Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Антипина, Е. Г. Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе / Е. Г. Антипина, Л. Л. Рукина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/759/ (дата обращения: 16.12.2024).



Чтение- это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом и последнего с его значением.

Любой вид чтения включает эту «триаду»: восприятие, произнесение, понимание.

Правильность- плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость- это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных в единицу времени.

Сознательность- понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность- способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе — чтение вслух. Как показали исследования психологов, громкое чтение способствует лучшему пониманию материала, учащиеся при этом не только видят текст, но слышат и произносят его. Интонационное оформление читаемого значительно облегчает его понимание.

Психологи выделяют в становлении навыка чтения 3 этапа: аналитический, синтетический, автоматизированный.

1 этап- зрительно воспринимаемый единицей является буква или слог. Поле зрения детей очень ограничено. Понимание прочитанного значительно отстает от его произношения, т. к. для прочтения слова нужно воспринять букву, узнать ее, произнести слияние, присоединить слог к другому, воспроизвести слово и после этого «узнать» его.

Наибольшую трудность при обучении чтению представляет трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Речевые органы при произнесении каждого звука в положении приступа(экскурсии)-движении в положение нужное для произнесения; выдержки- удержании органов речи в занятом положении, при котором произносится данный звук; отступа(рекурсии)- возвращения органа в исходное положение.

Чтение по слогам- это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе становления навыка чтения-аналитическом. Дети предпринимают попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первый слог. Эти попытки, с одной стороны, приводят к ошибкам, с другой, свидетельствуют о том, что дети стремятся читать осознанно (зачатки прогнозирующего чтения)

2 этаппредполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т. е. происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако,главным на этом этапе является наличие при чтении интонирования. Интонация появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

Время чтения сокращается. Развивается процесс прогнозирования. Возможность ошибок на данном этапе не исключается, но эти ошибки не ведут к нарушению общего смысла читаемого, т. к. дети могут ориентироваться на ранее прочитанный контекст.

3 этап-единицей чтения является предложение. Понимание начинает опережать читаемое. Прогнозирование почти безошибочное. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. (Н. Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности.

Навык чтения залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность-плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость- это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных в единицу времени.

Сознательность — понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе- чтение вслух. Как показали исследования психологов, громкое чтение способствует лучшему пониманию материала, учащиеся при этом не только видят текст, но слышат и произносят его. Интонационное оформление читаемого значительно облегчает его понимание.

Только чтение вслух дает возможность учителю выработать умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц. В коррекционной школе навык молчаливого чтения вырабатывается с большим трудом- в силу его самостоятельности(чтение про себя протекает без заметной артикуляции, контроль за его правильностью и осознанностью осуществляется самим учеником) и меньшей мотивированности (отсутствуют внешние побуждающие средства: наличие слушателей, одобрение учителя). Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий, установить их причинную зависимость.

Качественные показатели у учеников массовой школы значительно выше, чем у детей с ограниченными возможностями. Уже во 2 классе у детей в норме нет столь значительного различия в передаче содержания рассказа, прочитанного вслух и про себя. Вместе с тем следует отметить, что еще раз подтверждает мысль, высказанную Л. С. Выготским, об общности законов психического развития детей в норме и при патологии.

Как бы не были велики трудности обучения пониманию материала, прочитанного про себя, следует научить учащихся коррекционной школы этому экономному и необходимому виду чтения. С этой целью программа устанавливает оптимальный срок начала работы — вторая половина третьего года обучения, хотя подготовительная работа начинается уже с 1 класса, когда школьники ищут в тексте предложения к картинке или для ответа на вопрос учителя. В 3 классе чтение про себя формируется как самостоятельный вид чтения. К этому времени учащиеся, в основном, овладевают техникой чтения вслух: большую часть текста они читают целыми словами и только некоторые сложные слова — по слогам.

Тексты, предлагаемые ученикам для чтения про себя, должны быть простыми по содержанию и слоговой структуре входящих в них слов. В старших классах можно рекомендовать более сложные тексты, в которых отдельные слова учитель заранее объясняет. Однако, и здесь количество незнакомых слов должно быть минимальным. На первых порах учащиеся не могут совершенно исключить голос при чтении про себя, поэтому сохраняется шепотное произнесение. Учителю не следует торопиться исключать видимые и слышимые речедвигательные компоненты, однако, необходимо постепенно ослаблять их.

После того как учащиеся овладевают процессом молчаливого чтения, оба вида чтения можно использовать одновременно: дети читают часть текста вслух, некоторые абзацы по заданию учителя-про себя; одну главу выбирают в классе, читая её вслух, другая дается для самостоятельного молчаливого чтения дома.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей со снижением интеллекта. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, сталкиваются с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, расширяются и уточняются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьниками слов.

Литература:

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе М., «Владос», 1999.
  2. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. М., П., 1988.
  3. Лалаева Р. И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы. М., 1978.
  4. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, собственное отношение, чтение, коррекционная школа, слово, громкое чтение, интонационное оформление, молчаливое чтение, общий смысл, устная речь.
Задать вопрос