Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 09.04.2020

Статья просмотрена: 2060 раз

Библиографическое описание:

Борисова, М. Ю. Литературно-лингвистическая викторина «Интеллектуальное казино» для учащихся 7–8-х классов / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5085/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пояснительная записка

Урок-викторина разработан как интегрированное занятие, сочетающее в себе дисциплины «Литература» и «Русский язык», а также курсы внеурочной деятельности «Занимательная лексика» и «Финансовая грамотность», присутствуют элементы математического анализа.

«Интеллектуальное казино» позволит «заработать» собственным умом, проверить знания в различных областях лингвистики и литературоведения. Игра предусматривает определенные тактические и стратегические элементы. Для успешной игры обучающимся необходимо наладить групповую работу и распределить роли, выработать определенную тактику выбора вопросов, принимать решение об участии в аукционе. Игра способствует развитию логики, коммуникативных навыков, межпредметных связей. Проведение мероприятия не требует специальной подготовки от учащихся.

Для проведения игры необходимо заранее заготовить карточки из цветной бумаги с рублями-очками. Одно очко равняется одному «умному рублю». Желательный номинал карточек: 1, 5 и 10 «умных рублей». Для игры «Магазин» необходимо подготовить карточки с названием товаров: «хлеб», «телефон», «телевизор», «конфеты», «карандаши».

Количество команд-участников от двух до четырех. В игре желательно наличие жюри, чтобы оценивать полноту ответов.

Тема: В мире литературы и языкознания

Цели занятия:

развивать речь, память, логическое мышление;

 стимулировать интерес к чтению, изучению родного и иностранных языков.

Задачи:

 формировать и развивать познавательные интересы;

 научить анализировать биографический и лингвистический материал;

 воспитывать любовь к русской классической и зарубежной литературе;

 расширить и углубить представления о жизни и творчестве русских и зарубежных писателей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация (вместо презентации можно оформить доску как табло), карточки с вопросами, карточки с очками-рублями: 1, 5 и 10 «умных рублей», карточки для игры «Магазин» и «Полиглот».

Ход игры:

  1. Организационный момент

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами сыграем в интеллектуальном казино. Это не простое казино, здесь можно заработать только своими знаниями. Здесь у нас особая валюта и называется она «умный рубль». В течение игры вы можете, как увеличить своё умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои «умные рубли». Дайте название своей команде, выберите капитана и мы начинаем!

  1. Разминка.

Ведущий: каждый из нас регулярно ходит в магазин и покупает все необходимое. В магазинах самообслуживания все легко и просто: взял, что надо, и пошел к кассе. Давайте сейчас посетим необычный лингвистический магазин. Я приглашаю по одному участнику от команды.

Ведущий объясняет правила игры. Команды участвуют в игре «Магазин» без ставок, за правильный ответ команда получает 5 «умных рублей».

Правила игры «Магазин»: один участник из команды выступает в качестве покупателя. Ему предлагается выбрать билет, на котором написано название товара, который ему нужно купить, командам билет показывать нельзя. Остальные члены команды выступают в качестве продавцов. Покупатель должен за 1 минуту объяснить продавцам, что за товар ему нужен, при этом запрещается использовать однокоренные слова (однокоренные товару) и жестикулировать руками. Если команда угадывает, получает 5 «умных рублей».

  1. Основной этап: интеллектуальное казино

Ведущий: Не так-то легко объяснить, что за товар тебе нужен, без хорошего словарного запаса тут не обойтись. А теперь давайте перейдем к основной игре. Наше интеллектуальное казино открывается!

Ведущий объясняет правила игры. Очередность определяется жеребьевкой. Перед началом игры команда выбирает капитана и казначея, который должен вести подсчет очков-денег. Очки-деньги выдает и принимает взносы от команд специально назначенный ученик-банкир, который не участвует в игре (желательно из другого класса). Также ученик-банкир ведет общий счет игры. Казначей команды получает у банкира 25 «умных рублей».

Правила игры «Интеллектуальное казино»: Команда самостоятельно выбирает тему и вопрос по сложности, затем делает ставку в размере цены вопроса (легкие вопросы 5 — «умных рублей», средней сложности — 10, сложные — 15). Ведущий зачитывает команде вопрос. Команда получает время на размышление — 1 минута. В случае правильного ответа команда получает обратно свой взнос и дополнительно сумму равную цене вопроса. В случае неправильного ответа можно разыграть аукцион: команда может продать свой вопрос сопернику по сниженной цене (цене выкупа). Команда-соперник при выкупе вопроса не имеет дополнительного времени на размышление и должна сразу дать ответ. В случае правильного ответа команда получает из банка сумму равную цене выкупа вопроса. При неправильном ответе вопрос снимается. Игра длится до тех пор, пока не будут заданы все вопросы или у одной из команд не закончатся очки-деньги. Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество «умных рублей». Вопросы к игре развешены на доске по темам в виде карточек, (карточка может быть сделала из листа цветной бумаги или картона, сам вопрос содержится на обратной стороне). Пример карточки изображен на рисунке 1.

