Химическая мастерская
Автор: Головчанская Людмила Борисовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 104 раза
Библиографическое описание:
Головчанская, Л. Б. Химическая мастерская / Л. Б. Головчанская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2411/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вид деятельности: познавательная
Форма: лаборатория
Направление воспитания: формирование естественно — научного мировоззрения
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Пояснительная записка
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом — химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки курс «Химическая мастерская» позволяет внимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Программа внеурочного курса имеет пропедевтическую направленность для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель: развитию умений поиска, анализа и использования знаний.
Задачи:
- Развитие умений описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
- Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с веществами.
- Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Введение в химию |
4 |
Беседа Химическая игра |
2 |
Оборудование и вещества на кухне |
3 |
Наблюдение Беседа |
3 |
Что мы пьем? |
12 |
Эксперимент Химическая игра |
4 |
Что мы едим? |
13 |
Эксперимент Практикум |
5 |
Делаем уборку на кухне |
2 |
Проект |
Содержание тем
Тема 1. Введение вхимию (4 часа)
Предмет химии. Вещества. Молекулы. Атомы. Физические и химические явления.
Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием
Тема 2. Оборудование ивещества на кухне (3 часа)
Газовая плита. Природный газ, метан. Горение. Строение пламени. Кислород. Горение веществ в кислороде и воздухе. Реакции соединения. Способы прекращения горения. Углекислый газ. Простые и сложные вещества. Моделирование молекул кислорода, углекислого газа, метана.
Демонстрации: получение кислорода, обнаружение кислорода и углекислого газа.
Лабораторные опыты: изучение строения пламени.
Тема 3. Что мы пьем? (12 часов)
Вода. Реакция разложения воды.Моделирование молекулкислорода. водорода, воды. Реакция разложения на примере воды. Отличие реакций соединения и разложения. Вода — идеальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Минеральная и газированная вода. Чай и кофе. Молоко, скисание молока, молочная кислота, молочные продукты (простокваша, кефир). Чистые вещества и смеси.
Лабораторные опыты:
– растворение веществ в воде (суспензия мыла, эмульсия растительного масла, раствор поваренной соли):
– выпаривание раствора минеральной воды;
– обнаружение молочной кислоты в кефире, белков в молоке.
Практическая работа: очистка поваренной соли
Тема 4. Что мы едим? (13 часов)
Хлеб. Тесто. Дрожжи. Углеводы. Соли; поваренная соль и питьевая сода.
Ягоды и фрукты. Глюкоза. Моделирование молекулы глюкозы. Брожение — химический процесс. Картофель, крахмал, углеводы.
Жиры. Растительные и животные жиры. Сливочное масло, маргарин.
Яйцо. Мясо. Рыба. Белки.
Демонстрации: пористое строение теста.
Лабораторные опыты:
– обнаружение крахмала, глюкозы в хлебе;
– взаимодействие соды с уксусной кислотой;
Тема 5. Делаем уборку на кухне (2 часа)
Чистящие средства: сода, мыло, кислоты, нашатырный спирт.
Демонстрации: получение мыла.
Лабораторные опыты:
– растворение накипи и ржавчины кислотой;
– обнаружение щелочной и кислой среды индикатором.
Контрольно-измерительные материалы
- Конкурсы презентаций по темам: «Вещества на кухне», «Вода», «Что мы пьём?» «Белки. Жиры. Углеводы», «Глюкоза. Крахмал», «Чистящие средства».
- Конкурс «Юный химик».
- Экскурсия в магазин.
- Викторина по теме «Вода — источник жизни».
Вопросы викторины:
Загадки:
1. Что видно, когда ничего не видно?
2. Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой.
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком
И запела ручейком.
3. На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина.
4.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется. Во мгле.
Только ноги на земле.
5. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
6. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
«Что? Почему? Зачем? Как?»
- Назовите восемь наименований состояний воды, принятых в метеорологии.
- Отличается ли молекула водяного пара от молекулы воды?
- Можно ли высушить бельё на морозе? Почему?
- Какой водопад считается самым мощным в мире?
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком — наименьшее?
- Что означает выражение «Выйти сухим из воды»?
- Почему говорят «Как с гуся вода?»
- Правда ли. что вода в море соленая, от того, что в ней плавает селёдка?
- Какой воздух тяжелее сухой или влажный?»
- Что налито в стакане? Почему яйцо не тонет?
Литература:
- Аспицкая А. Ф., Шиляева Л. А. Программа пропедевтического курса химии для 5–7 классов. Пермь, 1995
- Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992
- Штремплер Г. И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993
- Ольгин О. Н. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986
- Юдин А. М. Химия в нашем доме. М.: Химия.1990