В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: дидактическая игра, учебно-познавательная деятельность, обучение химии.
Актуальность. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из ведущих. В связи с возрастающей ролью производственной деятельности в жизни человека, химия имеет важное значение в системе школьного образования. Однако учитывая сложность и объём информации наблюдается тенденция снижения у обучающихся интереса к изучению химию. В связи с этим в современной школе используется большое разнообразие методов и средств, которые способствуют стимулированию мыслительной деятельности обучающихся, активируют их познавательную деятельность, а также формируют навыки применения химических знаний на практике. Одним из таких средств является дидактическая игра [2].
Основной целью исследования было определение влияния дидактических игр на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся и успех формирования знаний.
Педагогический эксперимент проводился с обучающимися 8 классов Совхозной средней общеобразовательной школы и Парамоновской основной общеобразовательной школы. В экспериментальной работе участие приняли 16 обучающихся 9 классов. Один класс — экспериментальный, второй — контрольный.
Педагогическое исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе с обучающимися было проведено вводное тестирование по определению первоначальных знаний, а также анкетирование.
На втором этапе был проведен урок химии по теме «Сера», однако в одном из классов урок проходил с использованием дидактических игр, а в другом без использования дидактической игры. Также в экспериментальном классе обучающимся в качестве домашнего задания была предложена игра «Чимборасо». Тема игры «Сера». Отправным запросом в Википедии являлось слово «сера». Условие игры: переход по гиперссылкам, касающихся темы урока. Всего выделено 8 слов (по количеству обучающихся):
- Серные бактерии.
- Сероводород.
- Пирит.
- Серноколчеданные залежи.
- Халькопирит.
- Галенит.
- Сульфид свинца
- Сульфат свинца.
Результат работы был зафиксирован в виде презентации Power Point.
Следующий этап исследования включал в себя повторный контрольный срез и анализ результатов двух тестирований для экспериментального и контрольного классов и сравнение результатов.
В начале эксперимента было проведено анкетирование обучающихся 9 классов с целью выявления их отношения к дидактической игре на уроке.
Результаты анкетирования показали, что 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % контрольного классов положительно относятся к проведению игры на уроках. 25 % обучающихся в обоих классах нейтрально относятся к игре и 12,5 % обучающихся экспериментального класса относятся отрицательно.
На вопрос «нравится ли вам участвовать в дидактической игре?» ответ «да» дали 62,5 % обучающихся в экспериментальном классе и 75 % обучающихся в контрольном.
О пользе дидактических игр знают 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % обучающихся контрольного класса. По 12,5 % в обоих классах указали об отсутствии пользы игры на уроке.
При ответе на вопрос «Если игра приносит пользу, то какую?» большинство обучающихся в обоих классах ответили, что урок с применением игры становится более интересным (70 % и 60 %), остальные ответы пришлись на вариант «легче запоминать материал» (30 % и 40 %).
Изучив отношение обучающихся к игре на уроках, я разработала конспект урока по химии с использованием дидактических игр по теме «Сера». Данный урок был проведен с обучающимися экспериментального класса
С целью проверки степени осознанности изученного материала для каждого класса — экспериментального и контрольного был рассчитан коэффициент усвоения знаний по методике А. В. Усовой [3]:
Таблица 1
Значение К уз для обучающихся экспериментального и контрольного классов по результатам двух тестирований
№ контрольного среза |
К уз (э) |
К уз (к) |
1 |
0,53 |
0,51 |
2 |
0,72 |
0,64 |
Один из основных критериев определения эффективности использования системы дидактических игр в процесс — коэффициент успешности. Который, по методике А. В. Усовой, определяется следующим образом:
Таблица 2
Значение коэффициента успешности ( Y) для обучающихся 9 класса экспериментальной и контрольной групп
Класс |
Y |
Контрольный |
1,36 |
Экспериментальный |
1,25 |
Применяемая система считается эффективной, если значение Y>1, однако, чем больше значение, тем лучше применяемая методика.
По окончании основного эксперимента, обучающимся было предложено пройти повторное анкетирование c целью выявления изменения самооценки эффективности учебно-игровой познавательной деятельности на уроке.
Полученные данные показали, что положительное отношение обучающихся экспериментального класса к играм на уроке увеличилось с 62,5 % до 75 %.
По проведения эксперимента один обучающийся считал, что игры на уроке не приносят пользы. При повторном анкетировании обучающихся экспериментального класса такой ответ отсутствовал.
Количество детей, не желающих принимать участие в игре уменьшилось с 37,5 % до 12,5 %.
После проведения урока у обучающихся изменилось отношение к игре на уроках химии как к результату учебно-познавательной деятельности.
Возросло количество обучающихся, которые считают, что игры на уроках приносят пользу.
Результаты анкетирования контрольного класса не изменились.
Полученные данные позволяют сделать вывод о положительном влиянии дидактической игры на эффективность образовательного процесса.
Беседа с учителями химии позволила определить положительное отношение их к использованию дидактических игр процессе обучения, кроме того регулярно их используют. Чаще всего они используют игру на этапе проверки и закрепления полученных знаний. Учителя отмечают, что использование дидактической игры в их педагогической практике способствует улучшению качества знаний обучающихся, развитию психологических качеств, коммуникативных навыков. Кроме этого, в результате группой игры у обучающихся развиваются навыки сотрудничества со сверстниками. Однако кроме положительных качеств применения разнообразных форм дидактической игры, учителя отмечают и негативные, например, в некоторых случаях объяснения правил игры и само проведение занимают значительную часть учебного времени; после проведения игры бывает трудно восстановить дисциплину в классе; в результате использования коллективных дидактических игры бывают редкие случаи нездорового соперничества, которые учителя не всегда вовремя успевают предотвратить.
Вывод. Итак, результаты заключительного тестирования знаний обучающихся, анкетирование и беседа с учителями, позволяют сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр способствует повышению качества знаний обучающихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и как следствие — приводит к активизации учебно-познавательной деятельности.
Литература:
- Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 319 с.
- Опарина, С. А. Роль дидактических игр в процессе обучения химии / С. А. Опарина // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 18. — С. 119–124.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения: моногр. / А. В. Усова; Труды д. чл. и чл.-кор. РАО. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.