Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии

Педагогика
16.06.2022
207
Поделиться
Библиографическое описание
Дуженкова, Е. А. Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении химии / Е. А. Дуженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93135/.


В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: дидактическая игра, учебно-познавательная деятельность, обучение химии.

Актуальность. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из ведущих. В связи с возрастающей ролью производственной деятельности в жизни человека, химия имеет важное значение в системе школьного образования. Однако учитывая сложность и объём информации наблюдается тенденция снижения у обучающихся интереса к изучению химию. В связи с этим в современной школе используется большое разнообразие методов и средств, которые способствуют стимулированию мыслительной деятельности обучающихся, активируют их познавательную деятельность, а также формируют навыки применения химических знаний на практике. Одним из таких средств является дидактическая игра [2].

Основной целью исследования было определение влияния дидактических игр на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся и успех формирования знаний.

Педагогический эксперимент проводился с обучающимися 8 классов Совхозной средней общеобразовательной школы и Парамоновской основной общеобразовательной школы. В экспериментальной работе участие приняли 16 обучающихся 9 классов. Один класс — экспериментальный, второй — контрольный.

Педагогическое исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе с обучающимися было проведено вводное тестирование по определению первоначальных знаний, а также анкетирование.

На втором этапе был проведен урок химии по теме «Сера», однако в одном из классов урок проходил с использованием дидактических игр, а в другом без использования дидактической игры. Также в экспериментальном классе обучающимся в качестве домашнего задания была предложена игра «Чимборасо». Тема игры «Сера». Отправным запросом в Википедии являлось слово «сера». Условие игры: переход по гиперссылкам, касающихся темы урока. Всего выделено 8 слов (по количеству обучающихся):

  1. Серные бактерии.
  2. Сероводород.
  3. Пирит.
  4. Серноколчеданные залежи.
  5. Халькопирит.
  6. Галенит.
  7. Сульфид свинца
  8. Сульфат свинца.

Результат работы был зафиксирован в виде презентации Power Point.

Следующий этап исследования включал в себя повторный контрольный срез и анализ результатов двух тестирований для экспериментального и контрольного классов и сравнение результатов.

В начале эксперимента было проведено анкетирование обучающихся 9 классов с целью выявления их отношения к дидактической игре на уроке.

Результаты анкетирования показали, что 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % контрольного классов положительно относятся к проведению игры на уроках. 25 % обучающихся в обоих классах нейтрально относятся к игре и 12,5 % обучающихся экспериментального класса относятся отрицательно.

На вопрос «нравится ли вам участвовать в дидактической игре?» ответ «да» дали 62,5 % обучающихся в экспериментальном классе и 75 % обучающихся в контрольном.

О пользе дидактических игр знают 62,5 % обучающихся экспериментального и 75 % обучающихся контрольного класса. По 12,5 % в обоих классах указали об отсутствии пользы игры на уроке.

При ответе на вопрос «Если игра приносит пользу, то какую?» большинство обучающихся в обоих классах ответили, что урок с применением игры становится более интересным (70 % и 60 %), остальные ответы пришлись на вариант «легче запоминать материал» (30 % и 40 %).

Изучив отношение обучающихся к игре на уроках, я разработала конспект урока по химии с использованием дидактических игр по теме «Сера». Данный урок был проведен с обучающимися экспериментального класса

С целью проверки степени осознанности изученного материала для каждого класса — экспериментального и контрольного был рассчитан коэффициент усвоения знаний по методике А. В. Усовой [3]:

Таблица 1

Значение К уз для обучающихся экспериментального и контрольного классов по результатам двух тестирований

№ контрольного среза

К уз (э)

К уз (к)

1

0,53

0,51

2

0,72

0,64

Один из основных критериев определения эффективности использования системы дидактических игр в процесс — коэффициент успешности. Который, по методике А. В. Усовой, определяется следующим образом:

Таблица 2

Значение коэффициента успешности ( Y) для обучающихся 9 класса экспериментальной и контрольной групп

Класс

Y

Контрольный

1,36

Экспериментальный

1,25

Применяемая система считается эффективной, если значение Y>1, однако, чем больше значение, тем лучше применяемая методика.

По окончании основного эксперимента, обучающимся было предложено пройти повторное анкетирование c целью выявления изменения самооценки эффективности учебно-игровой познавательной деятельности на уроке.

Полученные данные показали, что положительное отношение обучающихся экспериментального класса к играм на уроке увеличилось с 62,5 % до 75 %.

По проведения эксперимента один обучающийся считал, что игры на уроке не приносят пользы. При повторном анкетировании обучающихся экспериментального класса такой ответ отсутствовал.

Количество детей, не желающих принимать участие в игре уменьшилось с 37,5 % до 12,5 %.

После проведения урока у обучающихся изменилось отношение к игре на уроках химии как к результату учебно-познавательной деятельности.

Возросло количество обучающихся, которые считают, что игры на уроках приносят пользу.

Результаты анкетирования контрольного класса не изменились.

Полученные данные позволяют сделать вывод о положительном влиянии дидактической игры на эффективность образовательного процесса.

Беседа с учителями химии позволила определить положительное отношение их к использованию дидактических игр процессе обучения, кроме того регулярно их используют. Чаще всего они используют игру на этапе проверки и закрепления полученных знаний. Учителя отмечают, что использование дидактической игры в их педагогической практике способствует улучшению качества знаний обучающихся, развитию психологических качеств, коммуникативных навыков. Кроме этого, в результате группой игры у обучающихся развиваются навыки сотрудничества со сверстниками. Однако кроме положительных качеств применения разнообразных форм дидактической игры, учителя отмечают и негативные, например, в некоторых случаях объяснения правил игры и само проведение занимают значительную часть учебного времени; после проведения игры бывает трудно восстановить дисциплину в классе; в результате использования коллективных дидактических игры бывают редкие случаи нездорового соперничества, которые учителя не всегда вовремя успевают предотвратить.

Вывод. Итак, результаты заключительного тестирования знаний обучающихся, анкетирование и беседа с учителями, позволяют сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр способствует повышению качества знаний обучающихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и как следствие — приводит к активизации учебно-познавательной деятельности.

Литература:

  1. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 319 с.
  2. Опарина, С. А. Роль дидактических игр в процессе обучения химии / С. А. Опарина // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 18. — С. 119–124.
  3. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения: моногр. / А. В. Усова; Труды д. чл. и чл.-кор. РАО. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дидактическая игра
учебно-познавательная деятельность
обучение химии
Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 348-351):
Часть 5 (стр. 335-419)
Расположение в файле:
стр. 335стр. 348-351стр. 419

Молодой учёный