Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методическая разработка «В мире театра»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
02.05.2020
716
Поделиться
Библиографическое описание
Хромцова, Ю. Н. Методическая разработка «В мире театра» / Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5195/.


В методической разработке автор предлагает сценарий мероприятия для учеников 5–6 классов на тему «В мире театра». Предполагается участие 4 команд по 7–8 человек, которые выполняя различные задания пытаются разобраться, чем интересен театр и как можно завлечь туда сверстников. В каждой команде у ребят есть определенные роли, исполняя которые, ученики продвигаются к победе в различных номинациях.

Ключевые слова: театр, театральное искусство, история театра, командная игра.

Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали. К сожалению, нынешние подростки не так охотно посещают театральные представления. Мероприятие проводится для того, чтобы заинтересовать ребят в театральном искусстве.

Цель игры:Формирование у подростков неравнодушного отношения к культурному наследию прошлого, в частности к мировому театральному искусству.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования интереса к истории театра и современному его развитию;
  2. Развить интеллектуальные способности;
  3. Выявить наиболее творческих ребят;
  4. Создать условия для формирования понятий об общечеловеческих ценностях, о ценностях гражданского общества театральной культуры, социальных норм.

Возраст участников: Данная интеллектуальная игра подойдёт для ребят среднего школьного возраста, ориентирована на пяти- и шестиклассников.

Условия реализации:

– интеллектуальная игра проводится для одного класса или группы ребят до 32 человек;

– время игры — 1 час;

– оформление: фотографии и изображения известных театральных зданий, актёров, цитаты великих людей о театральном искусстве;

необходимое оборудование: электронная доска; канцелярские принадлежности (клей, ножницы, ручки, карандаши и др.); экран, ноутбук, колонки, таблички для названия команд (приложение 1).

На мероприятие «В мире театра» предварительно приглашены ученики 5-х классов, они заранее придумали название своим командам. Перед началом игры, как в театре, подаётся 3 звонка.

Педагог: Добрый день, ребята! Рада вас сегодня видеть на мероприятии «В мире театра». 27 марта — Международный день Театра, он был установлен 59 лет назад, в 1961 г. на конгрессе Международного института театра в Вене. По замыслу, этот праздник, так же, как и вся деятельность организации в целом, должен способствовать укреплению мира и дружбы между народами и расширять творческое сотрудничество всех деятелей искусства в мире.

Сегодня в нашей стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали. К сожалению, нынешние подростки не так охотно посещают театральные представления. Вот вы сами, давно были в театре? Поднимите руку, кто был в театре за последнюю неделю? Месяц? Два? Полгода? Год?

Ответы обучающихся

Педагог: Но ведь театр – это позитивное явление в жизни общества? Посмотрите, как известные люди высказываются о театре!

(Обратить внимание на цитаты, высказывания, использованные в оформлении мероприятия)

Педагог: Разве все эти люди могли ошибаться?

Ответы обучающихся

Педагог: Сегодня мы вместе с вами попробуем придумать решение — как привлечь подростков в театр. В течение игры мы с вами проработаем разные формы, а в конце выберем команду, которая справилась лучше всех. Итак, вы готовы?

Дети: Да!

Педагог: Но для начала нужно проверить, насколько хорошо вы знакомы с театральным искусством и историей театра. Должны же мы знать, куда зовём остальных, верно? Приступим к викторине! Сейчас на экране будут появляться вопросы, а вы должны посоветовавшись принять верное решение и выбрать один из вариантов ответов. Капитан команды — принимает решение и жмёт на кнопку. Времени на раздумья — 30 секунд. Готовы?

Дети: да!

Викторина «Знатоки театральной истории»

Вопрос 1. Какая страна считается родиной театра? (Варианты ответов: Древняя Греция, Древняя Русь, средневековая Франция, современная Англия).

Вопрос 2. Сюжеты о жизни какого божества легли в основу первых театральных представлений? (Варианты ответов: Зевс, Посейдон, Дионис, Гефест)

Вопрос 3. В Греции между драматургами проводились соревнования, при выборе победителя учитывалось мнение публики. Как назывались такие соревнования? (Варианты ответов: олимпийские игры, агон, забастовка, скачки).

