Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок) / С. Ю. Диденко, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14131/ (дата обращения: 11.10.2024).



Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале — доступные творческие задания, а уже в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. С введением в 2012 году новых ФГОС в процессе обучения стала необходимой работа над проектами.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК «Планета знаний», автором которого является руководитель Э. Э. Кац, который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения. В данной программе подробно, доступно как для учителя, так и для ученика даются первые проекты и рекомендации к их выполнению.

Проанализируем УМК «Планета знаний» (Э.Э Кац), который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе на основе основных образовательных технологий:

  1. Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.
  2. Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
  3. Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
  4. Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. Сбор сведений по теме проектной деятельности;
  2. Работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии.

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии, беседа с взрослыми.

Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

В 1 классе на уроках литературного чтения необходимо научить детей выбирать тему проекта, определять, индивидуальную или в групповую работу. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. И вот тут задача учителя — научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Надо научить детей работать с книгами в школьной библиотеке, учится искать нужную информацию. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися. Для учащихся первого класса в учебнике на странице 56–57 предлагается проект по теме «Загадки, считалки, скороговорки». Сначала автор предлагает учителю провести беседу по содержанию. После беседы учащимся предлагается подумать над темой проекта и формой своего участия в проектной деятельности.

Во 2 классе проектной деятельности уделено внимание на странице 108–109 после изучения темы «Сказки», где предлагается несколько тем проектов, такие как «Волшебные персонажи в сказках», «Моя сказка» и т. д.

В 3 классе авторы рассказывают о Великой Отечественной войне на страннице 77 и предлагают ученикам подготовить к этому великому празднику проекты. Учащимся необходимо узнать у своих бабушек и дедушек интересные факты из их жизни на войне, прочитать дополнительную литературу в школьной библиотеке.

В 4 классе по материалам раздела учебника «Жить по совести, любя друг друга» учащимся необходимо обсудить с родителями, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь, важны ли они в семье. Принять участие в проекте «По совести жить — век не тужить».

Участникам проекта предлагается поговорить с друзьями, что значит жить по совести, доказать примерами из прочитанных произведений, что «совесть-это чувство ответственности за свой поступок».

Проанализируем УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) в учебниках нового поколения проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Проектная деятельность может быть организована в рамках конкретной темы. Так, в 1 классе по теме «Жили-были загадки» проектная деятельность предполагает создание музея «Город загадок». Дети учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание поделки, рисунка), презентацию результата деятельности. Основой проекта являются различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основе деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения, недостатком является то, что познавательная проблема задается извне: авторами учебника.

В 3 классе (часть 1) в рубрике «Наши проекты» темы проектов предлагаются на выбор: сочиняем вместе волшебную сказку, дополняем литературную сказку своими историями. План действий включает в себя:

‒ выбор понравившейся темы проекта, определение, о чем и о ком будет сказка;

‒ где будет происходить действие сказки (на земле, в космосе, на необитаемом острове, под водой);

‒ когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в далеком будущем);

‒ при помощи чего будет происходить волшебство?

Какие будут происходить события?

Запишите все предложенные варианты. Выберите самые лучшие. Разбейтесь на группы. Одна группа должна придумать костюмы героям, вторая группа определить волшебные предметы. Разыграйте вашу сказку в лицах. Покажите ваш спектакль в классе.

В 3 классе (часть 2) в рубрике «Наши проекты» на выбор предлагаются следующие темы проектов: о времени года, праздник поэзии. О природе, о детях. План действий включает в себя следующие действия: Выберите понравившуюся тему или предложите свою. Напишите сценарий (последовательность и количество выступлений), определите, кто будет учить наизусть стихотворение по выбранной теме, кто попробует сам сочинить произведение. Распределитесь на группы. Просмотрите содержание учебника. Какие стихотворения о временах года вы хотели бы выучить наизусть? Поразмышляйте, о чем вы хотели бы сочинить стихотворение.

В 4 классе (часть 1) на выбор учащихся предлагаются такие проекты как:

  • Создание календаря исторических событий.
  • Подготовка сообщения о важном историческом событии.

План действий:

О каких исторических событиях рассказывается в разделе «Летописи.

Былины. Жития»? О победе Киевского князя Олега над греками в 6415 году.

Найдите необходимый материал в энциклопедии. В библиотеке возьмите книги по истории, например «Моя первая книга по истории», «Исторические рассказы для детей» А. О. Ишимовой. Составьте список литературы.

Распределитесь на группы. Подумайте, как можно представить собранный материал: в таблице, на ленте времени и т. д. Сравните свою работу с работой другой группы. Объедините собранный материал. Составьте план и расскажите о важном для России событии в классе.

В 4 классе (часть 2) темы проектов:

‒ Они защищали Родину.

‒ Россия — Родина моя.

‒ Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!

Учащимся предлагается расспросить своих родителей, бабушек, дедушек о Великой Отечественной войне. Какие военные события им запомнились из воспоминаний близких людей? Какие книги о войне оставили след в их памяти? Какие песни и стихи хотелось бы послушать?

План действий:

Выберите понравившуюся тему проекта. Совместно определите, как вы будете представлять выбранную тему: Литературный вечер. Музыкальная композиция. Устный радиожурнал. Книга воспоминаний. Вечер военной песни. Фотомонтаж. Пусть каждый напишет ответ на вопрос: «Что значит для меня моя Родина?»

Тематика учебных проектов, предложенных авторами УМК «Школа России» и УМК «Планета знаний» может быть расширена. Вдумчивый анализ художественных произведений учителем позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа над проектной деятельностью — это один из способов вхождения школьника в социально-нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности. Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.

Литература:

  1. Кац Э. Э. Литературное чтение. 2–4 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
  2. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1–4 классы.- М.: Издательство «Просвещение», 2015.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации — М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, класс, план действий, ребенок, группа, младший школьный возраст, начальная школа, работа, учащийся.

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Внедрение проектных задач для формирования диалогической речи младших школьников при изучении повести-сказки «Маленький принц»

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Внедрение проектных задач для формирования диалогической речи младших школьников при изучении повести-сказки «Маленький принц»

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)