«Знакомимся с работой службы спасения». Экскурсия для детей на службу спасения
Автор: Панова Ольга Леонидовна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 2932 раза
Библиографическое описание:
Панова, О. Л. «Знакомимся с работой службы спасения». Экскурсия для детей на службу спасения / О. Л. Панова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/192/ (дата обращения: 17.12.2024).
Важно существенно повысить культуру безопасности жизнедеятельности человека, совершенствовать работу с населением — через школы, различные учебные заведения, средства массовой информации
С. К. Шойгу
Пояснительная записка
Вид занятия: комбинированная экскурсия с элементами беседы.
Адресат: дети в возрасте 6–10 лет.
Северодвинская служба спасения считает важным проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения, так как детский травматизм в России в последние годы неуклонно возрастает. Весьма высокий процент детей в общем числе жертв аварий, катастроф, стихийных бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из путей, позволяющих в определенной мере изменить такое положение дел, является обучение детей и подростков грамотному поведению в ЧС, выработка у них навыков предвидеть и избегать опасности.
За детей в ответе взрослые — они дали детям жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих кругом опасностей, обеспечить выживание в экстремальных условиях, передать как эстафету накопленные в этой области знания и опыт.
Работники служб спасения чаще других сталкиваются с попавшими в беду людьми и вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше других знают цену человеческой жизни. Поэтому спасатели однозначно и твердо выступают за обучение детей, молодежи, а также всего населения правилам поведения в ЧС.
Спасателей часто видят в школьных коридорах — они приходят к ученикам с беседами. С управлением образования г. Северодвинска согласованы для проведения в школах города тексты бесед по темам: «Опасные игры»; «Безопасная улица»; «Один дома»; «Безопасное купание»; «Ледоход»; «Животный мир города»; «Безопасное поведение в лесу».
По заявкам школ и детских садов проводится такая форма работы, как экскурсия на службу спасения. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив спасателей на месте их работы, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе работу спасателя и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.
Девчонкам и мальчишкам во время общения с ними спасатели стараются разъяснять, что на улице, да и вообще в жизни, нужно быть крайне осмотрительным и осторожным, без нужды не искать приключений, ибо они всегда таят в себе опасность.
В 2014 году были проведены — 25 бесед и 35 экскурсий на службу спасения, которые прослушали 1612 чел.
Беседы, проводимые специалистами МКУ АСС, востребованы учителями городских образовательных учреждений и хорошо воспринимаются учащимися. После таких мероприятий у учащихся повышается интерес к безопасности жизнедеятельности, уменьшается количество происшествий.
Мы считаем, что более эффективно проводить с детьми младшего школьного возраста такую форму работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив место работы спасателей, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе их деятельность и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.
Цель: сформировать представление о работе службы спасения, профессиях «спасатель» и «оперативный дежурный» и важности данного вида деятельности для каждого человека.
Задачи:
– дать представление о работе службы спасения г. Северодвинска, профессиях «спасатель» и «оперативный дежурный»;
– формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;
– воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
1. Форма, каска спасателя, водолазный костюм;
2. Видеоролики «Соревнования спасателей», «Кольцо»;
3. Карточки с номерами телефонов службы спасения на каждого ребенка.
Места посещения экскурсии: учебный кабинет, информационно-диспетчерский центр, спасательная машина.
План экскурсии:
1 |
Организационный момент. Приветствие. |
5 мин. |
2 |
Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную информированность детей о службе спасения и начать формировать у детей понятие о профессии «спасатель». |
10 мин |
3 |
Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях с целью формирования представления о работе службы спасения. |
3 мин. |
4 |
Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью формирования представления о работе оперативного дежурного и формирования умения правильно вести себя в критической ситуации, запоминания телефонов службы спасения. |
5 мин. |
5 |
Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет с целью воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью и формирования умения правильно вести себя в критической ситуации. |
5 мин. |
6 |
Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю с целью закрепления информации о работе спасателя. |
7 мин. |
7 |
Итог занятия, прощание. |
5 мин. |
Всего экскурсия рассчитана на 40 мин. |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Дети раздеваются, садятся на места в учебном классе.
Приветствие: — Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас у нас в гостях.
2. Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии.
– А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на экскурсию? (выслушиваются ответы детей)
– Да, вы пришли в службу спасения.
– А кто здесь работает? (спасатели)
– Кто такой спасатель?
– Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды).
– А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях — например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты светоотражающие полосы.) Проводится показ формы спасателя.
– Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится показ каски спасателя.
– Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается несколько человек).
– Спасибо, ребята, садитесь.
3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях.
– Давайте посмотрим фрагмент учений спасателей в Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика «Соревнования спасателей».
– Подумайте, чему учились наши спасатели, выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).
– Как вы считаете, кто может быть спасателем? Какими чертами характера должен обладать настоящий спасатель? (храбрость, мужество).
– Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся. Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей).
4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр.
– Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваем ответы детей).
– Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.
– Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки — и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.
– Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и послушаем, чем там занимается оперативный дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и наблюдать, т. к. в это время могут позвонить в службу спасения).
– Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что оперативный дежурный — это тот человек, который принимает все звонки и вызовы. Он принимает решение, как поступить по каждому конкретному звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации, телефоны, карты города и его окрестностей. Когда мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и возвращаются в класс).
– Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать работать оперативному дежурному).
– Кто из вас был очень внимательным и запомнил, что находится в ИДЦ, и чему это служит?
– Когда человек, оказавшись в беде, звонит оперативному дежурному, что он должен сообщить ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а также точно ответить на вопросы оперативного дежурного).
5. Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет.
Проводится рассказ о реальных случаях, произошедших с детьми в г. Северодвинске, которым оказали помощь спасатели:
– Многие мальчики любят играть «в войну», при этом вместо шлемов и касок используют различные предметы — например, мамину кастрюлю. Надеть ее легко, а вот снять не всегда получается самому — приходится обращаться к спасателям.
– А девочки очень любят наряжаться, украшать себя «драгоценностями». А если колечек нет или их моднице мало, в ход идут гаечки, металлические колечки и прочее. А потом гаечка не снимается, пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь приходят спасатели.
– В практике спасателей бывали случаи, когда мальчик просунул голову между металлическими прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил и освободить пленника.
– Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась однажды с юным северодвинцем. На помощь ему пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр видеоролика «Кольцо».
– Подобное может произойти с любым, поэтому нужно запомнить телефон службы спасения «000».
6. Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю
– Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и специальное оборудование применяют спасатели в своей работе.
Дети одеваются, выходят на улицу к специализированной спасательной машине.
Спасатели показывают, как работает бензорез, разрезая кусок металлической трубы, демонстрируют наполнение спасательного автомобиля оборудованием.
7. Подведение итогов, рефлексия
– Что нового вы узнали?
– О каких профессиях мы сегодня говорили?
– Как вы поведете себя, если увидите аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?
– Люди каких профессий работают в службе спасения?
– Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения?
– Помните ли вы телефон службы спасения?
– Для того, чтобы вы не забыли телефон службы спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача открыток с телефоном службы спасения.
– Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом, следит за своим здоровьем и хочет работать спасателем — добро пожаловать к нам. Нам нужны крепкие, здоровые, грамотные специалисты.
– До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.
Приложение: фотография школьников на экскурсии в службе спасения.