Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 25.08.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Тунгушбек, М. Б. Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации / М. Б. Тунгушбек, А. К. Курмет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117318/ (дата обращения: 01.09.2024).



В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебной деятельности, развитию творческого потенциала, глубокому усвоению знаний и улучшению памяти. Интеграция игры в образовательный процесс позволяет сочетать теоретические знания с практическими навыками, стимулируя интерес к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, игровые методы создают позитивную и благоприятную атмосферу на уроках, способствуют свободному взаимодействию между учащимися и развитию командных навыков. При внедрении игровых технологий в преподавание химии важно учитывать уровень подготовки, интересы и способности учащихся. Данная статья предлагает рекомендации и подходы для эффективного применения игр в образовательном процессе.

Ключевые слова: химия, игровые технологии, виды игр, эффективность, методики, навыки.

Игра выступает не только формой, но и методом обучения в образовательном процессе, являясь самостоятельной дидактической категорией. Она служит инструментом совместной учебной деятельности преподавателя и учащихся. Для семиклассников, которые только начинают изучать химию, игра остается привычной и естественной формой активности, переходя постепенно в учебную деятельность с помощью дидактических игр, используемых на занятиях. Применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности способствует более глубокому изучению химии и практическому применению полученных знаний.

Игровое обучение — представляет собой форму образовательного процесса, основанную на моделировании условных ситуаций. По мнению В. А. Сухомлинского, «игра является неотъемлемой частью нормального развития интеллекта». Через игру учащиеся познают окружающий мир и усваивают новую информацию в доступной и увлекательной форме. Основные принципы игровых технологий включают мотивацию, активное участие и моделирование ситуаций, близких к реальной жизни. В химии игровые методы подразделяются на познавательные, дидактические и деловые игры.

Познавательные игры направлены на развитие интеллектуальных способностей и расширение знаний учащихся. К таким играм относятся логические задачи, кроссворды, загадки и тестовые задания, которые улучшают память, мышление и творческие навыки. В контексте химии познавательные игры помогают изучать свойства химических элементов, составлять уравнения реакций и моделировать различные эксперименты. Примеры таких игр включают:

  1. Идентификация химических элементов: Эта игра включает задания на правильное размещение и распознавание химических элементов в периодической таблице. Участникам предлагается определить элементы по их символам, атомным номерам или свойствам, а также правильно расставить элементы в соответствии с их периодическим законом. Такая игра развивает навыки работы с периодической таблицей и углубляет понимание химических элементов и их взаимосвязей.
  2. Химические процессы в природе: Эти игры иллюстрируют атмосферные явления, экологические процессы и химические реакции, которые происходят в повседневной жизни. Участникам предлагается моделировать и исследовать, как химия влияет на окружающую среду и на различные природные феномены. Игры помогают понять, как химические реакции и процессы, такие как фотосинтез, атмосферная химия и разложение органических веществ, влияют на природу и экосистемы.
  3. Расчетные задачи: Вэтих играх участники тренируют навыки вычисления концентраций растворов, объёмов реагентов и других количественных показателей химических процессов. Игры могут включать задачи на расчет молекулярных масс, концентраций и пропорций, требующие точности и понимания химических формул. Эти задания помогают развить умение проводить точные расчёты и применять математические методы в химии.
  4. Моделирование молекулярных структур: Эти игры включают создание и визуализацию моделей различных молекул и химических соединений. Участники используют модели, чтобы визуализировать атомные связи, пространственное расположение атомов и молекулярные формы. Такие задания помогают лучше понять структуру молекул, химическую связь и пространственные особенности, что способствует углублению знаний о химических взаимодействиях и свойствах веществ.
  5. Химические кроссворды и загадки: Вэтих играх используется химическая терминология и концепции для создания увлекательных задач, которые способствуют закреплению знаний. Участникам предстоит решать кроссворды и разгадать загадки, используя свои знания о химических элементах, реакциях и процессах. Такие задания помогают укрепить понимание химических понятий, расширяют словарный запас и развивают логическое мышление в контексте химии.
  6. Химическая хроника: Эти игры сосредоточены на изучении исторических аспектов и процессов открытия различных химических элементов. Участникам предлагается исследовать ключевые открытия в химии, узнавать о жизни и работе учёных, сделавших важные открытия, и разбирать исторические контексты, в которых происходили эти открытия. Игры могут включать восстановление хронологии, обсуждение научных методов и значимости открытий для химии и науки в целом.

Эти игровые формы обучения делают процесс изучения химии более интерактивным и интересным, способствуя лучшему усвоению материала.

Дидактические игры служат методическим инструментом, раскрывающим закономерности учебной деятельности и облегчающим освоение сложных концепций. В химическом образовании такие игры повышают эффективность и привлекательность учебного процесса. Примеры дидактических игр включают:

  1. Игры с химическими реакциями: Эти задания включают сопоставление и решение различных химических реакций для глубокого понимания их закономерностей. Участники работают над распознаванием типов реакций, определением продуктов и уравниванием уравнений реакций. Игры могут включать задачи на предсказание результатов реакций, анализ механизма и условий протекания реакций. Такие активности способствуют лучшему усвоению принципов химии и развитию навыков аналитического мышления.
  2. Химическое яйцо: игра, в которой учащиеся защищают объект от разрушения посредством проведения экспериментов и ответов на тематические вопросы.
  3. Соединение элементов: Эти игры фокусируются на демонстрации взаимосвязей между различными химическими элементами и их свойствами. Участники занимаются созданием и исследованием химических соединений, анализируя, как свойства отдельных элементов влияют на характеристики образующихся веществ. Игры могут включать задания на составление молекул, изучение реакционной способности элементов и выявление закономерностей в химических реакциях. Это помогает лучше понять, как элементы взаимодействуют и какие свойства они приобретают в различных соединениях.
  4. Виртуальные лабораторные симуляции: Эти игры позволяют участникам выполнять экспериментальные задачи в онлайн-лабораториях, предоставляя практическое понимание химических процессов. Участники могут управлять виртуальными экспериментами, манипулировать переменными и наблюдать результаты, что помогает им глубже понять химические реакции и процессы. Такие симуляции предлагают безопасное и интерактивное средство для изучения сложных химических явлений и развития практических навыков.
  5. Ролевые игры в химии: Эти инсценировки позволяют учащимся взять на себя роли различных химических элементов или участвовать в моделировании химических процессов. Участники могут «воплощать» свойства элементов, взаимодействовать друг с другом и решать задачи, связанные с химическими реакциями и процессами. Такие игры способствуют лучшему пониманию химических концепций, стимулируют креативное мышление и улучшают навыки работы в команде.
  6. Карточные игры и лото: Эти игры используют игровые карты для запоминания и повторения свойств химических элементов и реакций. Участники могут выполнять задания, такие как сопоставление элементов с их характеристиками, уравнивание реакций или решение химических задач. Карточные игры и лото помогают укрепить знания о химии через активное повторение и визуальное представление информации, что способствует лучшему усвоению материала и улучшению памяти.
  7. Химический туннель: прохождение тематического маршрута через решение химических задач и понимание понятий.

Применение таких дидактических игр способствует повышению интереса учащихся к предмету и улучшению качества освоения знаний.

Деловые игры — представляют собой имитацию профессиональной деятельности и принятия решений в различных производственных и научных ситуациях. В химии такие игры помогают учащимся понять принципы управления предприятиями, проведения исследований и разработки новых продуктов. Примеры деловых игр включают:

  1. Симуляция химического производства: Эти игры моделируют управление процессами на химическом заводе, включая оптимизацию ресурсов, организацию производственных процессов и принятие стратегических решений. Участники управляют виртуальным предприятием, принимают решения по запуску новых продуктов, контролируют эффективность процессов и управляют ресурсами, что помогает понять принципы управления химическим производством и улучшить навыки планирования и аналитики.
  2. Проекты по научным исследованиям: Эти игры сосредоточены на моделировании разработки и выполнения научных проектов. Участники занимаются поиском решений для актуальных научных проблем, планированием экспериментов и анализом данных. Проекты включают задачи по проектированию, реализации и оценке результатов исследований, что помогает развивать навыки критического мышления, научного анализа и управления проектами.
  3. Химический бизнес и предпринимательство: разработка и коммерциализация новых химических продуктов, создание маркетинговых стратегий и изучение рыночных тенденций.
  4. Дебаты: Участники вступают в дискуссию на определённую химическую тему, например, обсуждают экологическое воздействие новых химических технологий или роль химии в обществе. Эта игра способствует развитию критического мышления и позволяет рассматривать химические проблемы с различных точек зрения.
  5. Решение химических задач в режиме реального времени: В этой игре участникам предоставляется сложная химическая задача или проблема, которую они должны решить в ограниченное время. Например, это может быть задача на оптимизацию химического процесса или синтез сложного органического соединения. Такая игра учит быстро принимать решения и адаптироваться к меняющимся условиям.
  6. Химическая биржа: Игра моделирует процесс торговли химическими веществами и материалами. Участники получают роли поставщиков, покупателей и посредников, и должны заключать сделки, торгуя сырьём, реагентами и готовой продукцией. Эта игра учит основам экономики, связанных с химической промышленностью, и развивает навыки ведения переговоров и принятия решений в условиях рыночной неопределённости.

Эти игры помогают учащимся и студентам глубже изучать различные аспекты химии и применять их в реальных ситуациях. Кроме того, они развивают важные навыки, такие как командная работа, лидерство и решение проблем.

Для успешной интеграции игровых технологий в учебный процесс необходимо регулярно оценивать их эффективность и получать обратную связь от участников. Важно также обеспечить соответствие игр учебным целям и адаптировать их под различные уровни подготовки и интересы учащихся. Техническая поддержка и наличие необходимых ресурсов играют ключевую роль в реализации игровых методов обучения.

Использование игровых технологий в преподавании химии делает обучение более динамичным и результативным, способствует развитию критического мышления, творческих способностей и практических навыков. Игровые методы не только повышают мотивацию учащихся, но и помогают им более глубоко и осознанно усваивать учебный материал, готовя их к решению реальных задач в будущем.

Литература:

  1. Коваль О. В. Игровые технологии на уроках химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: игровые технологии на уроках химии | Методическая разработка по химии (класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  2. Ойын технологиясы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ойын технологиясы — ULAGAT
  3. Ойындар. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ойындар (daryn.online)
  4. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989. Орысша-қазақша түсіндірме сөздік: Әлеуметтану және саясаттану бойынша/ Жалпы редакциясын басқарған э.ғ.д., профессор Е. Арын — Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ. 2006.
  5. Химия пәні оқытуда ойынтехнологиясынқолдану. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: «Химия пәнін оқытуда ойын технологиясын қолдану» (ust.kz)
  6. Тунгатова, Н. А. Ойын технологиясының педагогикалық түсініктері / Н. А. Тунгатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5.1 (347.1). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78384/ (дата обращения: 24.08.2024).
  7. О. И. Иванова, «Дебаты в преподавании химии: методика и практика» (2019), стр. 78–85
  8. А. В. Кравцов, «Экономические игры в химическом образовании» (2013), стр. 32–40
  9. О. Г. Фомина, «Химическая история и игры» (2019), стр. 67–75.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, участник, задача, образовательный процесс, элемент, задание, критическое мышление, навык, процесс, учебная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос