Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности
Автор: Хлынцева Юлия Викторовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.11.2017
Статья просмотрена: 611 раз
Библиографическое описание:
Хлынцева, Ю. В. Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности / Ю. В. Хлынцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2795/ (дата обращения: 11.10.2024).
Проектируя учебное занятие на основе деятельностного подхода, я отбираю те технологии, которые в полной мере соответствую ФГОС и обеспечивают реализацию целей каждого этапа урока.
Проблемно — поисковые технологии позволяют сформировать у детей способности к целеполаганию, формулированию темы урока через организацию проблемного диалога.
Использование ИКТ. Применение ИКТ в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; снижению дидактических затруднений у учащихся; формирование информационно — коммуникационной компетенции. [1, с.4]
На разных этапах урока я использую электронные приложения к учебникам. Использование ИКТ обеспечивает сочетание групповых и индивидуальных форм организации занятий. Например, на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Животный мир России» дети работают в парах по модели 1 компьютер: 2 ученика и получают задание «Пройдите по ссылкам, полученным по электронной почте, изучите материал и заполните сравнительную таблицу». На уроке математики во 2 классе по теме «Решение задач. Закрепление» используются элементы веб-квеста «Путешествие в космос», «Цветик-семицветик» для групповой работы. В каждой группе распределяются роли: редактор (тот, кто получает доступ к Google-документу), организатор (следит за порядком, урегулирует разногласия), чтец (читает задания), наборщик (набирает текст на компьютере). Каждая группа выполняет свои задания, проходя по ссылкам с одного задания на другое. Итоговое задание: собери все ключевые слова, составь из них пословицу и разъясни её или определи все части речи, придумайте задачу по выражению и запишите её в свою графу в общей таблице (эта таблица с 6-ю задачами распечатывается для решения этих задач дома).
На основании педагогического опыта у меня возникло убеждение, что именно проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту. Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, однако вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т. к. метод проектов является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий по формированиюличностных и особенно метапредметных УУД. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта я ограничиваю 1–2 уроками или одной — двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Учащиеся моего класса подготовили проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья» (окружающий мир), «Составляем азбуку загадок», «Создаем музей «Город букв», «Ученая гусеница», «Великолепная пятёрка» (литературное чтение), «Откуда цифры появились?», «Математика вокруг нас», «Цифры в пословицах и поговорках» (математика), «Дикие животные», «Украшаем класс к новому году» (технология).
Проектную деятельность со всеми ее требованиями организую обычно по достижении учащимися определенного уровня сформированности личностных и метапредметных УУД. В начале подготовительного этапа работы над проектом задаю ученикам вопросы, которые ориентируют их на выявление проблемы и путей ее решения. Большое внимания уделяю сопровождению основного этапа: процесса осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний. В процессе работы над проектом провожу с детьми экскурсии, парковые уроки, прогулки-наблюдения. Особое внимание обращаю на завершающий этап проектной деятельности — презентация проекта, самооценка проекта и оценка процесса проектирования. Чтобы оценка проектов носила стимулирующий характер, и был поощрен каждый ученик — выделяю номинации. Например: «Познавательный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект».
Однако зачастую младший школьник не в состоянии самостоятельно справиться с теми проблемами, которые возникают в ходе проекта. Поэтому в своей деятельности использую технологию проектных задач, которые через определенный набор заданий направляет деятельность детей на создание результата (продукта).
Особенности проектной задачи:
‒ приближенность проблемы, которую предстоит решать детям, к жизненной ситуации,
‒ работа в группе,
‒ результат деятельности — уникальный продукт, созданный конкретной группой учащихся (составленная детьми книга, схема, карта, настольная игра и т. п.)
‒ непродолжительное время выполнения — 2–4 урока, т. е. «здесь и сейчас»
‒ ученикам предоставляется весь материал для решения задачи. [3,с.12]
Работа над проектной задачей строится в малых группах или в парах. Проектная задача не имеет алгоритма решения, план действий составляют дети. Задача состоит из нескольких блоков: проблемный блок (ученикам предъявляется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения), информационный блок (набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов и т. п.), критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы). [2,58 с.]
Коллективная творческая работа «Сочиняем сказку, снимаем мультфильм»
№ |
Этап урока |
Название используемых технологий |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент |
Проектная задача |
- Ребята! Нам из Москвы прислали приглашение на участие в конкурсе «Сказки красивого сердца». Требуется сочинить сказку и создать по ней мультфильм. |
Настраиваются на работу |
2 |
Актуализация знаний |
Информацион-но-коммуникаци-онная ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/650f7407–83e2–4654-bba6-a61d17dba731/ %5BNS-LIT_3–06 %5D_ %5BMA_001 %5D.swf |
- Вы любите сказку? — Что же такое сказка? (Усвоение литературоведческих понятий) —Какие бывают сказки? — Вспомнить нам поможет интерактивная игра. — Как устроена сказка? Откройте учебник на странице 62 задание 13. — Из каких же частей состоит волшебная сказка? Рассмотрите рисунок к заданию 14 и найдите ошибки. |
Выстраивают план построения сказки: Зачин. Эпизод или событие (начало действия). Испытание (развитие действия). Концовка (конец действия). |
3 |
Определение темы и цели урока |
Проблемно-поисковая |
-На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок — и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, нам подскажет положение конкурса. — Так как работать вы будете в группах, давайте повторим правила совместной работы. — На столах у вас лежит положение конкурса. Прочитайте и обсудите в группе, на какую тему будем сочинять сказку? (Выслушиваются ответы всех групп и выделяется общая тема) — Сказка будет о том, как добро и стремление к миру и пониманию другого, терпение и мужество преображают характер героя и мир в целом. |
Проговаривание правил совместной деятельности: А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших; Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем; В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала; Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности |
4 |
Введение в тему |
Работа в группах |
— Давайте определимся с планом сказки. Какие герои обязательно должны в ней быть? (Главный герой, проблема, препятствие или злодей, друг-помощник, счастливый конец) —Что дальше будет происходить в нашей сказке? —О чём можно ещё рассказать?
(Выслушиваются все сказки, выбираются лучшие моменты. «Собирается» общая сказка) |
А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный. Б) Начало действия. Эпизод или событие. В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг…» Г) Концовка сказки. |
5 |
Физкультминутка |
Здоровьесберегающая |
На дворе белым — бело, Ну и снегу намело! А мы в классе посидим, Дружно сказку сочиним. |
Активное выполнение упражнений. |
6 |
Создание эскизов героев и их презентация |
Имитационного моделирования (игровая) |
— Ребята, ведь нашей сказке чтобы превратиться в мультфильм чего-то не хватает? — Конечно, ярких красивых героев. — Сейчас каждая группа нарисует свои эскизы героев и пейзажей. 1- главный герой 2- пейзаж 3- происшествие 4 — концовка Показ эскизов и пересказ сочинённой сказки |
Выполнение эскизов. Презентация групповой сказки. |
7 |
Рефлексия урока |
Рефлексивная |
— Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества? — А что стало результатом нашей дружной работы? |
Подводят итог урока. |
8 |
Результат работы |
Работа над сказкой была продолжена на следующих занятиях. Результатом работы стал снятый мультфильм в технике «перекладка» |
В ходе решения проектных задач проявляются умения планировать работу, распределять обязанности между членами группы, помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль.
Литература:
- Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: Материалы II международной научной конференции, СПб.: Реноме, 2012. — 258 с.
- Савушкина Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т. П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2010. — № 4.-116 с.
- Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению. Журнал «Начальная школа». № 7, 2012.