Вопрос 4. Кто из перечисленных личностей — древнегреческий драматург? (Варианты ответов: Сократ, Писистрат, Еврипид, Перикл).

Вопрос 5. На изображении — схема древнегреческого механизма — эоремы. Для чего он нужен? (Варианты ответов: для подъема занавеса, для смены декораций, для поднятия в воздух героев сюжета, для запуска воздушных шаров).

Вопрос 6. Как звали греческую музу комедии? (Варианты ответов: Клио, Каллиопа, Талия, Терпсихора).

Вопрос 7. В Древней Руси не существовало театра, но были развлекательные представления. Кого мы можем назвать древнерусским актёром? (Варианты ответов: летописцы, скоморохи, торговцы, сказители легенд).

Вопрос 8. Когда появился первый в России царский театр, при каком царе? (Варианты ответов: в 1672 году при Алексее Михайловиче, в 1695 году при Петре I, в 1803 году при Александре I).

Вопрос 9. В каком городе находится старейший ныне действующий театр в России? (Варианты ответов: Москва и театр на Арбатской площади, Санкт-Петербург и Большой каменный театр, Ярославрь и Ярославский академический театр им. Ф. Г. Волкова).

Вопрос 10. Первое выступление актёра в театре или спектакле — это … (Варианты ответов: премьера, дебют, антракт, показательное выступление).

Вопрос 11. Объявление о том, что все билеты проданы, называется… (Варианты ответов: антракт, аншлаг, партер, нет специального названия).

Вопрос 12. Какого вида театра не существует? (Варианты ответов: оперный, кукольный, уличный, драматический, декоративный)

Вопрос 13. В Большом театре в Москве в основном играют (Варианты ответов: драматические спектакли, комедии, оперу и балет, кукольные представления).

Вопрос 14. Отзыв, критический разбор и оценка произведения или театрального представления — это … (Варианты ответов: аннотация, описание, рецензия).

Вопрос 15. Реклама того или иного спектакля называется… (Варианты ответов: репертуар, афиша, плакат).

Вопрос 16. Число и месяц празднования Дня театра? (Варианты ответов: 27 марта, 27 февраля, 17 марта, 27 апреля).

Педагог: Отлично! С этим заданием вы справились! Как вам кажется, почему люди ходят в театр? Что там такого интересного?

Ответы обучающихся

Педагог: Отлично. А кто всё это создаёт? Кто дарит зрителям такое ощущение?

Ответы обучающихся

Педагог: А сможете ли вы сказать какая профессия в театре самая значимая? Кто играет большую роль?

На этом этапе игры каждая команда должна будет показать достоинства той профессии, которая вам достанется по жеребьёвке. Показать не просто так, а попробовав инсценировать эти достоинства. На подготовку у вас 6 минут!

Жеребьёвка, подготовка, выступление.

Этап «Самый главный человек в театре».

Педагог: Ребята! Большие молодцы! Сложно выбрать, какая же профессия всё же лучше. Французский просветитель Дени Дидро когда-то даже сказал: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Заметили, он не выделял ни одной профессии отдельно. Как думаете, почему?

Ответы обучающихся

Педагог: Молодцы! Доказали, что с миром театра знакомы, разбираетесь. О достоинствах и главных чертах — всё знаете. Значит, можно приступать к созданию рекламы! Сейчас ваша задача в командах создать настоящий рекламный плакат для театра. Постарайтесь на нём изобразить все его достоинства, привлечь юных зрителей! А что главное в рекламе?

Ответы обучающихся

Педагог: Правильно! Важно найти нужные слова. Не забудьте на самом видном месте плаката оставить слоган! Так как заготовка у вас уже есть, на выполнение этого задания у вас 10 минут!

