начальное общее обучение (продолжительность 12 недель, направленные на формирование технических и тактических умений, в числе которых ведение боя и обращение с оружием, хорошая физическая форма); начальное специальное обучение (в войсковых частях земля-земля, земля-воздух); приобретение специфических навыков (действие в опасной ситуации, обработка опасных материалов и изделий, точность, способы ведения боя, работа в команде, хорошая физическая подготовка).
Овладение специальностью артиллериста заключается в поддержке пехоты и кавалерии на местности (поле боя) с помощью оружия с использованием новейших технологий обнаружения, подтверждения и нейтрализации цели. Миссия артиллериста имеет решающее значение для безопасности ваших товарищей. В частности, в артиллерии «земля-земля», вы можете быть оператором на передовой для анализа собираемой информации и оператором обнаружения пушечного огня; оператором тыла, чтобы вызвать стрельбу и нейтрализовать вражеские цели. В артиллерии «земля-воздух», вы выполняете задачу заряда зенитных ракет.
Контракт военнослужащего продлевается на 2, 3, 5, 8 или 10 лет с возможностью прогрессировать благодаря регулярному повышению звания и систему оценок на протяжении всей карьеры.
Типичный день курсанта военной школы в г. Сэн-Сир посвящен формированию профессионального воина, равно как и его специальности, а также применению на практике этих знаний посредством тренировок и осуществления своих служебных обязанностей. Спортивные мероприятия и техническое обслуживание оборудования занимают важное место, цель которых в том, чтобы сохранять боеспособность и боеготовность в любое время. Ниже представлен пример распорядка дня курсанта военной школы:
‒ 6:00: подъём
‒ 6:10: утренний туалет
‒ 6:45: завтрак
‒ 7:45: построение (постановка задач на день)
‒ 8:00 утра: тренировка
‒ 9:30 утра: теоретический курс по обращению с оружием (монтаж, демонтаж, правила безопасности)
‒ 10:15 утра: обучение обращению с оружием
‒ 12:00: питание на месте
‒ 13.30: построение (подведение итогов за первую половину дня и постановка задач на вторую половину дня)
‒ 13:45: техническое обслуживание оборудования
‒ 14:30: теоретический курс по топографии (чтение карт, пользование компасом, ориентирование и перемещение)
‒ 15.30: обучение с практическим применением знаний топографии
‒ 17.30: построение (подведение итогов за вторую половину дня и постановка задач на следующий день).
В часы службы военнослужащие должны всегда находиться в военной форме. Она зависит от рода деятельности: от камуфляжной рабочей формы до спортивной, военнослужащий адаптирует свою форму одежды к ситуации.
Вооружённые силы Франции предоставляют военнослужащему всю необходимую форму, от нижнего белья до тяжелого шлема. Весь комплект выдаётся по его прибытию в вооруженные силы. Вне рабочего времени, солдат переодевается в гражданскую одежду. Аксессуары не допускаются, за исключением часов и обручальных колец.
Стрижка военнослужащего должна иметь аккуратный и опрятный внешний вид, чтобы носить головные уборы (берет, кепку, шлем). Не обязательно иметь бритую голову. Для женщин волосы укладываются так, чтобы не касаться ворота рубашки.
С момента прибытия в армию военнослужащий проживает в казармах бесплатно. Через 6 месяцев он может выбрать проживание по своему желанию и за свой счёт. Бесплатное жилье предоставляется до звания главного капрала (старшего сержанта). Позднее военнослужащему доступно получение жилья по льготной ставке Министерства обороны Франции.
Питание военнослужащих предусмотрено с целью удовлетворения их потребностей и хорошего физического состояния. Оно находится под контролем военной службы здравоохранения. В армии практикуется самообслуживание, в то время как в полевых условиях индивидуальный рацион на 24 часа обеспечивается полевой кухней, когда позволяют условия.
Предусмотрены оплачиваемые отпуска 9 недель, дата которых, как и в гражданской среде, может быть выбрана для удобства военнослужащего при условии согласования с руководством. Единственное условие — что бывает крайне редко — военнослужащие могут быть мобилизованы в любое время, где бы они ни находились, чтобы присоединиться без промедления к военной части в случае необходимости.
Вне периодов служебной деятельности (рабочий день, караул, а также взыскание, военные операции), военнослужащий может сосредоточиться на своей личной жизни. Во время выполнения военных миссий и операций военнослужащий находится на службе 7 дней из 7, 24 часа из 24.
Все поездки, связанные со службой, оплачиваются военнослужащим без авансовых выплат. Для личных поездок военнослужащий предъявляет военный билет в компанию железных дорог Франции (SNCF), которая предлагает ему 75 % скидку на билеты на поезд.
Таким образом, Вооружённые силы Франции комплектуются кадровым офицерским составом в основном за счёт выпускников военных школ. Военная карьера во Франции является престижной, поскольку считается, что она обеспечивает стабильность общественного и прочность материального положения [1, с. 104]. В целом, по мнению государственного руководства Франции, военные школы являются крайне важным и действенным механизмом, позволяющих решить весьма сложную проблему — дать качественное образование курсантам и обеспечить всестороннюю подготовку молодёжи для пополнения офицерского корпуса.
Литература:
- А. П. Абрамов Социокультурная трансформация личности в условиях реформирования системы средних специализированных военно-учебных заведений: монография — М.: Директ-Медиа, 2014. — 425 с.
- Колесов, А. СтрелецкийСен-Сирская специальная военная школа сухопутных войск Франции//Зарубежное военное обозрение. 2006, № 6, С. 26–32.
- Delaye Richard, «Les représentations du sacré chez les élèves-officiers de l'armée de l'air. Entre mutations et permanence de la notion d'engagement», Questions de communication 1/2013 (n 23), p. 101–120.
Ключевые слова
вооруженные силы, обучение курсантов, организационные условия, профиль обучения «Артиллерист»Похожие статьи
Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН
В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...
Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии
В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...
Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме формирования и развития профессионально-важных качеств воспитанников кадетских училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, их формирования и развития. Представлена динамик...
К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров
Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе
В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе
Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...
Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)
В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...
Похожие статьи
Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН
В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...
Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии
В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...
Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме формирования и развития профессионально-важных качеств воспитанников кадетских училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, их формирования и развития. Представлена динамик...
К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров
Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе
В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе
Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразо...
Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)
В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...