Конспект познавательно-игрового занятия по ПДД «Помощь человеку рассеянному с улицы Бассейной» для детей старшей группы с ТНР
Авторы: Клокова Вера Петровна, Новикова Елена Васильевна, Юргилевич Екатерина Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 15.03.2023
Статья просмотрена: 181 раз
Библиографическое описание:
Клокова, В. П. Конспект познавательно-игрового занятия по ПДД «Помощь человеку рассеянному с улицы Бассейной» для детей старшей группы с ТНР / В. П. Клокова, Е. В. Новикова, Е. А. Юргилевич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8171/ (дата обращения: 16.11.2024).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Помощь человеку рассеянному с улицы Бассейной» с использованием современных образовательных технологий
— здоровьесберегающая технология
— игровая технология
— информационно-коммуникационная технология
Участники: дошкольники 5–6 лет, воспитатели, учитель-логопед, Человек рассеянный с улицы Бассейной.
Количество детей: 16
Длительность: 25–30 минут.
Цель:
— Создание условий для развития различных компетенций в сфере безопасного поведения детей и взрослых на улицах города: предвидение возникновения опасных последствий.
— Формирование умения анализировать и принимать оптимальное решение.
— Акцентирование внимания на значении дорожных знаков, освоение знаний по правилам дорожного движения.
— Развитие речевой активности, умения логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения; умения информировать других о вероятности тех или иных последствий.
— Воспитание культуры безопасного поведения дошкольников, стремления сохранить свою жизнь.
Задачи:
— Развивать представления детей о правилах дорожного движения, умение определять и называть дорожные знаки.
— Развивать ориентировку в пространстве.
— Уточнять знания детей о родном городе, о сигналах светофора.
— Воспитывать чувство уважения к себе, окружающим людям.
Планируемые результаты:
Умения:
— применять ПДД на практике;
— поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
— выражать положительные эмоции при правильных ответах;
— активно и доброжелательно взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками;
— проявлять интерес к происходящему событию.
Оборудование:
— цветные карандаши, перфокарты;
— индивидуальные картинки с изображением дорожных знаков;
— полосы белого картона для зебры;
— разрезные дорожные знаки;
— корзиночка с красными и зелеными кружками;
— мобильный телефон, интерактивная доска, ноутбук;
— мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.
Предварительная работа :
— беседы по правилам ПДД;
— игры по ПДД;
— просмотр презентации, созданной педагогами группы «Соблюдая ПДД, н окажешься в беде»;
— видео-экскурсии;
— наблюдения;
— изучение дорожных знаков;
— чтение художественной литературы по теме.
Методы и приемы работы:
— наглядный;
— словесный;
— практический.
Ход НОД
- Организационный момент:
Дети садятся на свои места для просмотра мультфильма «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Во время просмотра мультфильм прерывается и на экране появляется Человек Рассеянный.
Человек Рассеянный:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал.
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом автобусы, машины,
То вдруг маршрутка на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Как мне дорогу перейти?
Ребята, здравствуйте! Меня пригласили в детский сад на праздник, а я заблудился в вашем городе. Пожалуйста, помогите найти дорогу! Позвоните мне. Мой номер телефона: 222 333 555. Жду звонка. Помогите…
- Продуктивная деятельность детей
Воспитатель: Поможем Человеку Рассеянному?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Это будет непросто. Нужно много знать и уметь, а самое главное, выполнить задания, которые помогут Человеку Рассеянному добраться до детского сада. Готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Тогда в путь! Как вы думаете, что нужно знать, чтобы уверенно чувствовать себя на улице и не бояться движения транспорта?
Дети: Нужно знать правила дорожного движения.
Воспитатель: Для чего, а главное для кого нужны правила дорожного движения?
Дети: Для водителей, пешеходов. Чтобы не случилась авария, …
Воспитатель: Да, четкие и строгие правила нужны для водителей и пешеходов для того чтобы сохранить свое здоровье и жизнь. Мы должны быть внимательными и строго соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Итак, чтобы помочь Человеку Рассеянному надо много знать. А знаете ли вы … (викторина «Вопрос — ответ» ):
- Кого называют «пешеходом»? («пешеход» — это, человек, идущий пешком).
- Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
- А что такое тротуар? (часть дороги, по которой ходят пешеходы)
- Где должны ездить автомобили? (по проезжей части, по мостовой)
- Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
- С какой стороны надо обходить автобус? (автобус обходят сзади)
- Чего стоит опасаться на улице, когда гуляешь один? (нужно опасаться машин, мотоциклов, велосипедистов)
Воспитатель: Какие вы молодцы! На все вопросы ответили правильно, а теперь …
Раздается телефонный звонок.
Человек Рассеянный ( громкая связь) : Ребята, вы про меня не забыли? Я тут около дороги стою, а перейти никак не могу — столько машин!
Воспитатель: Не переживай, сейчас поможем ( отключает телефон ). Ребята, а где можно переходить дорогу?
Дети: по переходу, по зеленому сигналу светофора.
Воспитатель: Как правильно переходить дорогу?
Дети: 1 — приготовиться, 2 –посмотреть налево и, если нет машин, начинать переходить дорогу, дойти до середины, остановиться; 3 — посмотреть направо и, если нет машин, переходить дальше.
Воспитатель: Какие виды переходов вы знаете?
Дети: наземный, подземный, надземный.
Воспитатель: Чтобы помочьЧеловеку Рассеянному перейти дорогу, вам надо заполнить перфокарты.
Дети подходят к столам, на которых разложены перфокарты и цветные карандаши.
Перфокарта «Пешеходный переход»
Цель: Закрепить знания детей о правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу, о пешеходном светофоре и его сигналах.
Задача детей: Закрасить кружки напротив картинки:
— красным карандашом, если действия детей на картинке неправильные;
— зеленым карандашом — если действия детей на картинке правильные.
Объяснить, почему в одних ситуациях действия детей правильные, а в других — неправильные.
Дети выполняют задания и комментируют свои ответы.
Воспитатель: Всё понятно, знаете. Предлагаю вам самим перейти улицу по зебре, а потом позвонить Человеку Рассеянному. Для этого надо поделиться на две команды.
Детям предлагают взять из корзинки кружки красного и зелёного цвета, и поделиться по цвету, обозначенному на кружках, на две команды.
Игра «Зебра»
Цель: Напомнить детям что такое «зебра» и как правильно переходить дорогу. Закреплять умение быстро и точно выполнять задание, развивать командный дух.
Материалы: Полосы белой бумаги или картона.
Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладет полосу, встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладет свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
Воспитатель: Вы все справились с заданием. Теперь мы можем позвонить Человеку Рассеянному и попросить перейти дорогу по зебре.
Набирается номер Человека Рассеянного (громкая связь)ипредлагается перейти дорогу по зебре.
Человек Рассеянный: На дороге, где я нахожусь, не только зебра, но и какой-то аппарат с тремя огоньками и картинками на столбах. Что делать?
Воспитатель: Подожди немного. (О бращается к детям. ) Что же это за аппарат такой, кто ответит?
Дети: Это светофор.
Воспитатель: А картинки на столбах?
Дети: Это дорожные знаки.
Воспитатель: Можно тогда перейти дорогу только по зебре?
Дети: Нет! Надо посмотреть и на сигналы светофора, и на знаки, которые стоят рядом.
Воспитатель: ПознакомьтеЧеловека Рассеянного с дорожными знаками, но сначала отгадайте загадки и соберите знаки:
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено!
(«Движение пешеходов запрещено»)
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
(«Пешеходная дорожка»)
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит...
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«Пешеходный переход)
Игра «Разрезные картинки «Дорожные знаки»
Цель : Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры: Детям сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения они знают, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если дети легко справляются, то предлагают собрать знаки по памяти.
Набирается номер Человека Рассеянного (громкая связь)ипредлагается перейти дорогу по зебре и сигналу светофора.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А хорошо ли вы знаете сигналы светофора. Сейчас мы это и проверим!
Игра «Сигналы светофора»
Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.
Материалы: Мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.
Ход игры: Вгруппе от старта до финиша расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящего. В руках у ведущего игры мешочек. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый — передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.
Раздаётся звонок домофона. Воспитатель обращает внимание ребят на звонящий домофон. Открывает дверь и входит Человек Рассеянный с улицы Бассейной.
Человек Рассеянный: Здравствуйте, ребята! Наконец-то я до вас дошел. Я теперь знаю, где и как правильно переходить дорогу. Очень хочу с вами поиграть. Давайте поиграем.
Человек Рассеянный: Начну с самой простой игры.
«Чтобы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.
Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно — для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Кто бежит вперёд так скоро, Что не видит светофора? (Дети молчат)
Знает кто, что свет зелёный означает:
По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик? (Дети молчат)
Человек Рассеянный: Какие же вы внимательные! Продолжаем. Все мы любим сказки. Думаю, что вы хорошо помните сказочных героев. Вспомните и назовите средства передвижения сказочных героев . Я буду называть героя из сказки, а вы, мне называйте, на чём он ехал, плыл, летел (на интерактивной доске появляются правильные ответы).
Емеля — на печке;
Кот Леопольд — на велосипеде;
Баба-Яга — на ступе;
Крокодил Гена — на паровозе;
Золушка — на карете;
Дюймовочка — на ласточке;
Айболит — на волке, на ките, на орле;
Бременские музыканты — на повозке
На чем добиралась к царю во дворец Василиса Премудрая — на карете.
Что подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? — велосипед.
Человек Рассеянный: Мы подошли к самому сложному: «Какой знак лишний?» (знаки появляются на интерактивной доске)
— Главная дорога, пешеходная дорожка, муравьиная дорожка, велосипедная дорожка.
— Движение пешеходов запрещено, движение детских колясок запрещено, движение велосипедов запрещено, движение запрещено.
— Пешеходный переход наземный, пешеходный переход подземный, пешеходный переход водный, пешеходный переход надземный.
— Трехцветный светофор, светофор для пешеходов, треугольный светофор, светофор со стрелками.
Человек Рассеянный: Молодцы, ребята! Я так рад нашему знакомству!
- Рефлексия
Воспитатель: Рассеянный с улицы Бассейной, ты, как и ребята, стал хорошо знать Правила дорожного движения. Ты стал таким же умным и внимательным. Давайте все вместе дадим Клятву Юного Пешехода:
Человек Рассеянный: Ясогласен.
Клятва :
— Клянусь добросовестно соблюдать Правила дорожного движения!
—Клянусь!
— Клянусь переходить улицу только по переходу и на зеленый сигнал светофора!
—Клянусь!
— Клянусь не играть на проезжей части!
—Клянусь!
— Клянусь обходить автобус— сзади!
—Клянусь!
Человек Рассеянный: Ребята, у вас так весело, но мне пора домой.Спасибо вам большое за помощь и знания! Теперь мне ничего не страшно, и я буду смело переходить дорогу. До свидания!
(Дети прощаются с Человеком Рассеянным с улицы Бассейной, он уходит).