Этап «Рекламный плакат о театре»

Педагог: Какие интересные слоганы! Думаю, если мы разместим такие плакаты у нас в школе, многие ребята задумаются, а не сходить ли им на этих выходных на спектакль. Вы большие молодцы. Но любой плакат нужно проверить перед демонстрацией. Настоящие рекламщики и маркетологи создают специальные фокус-группы — собирают людей, которые оценивают — понравилась ли им реклама или нет. Нашей фокус-группой будем сегодня мы сами, так что предлагаю вам проголосовать за понравившийся плакат фот такими вот жетонами. За свой плакат, увы, голосовать нельзя!

Голосование

Педагог: Но, думаю, что привлечь к театру на один спектакль — всё-таки не достаточно. Важно же научиться понимать театр, чувствовать переживания главных героев, полюбить театр после одного посещения — не всегда получается, нужна практика!

Я подготовила для вас «Дневник театрала», вот только он пока получился очень маленьким. Но вы такие молодцы, думаю, поможете мне его дополнить. Здесь уже есть словарик театральных терминов, цитаты о театре и театральном искусстве и одно задание — посетить выставку «Кто делает театр?» и описать её. А вам нужно придумать задание на ещё одну страничку — оформить его на вот этом листе. Попробуете? На подготовку у вас 5 минут!

Этап «Дневник театрала»

Ребятам выдаётся заготовка-шаблон, в котором уже есть рубрики «Театральный словарь» (термины, связанные с театральным искусством), «Цитаты великих о театре» и места для заданий, которые им необходимо самостоятельно придумать и записать. Эти задания должны быть для самих ребят: например, сходить на городскую выставку «Кто делает театр?» и записать 5 фактов о ней, подготовить для класса кукольный спектакль, посетить городской театр и т. д. Важно, чтобы дети сами придумали и бросили себе «вызов».

Педагог: Ничего себе, какие интересные задания. Думаю, если заполнить такой дневник, то каждый точно влюбится в театр и театральное искусство по уши! Вам самим хочется попробовать выполнить эти задания? Давайте опять проголосуем за самое интересное?

Голосование

Педагог: Думаю, если вы предложите одноклассникам пройти все испытания, то получится интересное соревнование. Эти дневники я передам вам в классе со всеми придуманными вами же заданиями. А сейчас время подвести итоги!

Подведение итогов

Вручение дипломов и медалей победителям в номинациях и во всей игре. Номинации: «Знаток театральной истории» (победа в викторине), «Самый творческий рекламный плакат о театре», «Стратеги в театре» (разработка заданий юным зрителям), «Настоящие театралы» (1 место в игре).

Педагог: Действительно, большие молодцы. Сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одно высказывание. На этот раз — французского писателя Ромена Роллана. «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра». Действительно, театр многому может научить человека. А мне интересно, научились ли вы сегодня чему-то? Узнали ли чего-то новое?

Предлагаю вам, высказать своё мнение, записав мне небольшое послание на маске. Если вам понравилось сегодня на мероприятии, вы узнали что-то новое, то выбираете улыбающуюся маску жёлтого — на ней пишете, что вам больше всего понравилось или запомнилось, чего интересного вы узнали. Если вам грустно, и не понравилось сегодня здесь — выбираете маску без улыбки, голубого цвета.

Все ваши записи анонимны, так что не бойтесь высказаться.

Рефлексия (2–3 минуты)

Педагог: И напоследок, последний исторический факт о театре. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали ещё в древнем Риме, при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актёром. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казнённым, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение. Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой. Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.

Думаю, вы каждый сегодня себя отлично показал и достоин громких аплодисментов! До свидания, ребята!

Литература:

  1. Официальный сайт Года театра в России // О Годе театра. URL: https://2019.culture.ru/ (дата обращения: 20.03.2020).
  2. Арсенина Е. Н. Внеклассные мероприятия в 5–11 классах. — Волгоград: Учитель, 2007. — 155 с.
  3. Цитаты и афоризмы // О театре. URL: https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-teatr (дата обращения: 20.03.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
театр
театральное искусство
история театра
командная игра

Молодой учёный