Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.12.2023

Статья просмотрена: 748 раз

Библиографическое описание:

Веселова, Л. А. Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. А. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108507/ (дата обращения: 21.11.2024).



В настоящее время человеку приходится быстро адаптироваться к происходящим в мире изменениям. Поэтому современное образование должно не просто предоставить предметное знание ученику, а научить ребенка с его помощью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.

Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН, утверждал, что «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», а также это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Функциональная грамотность учащихся показывает качество образования во всем мире, которое определяет Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Учащиеся всех стран решают тест, оценивающий их функциональную грамотность и умение применять знания на практике. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Функциональная грамотность относится к способности применять знания и навыки в реальных ситуациях, а также к пониманию и использованию научных концепций и терминологии в контексте предмета. В современное время результаты многих исследований подтвердили, что функциональная грамотность школьников на уроках химии оказалась недостаточной. Одной из причин низкой функциональной грамотности является недостаточное время, отведенное на практическую работу и самостоятельное исследование во время занятий по химии. Кроме того, учащиеся редко участвуют в дискуссиях и анализе научных материалов, что также препятствует развитию данного навыка.

Как же помочь ученикам развить функциональную грамотность? Прежде всего, необходимо научить их учиться. Наши ученики должны осознавать, что хорошая функциональная грамотность является одним из ключевых навыков для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности. Также важно продумать свою методику преподавания. Необходимо учитывать множество факторов, включая уровень подготовки и возраст учеников, чтобы облегчить их понимание сложных терминов и процессов.

Как вы знаете, урок химии — это не только получение знаний о химических элементах, соединениях и реакциях, но и развитие коммуникативных и когнитивных умений учащихся. Функциональная грамотность в химии — это не только знание научной терминологии и содержания учебного материала, но и умение применять этот материал в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии можно использовать несколько методов:

  1. Решение на уроках практических задач и заданий, когда необходимо применять химические знания в реальных практических ситуациях.
  2. Интеграция с другими предметами и с повседневной жизнью, при этом учащиеся сами приходят к выводу о взаимосвязи знаний из различных предметов с жизнью и возможности применять эти знания в комбинации для решения проблемы.
  3. Применение технологических методов обучения таких, как видеоуроки, кейсы, интерактивные упражнения и др, для лучшего восприятия информации.
  4. Использование игровых технологий, также различных конкурсов и командных состязаний, где возникает конкурентная среда и необходимость развития новых навыков (поиск, компиляция, применение новой информации)

Важно также помнить, что эти методы нужно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Для формирования функциональной грамотности учащихся в рамках предмета химии можно организовывать встречи с профессионалами в этой области, посещать лекции, музеи и выставки.

Для успешного формирования функциональной грамотности в целом и естественно-научной в частности, можно использовать следующие простые правила:

  1. Первичен познавательный интерес, а затем учение (интересно и полезно, занимательно и экспериментально)
  2. «От живого созерцания к абстрактному мышлению.».. (знакомство с веществом, а затем с его строением)
  3. «В начале был эксперимент» (исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория)
  4. «Химия — жизнь — естествознание» (изучаем химию на примерах из жизни)
  5. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
  6. И главное — создание ситуации успеха в интегрированной познавательной деятельности.

Все виды функциональной грамотности, в том числе и естественно-научная, направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем, позволяющих школьникам решать сложные задачи. При этом происходит развитие таких черт характера, как любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство. И как следствие, формируется человек с активной гражданской позицией по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Процесс обучения эффективен будет лишь при наличии организационных форм, обеспечивающих деятельностный подход, и соответствующего интегративного содержания. И задачей учителя является создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников, является решение практико-ориентированных задач. Несколько примеров подобных задач даны ниже:

Задача 1. В магазинах на полках всегда есть разнообразный ассортимент сливочного масла. Очень часто данный продукт становится объектом подделок и фальсификации. Конечно, обнаружить и доказать подделку можно с помощью дорогостоящих анализов в специализированной лаборатории. Но есть также способы определения качества масла и в домашних условиях.

Задание: используя материалы учебника и дополнительной литературы, а также сети Интернет, предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях. Отчет о проделанной работе оформите в форме постера.

Задача 2. Одной из причин долголетия японцев является регулярное употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.

Задание:

  1. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты — триптофана (С 11 Н 12 О 2 N 2 )
  2. Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах.
  3. Сравните насыщенные и ненасыщенные ВЖК.

Задача 3. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок было получено 50 тонн 96 %-го этилового спирта.

Задание: Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере? Чем отличается этиловый спирт от денатурированного?

Задача 4. Почему орел зоркий? У орла содержание селена в сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене составляет 100 мг.

Задание: вычислите, сколько фисташек необходимо съедать ежесуточно, чтобы восполнить суточную потребность организма человека в селене, если в 100 г фисташек содержится 0,45 мг селена. Подготовьте сообщение о распространении селена в природе.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и активного взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками XXI века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, PISA, задача, урок химии, функциональная грамотность учащихся, решение проблем, сливочное масло, суточная потребность организма человека, функциональная грамотность школьников, этиловый спирт.


Задать вопрос