Практические вопросы научной стилистики на занятиях в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Каргапольцева, С. И. Практические вопросы научной стилистики на занятиях в техническом вузе / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40746/ (дата обращения: 16.12.2024).



Постоянно совершенствующаяся система образования высшей школы в республике требует широкого внедрения в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

Современный специалист сегодня должен в совершенстве владеть как русским языком, так и другими иностранными языками. Обучение языкам в техническом национальном вузе охватывает большой круг вопросов: изучение природы, проблем экологии, общества и наук, а также истории наук и производства, профессиональных особенностей речи, названий и других аспектов специальности. Использование на занятиях по русскому языку специального научного языкового материала не только повышает интерес к тому, что называют карьерой, но и расширяет представление о будущей жизнедеятельности и сегодняшнем дне, развивает устную и письменную речь, логику мышления, расширяет кругозор.

Практическое изучение русского языка в вузовской аудитории предполагает задания и упражнения по культуре профессиональной речи, дидактические языковые материалы — адаптированные научные и научно-популярные тексты, отрывки из специальных и научных произведений, определяет возможности проведения интегрированных занятий, занятий-бесед, ролевых и деловых игр, творческих конкурсов, закладывает основы дальнейшей научной и профессиональной деятельности.

Обучение студентов научному стилю речи начинается со знакомства с различного рода справочной литературой. Отдельные занятия целесообразно посвятить библиографии. Ознакомить студентов с различными видами энциклопедий, словарей, справочников, чтобы дать необходимые ориентиры в работе с ними.

Материалы научной стилистики усваиваются успешнее при использовании как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе русско-узбекских словарей терминов. Использование словаря терминов с переводом на родной язык способствует не только более глубокому пониманию, но и даёт возможность быстрее запомнить те научные термины, которые не переведены на родной язык, но используются в международной терминологии.

Как правило, если в начале изучения научного стиля студенты испытывают большие затруднения в понимании основ научной стилистики, то в процессе работы усваивают термины по значению, различают стили и подстили, отвечают на вопросы по тексту, кратко пересказывают небольшие по объёму тексты, составляют рассказы о своей специальности, используя научную терминологию.

Эту работу можно сопроводить также различными творческими заданиями. Например, преподаватель предлагает студентам прочитать текст «Русский язык — один из развитых языков мира», в котором говорится о богатстве русского языка на примерах словарей С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля. Затем преподаватель даёт задание студентам написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем мы читаем словари?», «Что важного и нужного может сообщить словарь?», «Как рождаются слова?».

Опыт показывает, что студенты, даже слабо успевающие по русскому языку, удовлетворительно справляются с этим заданием, указывая в своих работах на сложность рождения и образования новых слов и приводя в качестве примеров известные им факты из учебных текстов. Более сильные студенты стремятся найти дополнительный материал для своего сочинения.

Знакомство студентов с научным стилем происходит, согласно программе обучения, в конце 1-го курса, то есть тогда, когда уже заложено общее понятие о стилистике русского языка, но ещё нет профессиональных знаний. Конечно, в идеале, было бы лучше отнести обучение научной стилистике к программе 2-го курса, то есть к тому времени, когда студенты могут использовать полученные знания и навыки при написании лабораторных и курсовых работ, при подготовке своих первых научных статей. Однако точки зрения преподавателей и министерства не всегда, к сожалению, совпадают.

Поэтому, в режиме гонки преподаватели-русисты стремятся как можно быстрее вооружить студентов умениями и навыками стилистической работы, научной стилистики языка и особенностям научной речи. Здесь и общие знания о научном стиле и его основных пластах: общеупотребительных словах, общенаучных, терминологических и номенклатурных наименованиях.

Каждый из этих пластов изучается на конкретных примерах, например, при знакомстве с общеупотребительной лексикой студентам предлагается на рассмотрение предложение: «Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах». Преподаватель обращает внимание на то, что в этом предложении нет ни одного специального слова, между тем, это научная речь. Почему? А потому, что в любом научном тексте такие слова преобладают и называются они общеупотребительными. Для большей наглядности можно сопоставить научный и художественный тексты.

  1. Язык — система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (Толковый словарь С. И. Ожегова, 1988 г., Москва)
  2. Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л. Успенский)

В первом случае это научный стиль, который определяет понятие, что такое язык. Во втором случае — это не только понятие, но и художественный образ, который даёт автор. И таких примеров можно привести множество.

Формируя понятие о языке общенаучной лексики, подчёркиваем его значение как языка описания научных текстов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники, эти слова закреплены за определёнными понятиями, однако не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс, абстрактность, ускорение, приспособление, аргумент, факт, база и др.

Так, слово «вопрос» имеет общенаучное значение как «положение, обстоятельство, как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки и в следующих контекстах: квопросу валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; оставить вопрос открытым; вопрос, требующий решения и др.