Вопрос №1

5 умных рублей

Вопрос: Какое значение слово

«красный» имело у славян в древности?

(Время на размышление: 1 минута)

Рис. 1. Карточка с вопросом с лицевой (слева) и обратной стороны (справа)

Вопросы к игре «Интеллектуальное казино» по темам:

Тема № 1 «Тайны происхождения слов»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Какое значение слово «красный» имело у славян в древности?

Вопрос № 2 – 10 «умных рублей»: Какое русское слово на украинский язык переводится как «окатий», а на белорусский «зёркасты»?

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Как называют языки, которые вышли из активного употребления несколько веков назад?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Какое известное русское слово дословно переводится с латинского как «быстрая нога» или «быстроног»?

Тема № 2 «Тайны русской грамматики»

Вопрос№ 1 – 5 «умных рублей»: Докажите, что в слове сердце есть непроизносимый согласный

Вопрос№ 2 – 10 «умных рублей»: Среди каких частей речи больше всего антонимов?

Вопрос № 3 – 15 «умных рублей»: Как называется морфемико-морфологическое явление, которое происходит в словах сон и сыночек при изменении по падежам и числам?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Почему в словосочетании «тушеная картошка» в слове «тушеная» пишется Н, а в словосочетании «тушенная с грибами картошка» — НН?

Тема № 3 «Из жизни писателей»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Кто рассказывал А. С. Пушкину русские народные сказки, на основе которых он впоследствии создал свои?

Вопрос № 2 – 10 «умных рублей»: Какова была основная профессия А. П. Чехова?

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Кто написал рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Чью фамилию получил Афанасий Фет и почему?

Тема № 4 «По страницам сказок»

Вопрос № 1 – 5 «умных рублей»: Назовите 5 сказок А. С. Пушкина.

Вопрос № 2 – 5 «умных рублей»: Назовите 5 сказок, главными героями которых являются злая мачеха и падчерица.

Вопрос № 3 – 10 «умных рублей»: Кем приходились друг другу Кай и Герда в сказке «Снежная Королева»?

Вопрос № 4 – 15 «умных рублей»: Отрывком из какого произведения древнерусской литературы является «Сказание о белгородском киселе»?

  1. Конкурс капитанов «Полиглот».

Ведущий: Вот и закончились наши «платные» вопросы. Некоторые команды сумели неплохо заработать при помощи своих знаний в области грамматики и литературы. А теперь я предлагаю капитанам команд проверить свое знание иностранных языков и продемонстрировать ораторское искусство. Приглашаю капитанов принять участие в конкурсе «Полиглот». Конкурс проводится без вступительного взноса, а вот ваш выигрыш может составить 10 «умных рублей».

Ведущий объясняет правила игры.

Правила игры «Полиглот»: Капитаны выбирают одну из заранее подготовленных карточек. На карточках написаны скороговорки на украинском языке. Участники должны правильно прочитать скороговорку и попытаться ее перевести (для лучшего понимания текста скороговорки желательно наличие тематического рисунка). Примеры карточек со скороговорками изображены на рисунке 2. При прочтении допускается незначительное искажение отдельных звуков, при переводе — небольшие неточности. Если участник правильно прочел и перевел скороговорку, он зарабатывает 10 «умных рублей». В случае только правильного прочтения или только правильного перевода — 5 «умных рублей». Если прочтение и перевод имеют ошибки, но в целом соответствую, участник зарабатывает «5» умных рублей.

Рис. 2. Примеры карточек для игры «Полиглот»

  1. Подведение итогов

Ведущий: Красив и непрост язык соседнего государства — украинский, но вы отлично справились с заданием. Вот и закончились все испытания. Теперь подсчитаем банк.

Казначеи команд подсчитывают банк и объявляют сумму накопленных умных рублей, банкир подтверждает подсчеты.

Слово жюри. Награждение команды-победителя и наиболее активных игроков из каждой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): рубль, команда, правило игры, игра, карточка, ведущий, интеллектуальное казино, правильный ответ, Какое значение, неправильный ответ.
Задать вопрос