Реализация межпредметных связей и формирование экспериментальных умений обучающихся по химии на основе проблемного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Исаичева, А. В. Реализация межпредметных связей и формирование экспериментальных умений обучающихся по химии на основе проблемного обучения / А. В. Исаичева, В. А. Муракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118630/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается методика реализации межпредметных связей и формирование экспериментальных умений обучающихся по химии с использованием проблемного обучения.

Ключевые слова: обучение химии, межпредметные связи, экспериментальные умения, проблемное обучение.

Современное образование требует интеграции знаний из различных областей, что особенно актуально для изучения естественных наук, таких как химия. Одним из ключевых подходов к реализации межпредметных связей является проблемное обучение, которое позволяет не только углубить понимание материала, но и развить навыки экспериментирования у школьников. В данной статье мы рассмотрим, как внедрение проблемного обучения может служить эффективным инструментом при формировании экспериментальных умений у обучающихся, а также как это связано с междисциплинарным подходом.

Проблемное обучение основано на вовлечении обучающихся в активное решение актуальных проблем, формирующихся из реальных жизненных ситуаций. Это метод, который акцентирует внимание на развитии критического мышления и умений решать нестандартные задачи [1]. В контексте химии данное обучение может быть использовано для создания ситуаций, где обучающимся необходимо применять теоретические знания на практике, подразумевая изучение тем во взаимосвязи с другими науками, такими как физика, биология и экология.

Межпредметные связи помогают обучающимся увидеть хозяйственную, социальную и техническую значимость химических процессов [4]. Они позволяют строить логические связи между разными областями знаний. Например, изучение химии воды не только включает химические реакции, но также затрагивает темы экологии, физики (степени нагрева, агрегатные состояния) и биологии (влияние загрязнения на экосистемы).

Формирование экспериментальных умений требует целенаправленного подхода, который включает: теоретическую подготовку (обучающиеся должны быть ознакомлены с основными методами и приемами, используемыми в лабораторной практике); практические занятия (необходима активная практика, где обучающиеся смогут самостоятельно проводить эксперименты и анализировать их результаты); рефлексия и саморефлексия (обучающиеся должны уметь анализировать свои действия, находить ошибки и предлагать пути их устранения) [3].

При внедрении проблемного обучения, учитель может ставить перед учащимися задачи, требующие глубокого анализа и применения знаний, полученных на различных дисциплинах. Например, при изучении кислот и оснований можно одновременно рассмотреть их влияние на окружающую среду, основываясь на знаниях по экологии.

Примеры реализации межпредметных связей:

Проектная деятельность: создание исследований на тему «Влияние различной химии на качество воды». Ученики могут использовать знания о реакциях веществ, её интерпретировать через призму экологии.

Лабораторные работы: проведение экспериментов на тему «Реакции нейтрализации», где обучающиеся изучают не только сам процесс, но и его применение, например, в приготовлении медикаментов или очистке сточных вод.

Кросс-дисциплинарные уроки: проведение уроков, в которых объединяются темы химии и биологии, такие как изучение фотосинтеза, где можно рассмотреть, как химические реакции влияют на биологические процессы.

Данные подходы не только развивают критическое мышление и практические навыки, но также углубляют понимание науки как системы взаимосвязанных дисциплин. В конечном итоге, это способствует подготовке более высококвалифицированных специалистов, готовых решать сложные проблемы в своей профессиональной деятельности [2].

Для иллюстрации применения проблемного обучения можно рассмотреть несколько примеров.

Проблема загрязнения воды: обучающимся можно задать вопрос о причинах загрязнения местных водоемов. Они могут исследовать качество воды, анализировать химический состав образцов и разрабатывать стратегии по улучшению ситуации, что вовлекает знания из экологии и медицины.

Разработка чистых технологий: обучающиеся могут работать над проектом по разработке экологически чистых технологий, таких как создание биоразлагаемых упаковок или альтернативных источников энергии. Это требовало бы знаний не лишь из химии, но и физики и технологий.

Сравнительный анализ: обучающиеся могут провести сравнительный эксперимент, например, по изучению эффектов различных удобрений на рост растений. Это задание соединяет химию с биологией и может вовлечь исследование экономической стороны вопроса.

Преимущества использования проблемного обучения:

— повышение увлеченности: обучающиеся становятся более мотивированными, когда видят реальное применение своих знаний и участвуют в решении актуальных проблем;

— развитие навыков критического мышления: проблемное обучение способствует развитию аналитических способностей, что необходимо для успешного научного исследования;

— интеграция знаний: обучающиеся видят взаимосвязь между разными предметами, что помогает в осмыслении полученных знаний и формировании более целостной картины мира;

— стимуляция командной работы: Часто проблемы решаются в группах, что развивает коммуникативные навыки и умения работать в команде.

— улучшение коммуникативных навыков: работа в группах над проблемными задачами требует активного общения и обсуждения. Обучающиеся учатся высказывать свое мнение, аргументировать свои идеи и слушать других, что является важным навыком, как в учебе, так и в будущем профессиональном взаимодействии;

— подготовка к реальным задачам: в современном мире, где научные проблемы становятся все более комплексными, важно, чтобы обучающиеся развивали способность мыслить критически и находить решения для реальных задач. Проблемное обучение подготавливает их к этой задаче, обучая их использовать научные методы и работать с данными [4].

К примеру, можно привести ряд задач по химии, которые можно использовать для реализации межпредметных связей и формирования экспериментальных умений школьников с использованием проблемного обучения, например:

  1. Задача на тему экологии (межпредметная связь с биологией).

Ситуация: В реке произошло загрязнение, и местные жители обеспокоены состоянием водоема.

Вопрос: Какие химические реакции могут происходить в воде при попадании нефтепродуктов, и как это может повлиять на водную флору и фауну?

Упражнение: Проведите эксперимент, имитирующий загрязнение воды, и проанализируйте, как различные вещества взаимодействуют между собой. Запишите наблюдения и предложите способы очистки воды.

  1. Задача по взаимодействию кислот и оснований (межпредметная связь с физикой).

Ситуация: Планируется исследовать, как изменяется pH раствора при добавлении различных кислот и оснований.

Вопрос: Как концентрация растворов влияет на их pH, и каким образом это соотносится с теорией ионов и теплотой нейтрализации?

Упражнение: Выполните серию экспериментов с использованием лакмусовой бумаги и pH-метра, сравните результаты и выясните, как изменение температуры влияет на реакции.

  1. Задача по химии и математике.

Ситуация: Ученые разработали новый препарат для очистки сточных вод.

Вопрос: Как рассчитать количество реагентов, необходимых для нейтрализации определенного объема сточных вод с известным уровнем загрязненности?

Упражнение: На основе уравнений химических реакций и данных о концентрации загрязняющих веществ выполните расчеты объемов и масс необходимых реагентов.

  1. Задача по анализу продуктов горения (межпредметная связь с географией).

Ситуация: Исследуется влияние сжигания ископаемых видов топлива на окружающую среду.

Вопрос: Какие продукты образуются при сжигании угля, и как они влияют на качество воздуха в городах?

Упражнение: Проведите эксперимент по сжиганию различных видов топлива, определите состав образовавшихся газов и оцените их влияние на здоровье человека и экосистему.

  1. Задача на тему материаловедения (межпредметная связь с физикой и технологией).

Ситуация: Вам необходимо выбрать подходящие материалы для создания нового контейнера для хранения химических веществ.

Вопрос: Как свойства растворов влияют на выбор материалов, и как провести эксперимент, чтобы протестировать устойчивость различных материалов к химическим веществам?

Упражнение: Проведите серию тестов на коррозию, используя различные образцы материалов, и сделайте выводы о том, какой материал наиболее устойчив.

Реализация межпредметных связей и формирование экспериментальных умений через проблемное обучение являются мощными инструментами в современном образовательном процессе. Это не только повышает уровень усвоения материала, но и готовит учеников к реальным вызовам, с которыми они столкнутся в будущем [2]. Данный подход развивает у школьников навыки, которые будут востребованы в их профессиональной жизни, способствует формированию ответственного отношения к окружающему миру и увеличивает их научную грамотность.

Использование проблемного обучения способствует не только углубленному изучению предмета, но и формированию важнейших социальных и коммуникативных навыков [1]. Для дальнейшего развития данного подхода в образовательных учреждениях стоит продолжать исследовать методы и подходы, которые помогут адаптировать проблемное обучение под современные реалии и потребности обучающихся.

Таким образом, можно утверждать, что проблемное обучение становится важным элементом в системе образования, позволяя обучающимся не только усвоить знания, но и научиться применять их на практике, что является залогом успешного будущего.

Литература:

  1. Добротин Д. Ю. О проверке экспериментальных умений учащихся // Химия в школе. — 2016 − № 1. — С. 8–15.
  2. Ильина Ю. Н., Кочергина Н. И., Польских С. В. Реализация межпредметных связей при обучении химии как фактор повышения эффективности учебного процесса // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhpredmetnyh-svyazey-pri-obuchenii-himii-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 23.10.2024).
  3. Петунин О. В. Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-mezhpredmetnoy-integratsii-shkolnyh-estestvennonauchnyh-distsiplin (дата обращения: 23.10.2024).
  4. Полосин B. C. О формировании лабораторных навыков по химии // Химия в школе. 1952. — № 2. — С. 24–30.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, обучающийся, задача, межпредметная связь, знание, критическое мышление, связь, формирование, интеграция знаний, окружающая среда.


Ключевые слова

проблемное обучение, межпредметные связи, обучение химии, экспериментальные умения

Похожие статьи

Управление формированием метапредметных компетенций учащихся посредством проектной деятельности в ходе изучения 3D-моделирования на уроках технологии

Статья посвящена управлению процессом формирования метапредметных компетенций школьников в ходе проектной деятельности на уроках технологии, при освоении модуля «3D-моделирование». Цель приведенного исследования — анализ управления процессом формиро...

О сущности реализации межпредметных связей математики с другими предметами

В статье обсуждается сущность реализации межпредметных связей курса математики с другими предметами, рассматривается их влияние на содержание и методику преподавания курса математики в высших учебных заведениях.

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Похожие статьи

Управление формированием метапредметных компетенций учащихся посредством проектной деятельности в ходе изучения 3D-моделирования на уроках технологии

Статья посвящена управлению процессом формирования метапредметных компетенций школьников в ходе проектной деятельности на уроках технологии, при освоении модуля «3D-моделирование». Цель приведенного исследования — анализ управления процессом формиро...

О сущности реализации межпредметных связей математики с другими предметами

В статье обсуждается сущность реализации межпредметных связей курса математики с другими предметами, рассматривается их влияние на содержание и методику преподавания курса математики в высших учебных заведениях.

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Задать вопрос