В статье рассмотрены теоретические аспекты и текущее состояние методов, способов и норм воспитания молодых военнослужащих срочной службы.
Ключевые слова: срочная служба, воспитание морально-волевых и духовных качеств военнослужащих, вооружённые силы России.
The article discusses the theoretical aspects and current state of the methods, methods and standards of education of young military personnel.
Keywords: military service, education of moral, volitional and spiritual qualities of military personnel, Russian armed forces.
Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы. Основная задача военной службы — постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. В России военная служба делится на 2 типа: обязательная (срочная) служба и служба по контракту. Военная служба по призыву является обязательной для каждого гражданина Российской Федерации в возрасте от 18 до 27, как правило, молодые парни идут в армию по окончанию обучения в школе или техникуме. Срок срочной службы чётко определён: Федеральным закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
Главная задача обязательной воинской службы РФ — реализация гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
— Воинский учёт;
— Обязательную подготовку к военной службе;
— Призыв на военную службу;
— Прохождение военной службы по призыву;
— Пребывание в запасе;
— Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Кроме того, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:
— Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
— Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
— Военное обучение в период военного положения и в военное время. [1]
Главной проблемой призыва в ряды Вооружённых Сил Российской Федерации является низкий уровень подготовки как к физическим, так и к моральным нагрузкам, а также личное нежелание принимать изменения жизненных условий. Молодым военнослужащим сложно адаптироваться к новому окружению, принимать новые условия жизни, труда и освоения новых навыков. Важно выделить главные трудности, с которыми сталкиваются новобранцы:
— Адаптация в новых условиях. Привычный домашний уклад жизни и круг общения резко меняются.
— Затруднение удовлетворения элементарных физиологических потребностей. В первые месяцы армейской жизни может быть сложно обеспечить потребность в еде, сне, безопасности.
— Отсутствие личного пространства. Военнослужащие всегда на виду друг у друга, уединиться негде.
— Привыкание к армейскому рациону. Может быть сложно отвыкнуть от домашней еды и привыкнуть к армейской.
— Отвыкание от гаджетов. В интересах сохранения военной тайны солдатам запрещают пользоваться мобильными телефонами с выходом в интернет и фотокамерами.
— Нехватка внимания. Молодой человек, привыкший дома к заботе, оставшись без неё, может испытывать затяжную тоску и одиночество.
— Физические нагрузки. Например, во время боевых учений приходится бегать, выполнять обязанности, стоять в карауле, несмотря на погодные условия.
Важно понимать, что у каждого человека могут возникать сложности, согласно его индивидуальным признакам. [2]
Все вышеперечисленный трудности ухудшают условия получения необходимых знаний, умений и навыков, значимых для выполнения своих должностных обязанностей.
Для решения проблемы низкой физической и моральной подготовки молодых военнослужащих можно предпринять следующие шаги:
— Организовать направленную работу с допризывной молодёжью. Использовать научно обоснованные методы физической и психологической подготовки с учётом будущей военной профессии. Например, возродить военную подготовку в школах, организовать работу спортивно-технических кружков и секций.
— Совершенствовать материально-техническую базу. Обеспечить места проведения занятий спортивным инвентарём, оборудованием и тренажёрами.
— Использовать меры морального и материального стимулирования. Например, поощрять военнослужащих, достигших высокого уровня физической подготовленности, спортивными кубками, грамотами, дипломами, ценными подарками, а также выплачивать ежегодную денежную премию.
— Проводить военно-политическую работу. Разъяснять подчинённым важность развития физических навыков.
Также рекомендуется включать в содержание военных мероприятий, соревнований физическую культуру и спорт, а также специализированные методы и действия. [3]
Для решения проблемы нежелания принимать новые условия жизни на срочной службе можно предпринять следующие шаги:
— Сформулировать позитивные ожидания. Позитивные ожидания сделают время службы интересным и полезным.
— Не замыкаться в себе. Нужно знакомиться с новыми людьми, с интересом относиться ко всему, чему учат в армии.
— Взять с собой из дома небольшие талисманчики. Когда под рукой есть вещи из дома, привыкнуть к новому месту будет проще. Однако не стоит злоупотреблять ими, чтобы они не мешали принимать перемены.
— Поговорить о своих чувствах с кем-нибудь из сослуживцев. Если проговорить вслух то, что тревожит, справиться с тревогой будет значительно легче.
— Больше заниматься спортом. При физической нагрузке организм человека вырабатывает эндорфины — гормоны, повышающие эмоциональный фон.
— Пройти консультацию у психотерапевта. Во время неё можно проговорить вслух все свои страхи, опасения, проблемы со здоровьем.
Также решение проблемы возможно путём формирования действенных стимулов для прохождения военной службы, а также правильной организации проведения служебного и свободного от службы времени солдат срочной службы. [4]
Вывод: ключевым фактором при воспитании молодых военнослужащих является как работа командиров (начальников), выражающаяся в проявлении заботы, внимании и индивидуального подхода, так и правильное морально-волевых состояние самих военнослужащих, которое командиры должны достичь.
Литература:
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
- Аргументы и факты [Электронный ресурс] URL: https://kuban.aif.ru/society/trudnosti_i_toska_eto_normalno_voennyy_psiholog_o_podgotovke_k_armii
- Буриков А. В. «Актуальные проблемы физического воспитания молодежи, поступающей в военно-учебные заведения» [Электронный ресурс] URL: https://research-journal.org/archive/2–140–2024-february/10.23670/IRJ.2024.140.2
- Армейский стандарт. Селивёрстова И. «Как привыкнуть к армии и не скучать по дому» [Электронный ресурс] URL: https://armystandard.ru/news/201942119-xyBZx.html