Из опыта работы развития самооценки обучающихся на уроках химии | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (3) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 28.09.2015

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Карпова С. И. Из опыта работы развития самооценки обучающихся на уроках химии // Школьная педагогика. — 2015. — №3. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/15/269/ (дата обращения: 21.07.2018).

 

В данной статье рассматривается один из приемов развития самооценки обучающихся на уроках. Автор приводит пример из своего опыта алгоритма составления системы оценивания к определенным заданиям по химии. В конце подчеркивается универсальность такой системы оценивания: возможность применения такого алгоритма ко всем предметам и к любым формам заданий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, самооценка, критерии оценивания, мониторинг достижений.

 

Важнейшей задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть, знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [1]. Поэтому самооценка своей работы на занятиях имеет немало важное значение в развитии личности школьника.

На своих занятиях я стараюсь создать условия для того, чтобы обучающиеся имели возможность оценить свои действия, сравнивать свои достижения, чтобы спланировать свою деятельность на будущее. Одной из форм создания условий для развития самооценки школьников является применение, как я называю, листов достижений. Это своего рода рабочие тетради, где имеются критерии оценивания.

Для составления листов достижений я просматривала работы Браверман Э. М. по физике «Учимся и учим универсальным умениям» [2].

Так, например, самооценка выполнения задания и овладения умением перевода предметной, схематической, знаковой информации в словесную по теме окислительно-восстановительные реакции.

Рассмотрим типовое задание ЕГЭ по химии 36 [3]; Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: KI + … = I2 + H2S + … + …. Укажите окислитель и восстановитель.

После самостоятельного выполнения задания обучающиеся сами проверяют свою работу по критериям оценивания. Им даются критерии, за правильный ответ они ставят себе баллы (правильные ответы можно отмечать и по другому).

Шаги выполнения операции

Балл за данный шаг

Балл самооценки (выставленный вами)

Расстановка степеней окисления всех элементов в левой и правой частях уравнения:

+ = + + +

1

 

Выписывание знаков элементов, у которых в процессе реакции изменилась степень окисления:

1

 

Расстановка коэффициентов в электронных уравнениях (при необходимости):

1

 

Определение окислителя и восстановителя:

| восстановитель

| окислитель

2

 

Определены число отданных и принятых электронов:

 — 2ê → | восстановитель

| окислитель

2

 

Найти дополнительные коэффициенты (уравнять число отданных и принятых электронов):

 — 2ê → | восстановитель

| окислитель

1

 

Расстановка полученных коэффициентов в уравнение химической реакции:

+ = + + +

2

 

Определение неизвестных веществ, участников ОВР:

+ = + + +

2

 

Критерии оценивания:

Сумма баллов составляет: от 0 до 3 — оценка «2», от 4 до 7 — оценка «3», от 8 до 10 — оценка «4», 11 -12 — оценка «5»

 

После проверки своей работы полученные баллы суммируются и по шкале выставляется оценка (на данном примере приведена пятибалльная шкала, можно оценивать и по другому, например в процентах или иных баллах). Как показывает практика, самостоятельное оценивание обучающимися своей работы вовлекает их к действию, у них появляется интерес к работе.

Данный алгоритм универсален тем, что его можно применить ко всем предметам и к любым формам заданий: лабораторным и практическим работам, тестам, рефератам и другим. Необходимо к каждой форме заданий подготовить критерии и шкалу оценивания.

В большинстве случаев, 60 % обучающихся в классах оценивают свою работу согласно критериям; примерно 30 % обучающихся могут ставить себе завышенную оценку; остальные — те, которые не разобрались с критериями или доверяют оценивание своим одноклассникам или учителю.

Оценивая свою работу обучающиеся фиксируют свои достижения, сравнивают и анализируют свои действия. Очень хорошо после таких мероприятий проводить обсуждение результатов занятия: обучающиеся обсуждают между собой свои результаты, содержание рассмотренной темы, иногда вместе с обучающимися составляются рекомендации к составлению заданий или критериев оценивания.

Систематическая организация данной работы удобна тем, что одновременно ведется мониторинг достижений обучающихся совместной деятельностью учителя и обучающихся.

 

Литература:

 

  1. Асмолова А. Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. — М.: Просвещение, 2014. — 152 с.
  2. Браверман Э. М. Учимся и учим универсальным умениям. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. — М.: АПКиППРО, 2013. — 134 с.
  3. Савинкина Е. В. ЕГЭ — 2015: Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. — М.: АСТ: Астрель, 2014. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): критерий оценивания, обучающийся, работа, форма заданий, восстановитель, действие, окислитель, оценка.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, самооценка, критерии оценивания, мониторинг достижений

Похожие статьи

О системе критериального оценивания в обучении...

Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не

В своей работе на уроке с учащимися учителя используют задания, где они отмечают свои результаты, в соответствии с критериями.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

— формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

— создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)

Работа в парах и оценивание. 1-ый способ оценивания: сосед по парте...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

4)отсутствие объективных критериев оценки и механизмов сравнения результатов обучения.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Тестирование как одна из форм технологии оценивания... При этом тестовая форма контроля знаний даёт...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Под ситуационной задачей мы понимаем средство обучения и оценивания

– вопросы или задания для работы с задачей.

Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания...

− подготовка устных заданий в рамках формативных работ для оценивания навыков говорения; − нехватка времени при достижении обучающих целей по критериям говорение и письмо.

Это выясняю при работе с детьми, которые получили оценку «Стремится».

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты

При составлении учебных заданий, учитель также разрабатывает критерии к выполнению задания.

Описание желаемых учебных результатов — это основа критериев для оценки работы.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по...

Универсальные учебные действия. Основные критерии оценивания.

Осуществленная нами подготовительная работа позволила осуществить разработку заданий стартовой диагностик и, которая была

— умение выделять критерии для оценки; — умение определять готовность к...

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых

3) в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий; 4) категоричность оценки в ряде случаев не...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О системе критериального оценивания в обучении...

Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не

В своей работе на уроке с учащимися учителя используют задания, где они отмечают свои результаты, в соответствии с критериями.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

— формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

— создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)

Работа в парах и оценивание. 1-ый способ оценивания: сосед по парте...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

4)отсутствие объективных критериев оценки и механизмов сравнения результатов обучения.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Тестирование как одна из форм технологии оценивания... При этом тестовая форма контроля знаний даёт...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Под ситуационной задачей мы понимаем средство обучения и оценивания

– вопросы или задания для работы с задачей.

Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания...

− подготовка устных заданий в рамках формативных работ для оценивания навыков говорения; − нехватка времени при достижении обучающих целей по критериям говорение и письмо.

Это выясняю при работе с детьми, которые получили оценку «Стремится».

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты

При составлении учебных заданий, учитель также разрабатывает критерии к выполнению задания.

Описание желаемых учебных результатов — это основа критериев для оценки работы.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по...

Универсальные учебные действия. Основные критерии оценивания.

Осуществленная нами подготовительная работа позволила осуществить разработку заданий стартовой диагностик и, которая была

— умение выделять критерии для оценки; — умение определять готовность к...

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых

3) в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий; 4) категоричность оценки в ряде случаев не...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос