Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Дуженкова, Е. А. Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии / Е. А. Дуженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93135/ (дата обращения: 15.11.2024).



В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: дидактическая игра, учебно-познавательная деятельность, обучение химии.

Актуальность. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из ведущих. В связи с возрастающей ролью производственной деятельности в жизни человека, химия имеет важное значение в системе школьного образования. Однако учитывая сложность и объём информации наблюдается тенденция снижения у обучающихся интереса к изучению химию. В связи с этим в современной школе используется большое разнообразие методов и средств, которые способствуют стимулированию мыслительной деятельности обучающихся, активируют их познавательную деятельность, а также формируют навыки применения химических знаний на практике. Одним из таких средств является дидактическая игра [2].

Основной целью исследования было определение влияния дидактических игр на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся и успех формирования знаний.

Педагогический эксперимент проводился с обучающимися 8 классов Совхозной средней общеобразовательной школы и Парамоновской основной общеобразовательной школы. В экспериментальной работе участие приняли 16 обучающихся 9 классов. Один класс — экспериментальный, второй — контрольный.

Педагогическое исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе с обучающимися было проведено вводное тестирование по определению первоначальных знаний, а также анкетирование.

На втором этапе был проведен урок химии по теме «Сера», однако в одном из классов урок проходил с использованием дидактических игр, а в другом без использования дидактической игры. Также в экспериментальном классе обучающимся в качестве домашнего задания была предложена игра «Чимборасо». Тема игры «Сера». Отправным запросом в Википедии являлось слово «сера». Условие игры: переход по гиперссылкам, касающихся темы урока. Всего выделено 8 слов (по количеству обучающихся):

  1. Серные бактерии.
  2. Сероводород.
  3. Пирит.
  4. Серноколчеданные залежи.
  5. Халькопирит.
  6. Галенит.
  7. Сульфид свинца
  8. Сульфат свинца.

Результат работы был зафиксирован в виде презентации Power Point.

Следующий этап исследования включал в себя повторный контрольный срез и анализ результатов двух тестирований для экспериментального и контрольного классов и сравнение результатов.

В начале эксперимента было проведено анкетирование обучающихся 9 классов с целью выявления их отношения к дидактической игре на уроке.

Результаты анкетирования показали, что 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % контрольного классов положительно относятся к проведению игры на уроках. 25 % обучающихся в обоих классах нейтрально относятся к игре и 12,5 % обучающихся экспериментального класса относятся отрицательно.

На вопрос «нравится ли вам участвовать в дидактической игре?» ответ «да» дали 62,5 % обучающихся в экспериментальном классе и 75 % обучающихся в контрольном.

О пользе дидактических игр знают 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % обучающихся контрольного класса. По 12,5 % в обоих классах указали об отсутствии пользы игры на уроке.

При ответе на вопрос «Если игра приносит пользу, то какую?» большинство обучающихся в обоих классах ответили, что урок с применением игры становится более интересным (70 % и 60 %), остальные ответы пришлись на вариант «легче запоминать материал» (30 % и 40 %).

Изучив отношение обучающихся к игре на уроках, я разработала конспект урока по химии с использованием дидактических игр по теме «Сера». Данный урок был проведен с обучающимися экспериментального класса

С целью проверки степени осознанности изученного материала для каждого класса — экспериментального и контрольного был рассчитан коэффициент усвоения знаний по методике А. В. Усовой [3]:

Таблица 1

Значение К уз для обучающихся экспериментального и контрольного классов по результатам двух тестирований

№ контрольного среза

К уз (э)

К уз (к)

1

0,53

0,51

2

0,72

0,64

Один из основных критериев определения эффективности использования системы дидактических игр в процесс — коэффициент успешности. Который, по методике А. В. Усовой, определяется следующим образом:

Таблица 2

Значение коэффициента успешности ( Y) для обучающихся 9 класса экспериментальной и контрольной групп

Класс

Y

Контрольный

1,36

Экспериментальный

1,25

Применяемая система считается эффективной, если значение Y>1, однако, чем больше значение, тем лучше применяемая методика.

По окончании основного эксперимента, обучающимся было предложено пройти повторное анкетирование c целью выявления изменения самооценки эффективности учебно-игровой познавательной деятельности на уроке.

Полученные данные показали, что положительное отношение обучающихся экспериментального класса к играм на уроке увеличилось с 62,5 % до 75 %.

По проведения эксперимента один обучающийся считал, что игры на уроке не приносят пользы. При повторном анкетировании обучающихся экспериментального класса такой ответ отсутствовал.

Количество детей, не желающих принимать участие в игре уменьшилось с 37,5 % до 12,5 %.

После проведения урока у обучающихся изменилось отношение к игре на уроках химии как к результату учебно-познавательной деятельности.

Возросло количество обучающихся, которые считают, что игры на уроках приносят пользу.

Результаты анкетирования контрольного класса не изменились.

Полученные данные позволяют сделать вывод о положительном влиянии дидактической игры на эффективность образовательного процесса.

Беседа с учителями химии позволила определить положительное отношение их к использованию дидактических игр процессе обучения, кроме того регулярно их используют. Чаще всего они используют игру на этапе проверки и закрепления полученных знаний. Учителя отмечают, что использование дидактической игры в их педагогической практике способствует улучшению качества знаний обучающихся, развитию психологических качеств, коммуникативных навыков. Кроме этого, в результате группой игры у обучающихся развиваются навыки сотрудничества со сверстниками. Однако кроме положительных качеств применения разнообразных форм дидактической игры, учителя отмечают и негативные, например, в некоторых случаях объяснения правил игры и само проведение занимают значительную часть учебного времени; после проведения игры бывает трудно восстановить дисциплину в классе; в результате использования коллективных дидактических игры бывают редкие случаи нездорового соперничества, которые учителя не всегда вовремя успевают предотвратить.

Вывод. Итак, результаты заключительного тестирования знаний обучающихся, анкетирование и беседа с учителями, позволяют сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр способствует повышению качества знаний обучающихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и как следствие — приводит к активизации учебно-познавательной деятельности.

Литература:

  1. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 319 с.
  2. Опарина, С. А. Роль дидактических игр в процессе обучения химии / С. А. Опарина // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 18. — С. 119–124.
  3. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения: моногр. / А. В. Усова; Труды д. чл. и чл.-кор. РАО. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, обучающийся, экспериментальный класс, класс, урок, учебно-познавательная деятельность, контрольный класс, проведение игры, результат анкетирования.


Похожие статьи

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов

В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний

В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников

На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специф...

Похожие статьи

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов

В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний

В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников

На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специф...

Задать вопрос