Метапредметная игра «Биомастер»
Авторы: Тюкаева Светлана Прокопьевна, Лязгина Валентина Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Тюкаева, С. П. Метапредметная игра «Биомастер» / С. П. Тюкаева, В. В. Лязгина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2835/ (дата обращения: 17.12.2024).
Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширения кругозора в результате организационного общения.
Положение о проведении городской метапредметной игры «Биомастер».
Общие положения.
Настоящее положение о проведении межпредметной игры «Биомастер» определяет порядок организации и проведения игры, порядок участия и определения призёров и победителей.
Цели игры-конкурса:
1. Формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной, информационной, исследовательской.
2. Обеспечение подготовки резерва обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по предметам естественного цикла.
Задачи игры-конкурса:
- Выявлять одаренных школьников по предметам естественного цикла.
- Использовать актуальные и перспективные методики и технологии по подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде по естествознанию.
Порядок проведения игры.
1. Для проведения игры создан организационный комитет:
Председатель – Петрачкова Татьяна Ивановна, директор школы;
координатор игры – Позднякова Валентина Борисовна, заместитель директора по учебной работе;
члены организационного комитета:
Зайцева Валентина Викторовна, учитель химии,
Лязгина Валентина Викторовна, учитель биологии,
Преображенская Снежана Александровна, учитель географии,
Тюкаева Светлана Прокопьевна, учитель биологии.
Организационный комитет:
- осуществляет подготовку материалов для проведения игры;
- регистрирует участников игры;
- принимает решение о составе экспертной комиссии;
- координирует работу команд в аудитории;
- организует церемонию награждения победителей;
- проводит информационные мероприятия в рамках образовательного события.
2. Игра проводится в 4 тура (октябрь, декабрь, март, май) по вопросам из разных областей знаний.
1 тур – вопросы по биологии;
2 тур – вопросы по экологии;
3 тур – вопросы по географии;
4 тур – вопросы по химии.
В игре принимают участие команды учащихся 8х классов школ города Томска.
Игра проходит в 2 этапа: 1этап – командная игра, 2 этап – индивидуальный.
После окончания игры жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных командой, и определяет призёров и победителей.
Информация об итогах игры «Биомастер» размещается на сайте школы и сайте Информационного методического центра города Томска.
Задания 1 тура (биология)
№1 Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипячёной воде. Почему? |
№2 Эвглена зелёная всегда плывёт из более тёмной в более освещённую часть водоёма; инфузория – туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из солёной жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями? |
№3 У паука-крестовика имеются ногощупальцы и ходильные ноги. Отличаются ли они по строению и функциям? |
№4 Паук – крестовик твёрдую пищу есть не может. Но его жертвы – насекомые имеют твёрдый хитиновый покров. Каким образом паук всё же питается насекомыми? |
№5 Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? |
№6 Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями» Правильно ли их называть « червями»? |
№7 Насекомые – наиболее распространенные животные на Земле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество даёт некоторым насекомым общественный образ жизни? |
№8 Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счёт изменения объёма плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, например, у некоторых видов акул, пузыря нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул? |
Задания 2 тура (экология)
1. Неопытный лаборант поместил инфузорий в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что с ними произойдет? Почему? |
2. Известно, что кости пожилых людей менее прочны и чаще подвержены переломам. Почему? |
3. Свиного и бычьего цепней иначе называют солитерами, что в переводе с французского значит «одинокий». Предположите, какая биологическая особенность этих ленточных червей послужила причиной такого названия. |
4. Работа мышц сопровождается расходом энергии. Этот расход тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее физическая нагрузка. Запасы какого вещества, прежде всего, использует организм при работе мышц? |
Задания 3 тура (география)
№ 1. Россия расположена в двух частях света: западная (меньшая) находится в Европе, восточная (большая) – в Азии. Как проходит эта граница? |
№ 2. Когда территория России была максимальной? Каким государствам принадлежат сейчас бывшие Российские территории? |
№ 3. Что называют «природным холодильником»? Расскажите о нём. |
№ 4. Что такое «зона рискованного земледелия»? Есть ли в нашей стране такие зоны? |
№ 5. Не является ли географически ошибочным словосочетание «уссурийская тайга»? Приведите свои аргументы. |
№ 6. Выделите из предлагаемого списка пять животных, которые могут «встретиться друг с другом» в однородных природных условиях: бурый медведь, белый медведь, пингвин, морж, тигр, лев, пятнистый олень, соболь, бурундук. Где в России они «встретились»? |
№ 7. Три великие русские равнины (какие?) расположены приблизительно в одних широтах, но существенно отличаются по особенностям природы. Опишите их основные черты? Какие факторы оказали первостепенное влияние на их формирование? |
№ 8. Природные зоны сейчас правильнее называть природно-хозяйственными. Приведите аргументы в пользу этого тезиса. |
Задания 4 тура (химия)
НАПИШИ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ.
1. Школьник провел опыт. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеин. К полученному раствору он прилил серную кислоту, а затем туда же добавил хлорид бария. Приведите уравнения реакций и укажите тип каждой реакции.
2. Школьник провел опыт. Он сжег фосфор, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор лакмус. Затем прилил раствор гидроксида натрия и добавил нитрат серебра. Приведите уравнения реакций и укажите типы реакции.
3. Школьник провел опыт. В воду добавил натрий, затем прилил раствор лакмуса. К полученному продукту он добавил раствор сульфата меди (II). К осадку он прилил соляную кислоту и опустил в полученный раствор железный гвоздь. Приведите уравнения реакций и укажите типы реакций.
4. Школьник провел опыт. Он растворил магний в соляной кислоте. Выделившийся газ он пропустил над нагретым оксидом меди (II). Полученное простое вещество добавил к раствору нитрата серебра и прилил сульфид натрия. Приведите уравнения реакций и
укажите типы реакций.