При изучении третьего пласта лексики научного стиля — терминологии — обращаем внимание на происхождение слова (впервые появился в Риме, обозначал межевой знак, пограничный камень, позже — конец, граница, ещё позже — срок, период и наконец, в современном значении). Сегодня термином называют предмет, явление или понятие науки. Термины обладают строгим, чётко очерченным значением. Приводим примеры:

Математика — наука, изучающая величины, количественные отношения, а также пространственные формы.

Нефть — минеральное жидкое маслянистое горючее вещество, употребляемое в качестве топлива, а также как сырьё для получения продуктов (керосина, бензина, мазута).

Можно предложить студентам сопоставить тексты различных стилей, или различных пластов научного стиля. Выделить в них средства языка, присущие каждому из них, морфологические и синтаксические свойства. А можно отредактировать и преобразовать тексты, например: художественный в деловой и наоборот.

Приведённое ниже задание поможет найти в тексте лишние слова и выражения, общие фразы, устранить многословие.

Задание. Исправьте текст. Исключите из него слова, без которых текст не потеряет основного смысла.

  1. По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим Великой Отечественной войне.
  2. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряжённого состояния строительных конструкций.
  3. Недаром некоторые учёные читают, что нашу планету правильнее было бы назвать не Земля, а вода, так как около ¾ поверхности планеты покрыты водой.
  4. Трудно переоценить влияние, которое оказывает энергетическая сфера на жизнедеятельность населения и национальную безопасность.
  5. Отдельные руководители строек ещё не придают этому вопросу особого значения и не ставят перед собой больших задач в этой области.

Чтение и работа с текстами научной направленности всегда предполагает: анализ текста, выделение различных пластов научной лексики, работу с новыми словами и синтаксическими конструкциями, ответы на вопросы по тексту и как результат — краткий пересказ теста своими словами. Именно такой пересказ будет способствовать развитию научной речи студентов.

Большое значение при практическом обучении научному стилю имеют задания, направленные на закрепление умений рассуждать и доказывать. Так, студентам может быть предложено письменное задание, соблюдая требования к композиции данного вида высказывания, используя необходимые грамматические конструкции, обосновать предложенный им тезис. Например:

  1. Одним из важнейших свойств является его способность снижать поступающую на земную поверхность солнечную радиацию.
  2. Нет воды — нет жизни.
  3. Беречь книгу — беречь лес.
  4. Человек землю облагораживает, земля — человека.
  5. К учебникам надо относиться бережно.

При подборе тезисов преподавателю следует учитывать возможности студентов, объём изученного ими программного материала по различным предметам, актуальность предлагаемого тезиса.

Работа над доказательством может быть организована и на материале связанных текстов или микротекстов. Предлагаемые микротексты содержат все составляющие текста-рассуждения: тезис, доказательство и вывод. Студентам необходимо их только выделить.

  1. В нашей стране хлебороб — уважаемая профессия. И это понятно: чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее государство, тем обильнее стол у нашего народа.
  2. Наша армия никогда ни на кого не нападала. Она была армией-защитницей, армией-освободительницей. Быть солдатом нашей славной армии очень почётно.

Первоначальный этап работы со специальным языком научного стиля, предназначенного для выражения и передачи научного знания, подготовит студента к восприятию второго этапа, то есть к работе с жанрами научного стиля — статьёй, рефератом, аннотацией, инструкцией и т. д.

В целом же владение основами русской научной стилистики поможет студентам больше узнать о своей профессии и специальности. Чтение и осмысливание учебно-научной литературы будет способствовать подготовке курсовых, лабораторных, самостоятельных и дипломных работ, подготовит будущих специалистов к успешной научной и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. М., «Дрофа», 2002.
  2. Ожегов С. И. под ред. Шведовой Н. Ю. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1988
  3. Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И., Шодманова Н. И. Учебное пособие по русскому языку для студентов 1 курсов бакалавриата неязыковых вузов инженерно-экономических специальностей. Карши, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль, русский язык, текст, студент, научная стилистика, работа, слово, научная речь, профессиональная деятельность, родной язык.


Похожие статьи

Методические возможности организации итогового повторения в техническом вузе

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

Тексты периодических информационных изданий на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе

Практические рекомендации по педагогическому проектированию процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

Современные методы преподавания на уроках географии

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

О некоторых аспектах формирования логического мышления студентов при изучении математических дисциплин

Похожие статьи

Методические возможности организации итогового повторения в техническом вузе

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

Тексты периодических информационных изданий на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе

Практические рекомендации по педагогическому проектированию процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

Современные методы преподавания на уроках географии

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

О некоторых аспектах формирования логического мышления студентов при изучении математических дисциплин

Задать вопрос