Задачи с экологическим содержанием
Автор: Данилова Елена Николаевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 1982 раза
Библиографическое описание:
Данилова, Е. Н. Задачи с экологическим содержанием / Е. Н. Данилова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2829/ (дата обращения: 17.12.2024).
Особое место в экологическом образовании занимает школа. Это связано, прежде всего, с тем, что именно в школе дети начинают подробно изучать природные явления, животных, их среду обитания, а также начинают понимать какая угроза может возникнуть для всего живого на Земле, если человек будет бездумно и неэкономно использовать дары природы, наносить ущерб природе. Ведь природе отводится особая роль в формировании личности любого человека, потому что природа окружает человека с первых дней жизни: она даёт массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления и вообще дает возможность существовать на Земле. Как же можно не только на уроках биологии, географии, литературы, но и на уроках математики вносить вклад в формирование экологического сознания школьника, воспитывать бережное отношение к природе?
Половина учебного времени на уроках математики используется для решения задач. Решая математическую задачу, школьники знакомятся с новой ситуацией, с применением математической теории к её решению, познают новый метод решения или новые теоретические разделы математики. Если математические задачи будут интересны, практически значима для школьника, то и решать их он будет с большим интересом и активностью. В этом плане на помощь могут прийти задачи с экологическим содержанием. На уроках математики мы учимся давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Тематика задач с экологическим содержанием может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.
Наиболее благоприятные темы в 5 классе для использования таких задач: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», «Текстовые задачи», «Площади», «Диаграммы», «Задачи на составление уравнений», «Объемы».
Некоторые задачи несут в себе информацию, полезную для любого школьника. Например:
Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 47 видов зверей и птиц. Причем птиц из них — 29 видов. Насколько больше запрещенных видов зверей, чем птиц?
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т. сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
Кит — морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1885 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? За неделю? За месяц?
Такие задачи заставляют задуматься не только над решением, но и над полученной информацией, и хочется сделать соответствующие выводы по проблемам окружающей нас среды.
Кроме этого можно создавать и проекты на экологическую тему. Они будут интересны и будут повышать активность учащихся в изучении математики. Например, на уроках математики мы выполняли проект по вычислению расхода бумаги на все бумажные учебные принадлежности пятиклассников (тетради, учебники, альбомы и т.д.), которые использовались нашим классом в течение первой четверти. Согласно нашим расчетам весь класс потратил за этот период в процессе учебы 186 кг бумаги. А так как на изготовление бумаги необходимо вырубать лесные угодья, нужно бережно и экономно относиться к учебникам, тетрадям и книгам вообще.
Данный материал может пригодиться как учителям, так и ученикам 5 класса. При решении задач с экологическим содержанием у школьников
— повышаются математические, экологические и экономические знания;
— формируются представления о роли математики в решении экологических проблем;
— пробуждается интерес и желание овладевать знаниями;
— происходит дальнейшее развитие общей культуры.
Литература:
- Учебник «Математика 5 класс», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. «Мнемозина», 2013.
- Учебник «Математика 5 класс», Э. Р. Нурк. Просвещение.1998.
- Школьный практикум. Экология. В. В. Пасечник. М: «Дрофа», 1998.
- Практические занятия по экологии». Д. Зверев. М: «Просвещение».1998.
- Экология. Школьный справочник. А. П. Ошмарин и др.. Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ. А. Жигарев и др. Дрофа, 2002.
- Здоровье человека и окружающая среда. В. Т. Величковский и др.: М: «Новая школа», 1997.
- http://www.rusecocentre.ru
- http://www.krugosvet.ru
- Задачи с экологическим содержанием по математике... maxreferal.ru›kursovaya-2/zadachi-s…po…v-5-klasse/