Авторы: Стулова Надежда Евгеньевна, Марина Антонина Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.07.2016

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Стулова Н., Марина А. В. Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 571-574.



В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные результаты, учебные достижения, сложности и проблемы контроля, пути решения, программа линейного курса биологии основной школы

Изучение школьного курса биологии основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает достижение учащимися трех групп образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.

В этой связи перед школьным учителем биологии в 2015–2016 учебном году встала задача обеспечения и проверки достижения учащимися данных групп образовательных результатов. Сложность этой проблемы связана с тем, что ранее, при реализации государственных образовательных стандартов школьного биологического образования личностные и метапредметные результаты не фигурировали как таковые. Учитель осуществлял проверку сформированности только предметных результатов.

Предметные результаты мы рассматриваем как «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» [3, с. 15].

Ознакомившись с требованиями к предметным результатам обучения биологии, которые отражены в Фундаментальном ядре содержания общего образования [11], мы установили, что для проверки сформированности предметных результатов обучения должен быть использован широкий спектр форм и видов контроля знаний и умений учащихся. Мы установили, что по биологии предметные результаты могут проверяться в следующих формах: тестирование, промежуточные контрольные работы, итоговые контрольные работы, самостоятельные работы учащихся, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, отчеты по практическим работам, отчеты по лабораторным работам, отчеты по выполнению творческих заданий, отчеты по выполнению исследовательских, в т. ч. проектных работ, отчеты по результатам наблюдений в природе, отчеты по результатам экспериментальной работы, письменные работы и др.

Далее мы попытались выяснить выявлению каких конкретных видов универсальных учебных действий (УУД), процесс формирования которых должен организовать учитель на каждом уроке в рамках изучения всех учебн6ых тем, содействует использование различных форм контроля предметных результатов. Эта работа достаточно емка, кропотлива и затратна по времени, так как для каждого урока курса биологии 5 класса необходимо было четко вычленить различные виды УУД и отобрать различные виды проверки и оценивания их сформированности. Нам потребовалось систематизировать имеющийся в арсенале школьного учителя массив соответствующих контрольных измерительных материалов, а при их отсутствии или недостаточности разработать авторские. Учитель вправе ожидать появление готовых методических изданий подобного рода, однако их практически нет [4].

Разобравшись с механизмом оценивания предметных результатов, мы поставили перед собой задачу овладения инструментарием оценивания метапредметных и личностных результатов. Здесь столкнулись с определенными сложностями, связанными с отсутствием конкретных методических рекомендаций по организации данных видов деятельности. Имеющиеся в распоряжении школьного учителя биологии материалы [1, 2, 7, 8, 10] ответов на все вопросы, возникшие у нас, не дают.

Отчетливо видя воспитательный потенциал курса биологии 5 класса, зная разнообразные аспекты содержания предмета, позволяющие его реализовать, мы столкнулись с проблемой подбора методик, позволяющих выявить мотивационную составляющую деятельности учащихся, оценить уровень их воспитанности. Предлагаемые методики ранжирования, анкетирования, собеседования и интервьюирования учащихся [10] не всегда выполнимы в деятельности учителя-предметника, не обладающего специализированной психологической подготовкой, а профессиональный совет психолога не всегда возможен в связи с отсутствием данной должности во многих общеобразовательных учреждениях.

В этой связи, руководствуясь тезисом о том, что предметом оценки становится не процесс личностного развития учащегося, а эффективность образовательной деятельности образовательного учреждения, мы поставили перед собой цель — поиск доступных методик оценки личностных результатов, характеризующих сформированность системы УУД (таблица 1).

Таблица 1

Карта психологического мониторинга уровня развития личностных универсальных учебных действий учащихся 5 класса

Универсальные учебные действия

Основные критерии оценивания

Методики (типовые дидактические задачи)

Самооценка

когнитивный компонент: адекватное оценивание себя и отношение к себе (к своим качествам, возможностям, физическим и духовным силам)

тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний

методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению; анкета «Мотивы учебной деятельности»

Нравственно — этическая ориентация

отношение к нравственно- этическим нормам

методика выявления уровня нравственно — этической ориентации (наблюдение)

Данный материал был использован нами в последующем при разработке контрольных работ (диагностической и итоговой).

Разрабатывая стратегию деятельности в по контролю метапредметных результатов изучения школьного курса биологии 5 класса, мы руководствовались тезисом о том, что метапредметные результаты включают в свой состав «межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [9, с. 5]. Для выявления их сформированности мы взяли за основу методики оценки проектной деятельности и выполнения творческих заданий, так как именно эти виды деятельности носят межпредметную направленность и обеспечивают реализацию педагогики сотрудничества.

Осуществленная нами подготовительная работа позволила осуществить разработку заданий стартовой диагностик и, которая была проведена нами в сентябре 2015 года. Для ее проведения было подготовлено 2 равноценных по средней трудности варианта тестов, выполнение которых было рассчитано на 30 минут. Она позволила выявить готовность к обучению биологии в основной школе по трем основным направлениям:

− личностная готовность: мотивация; личностная зрелость; уровень интеллектуального развития;

− метапредметная готовность: совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), позволяющих успешно изучать биологию в основной школе;

− предметная готовность: предметные знания и умения — результат освоения курса «Окружающий мир» начальной школы.

Для проведения текущего контроля образовательных результатов изучения курса «Введение в биологию» 5 класса с использованием линейного варианта учебной программы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова [6] мы использовали УМК «Живой организм» издательства «Дрофа» [2, 5, 7, 8], который, по нашему мнению, предлагает большой банк заданий, позволяющих не только проводить контроль, но и самостоятельно изучать учеником пропущенные темы.

Итоговая диагностика проводилась нами в мае 2016 года. Итоговая проверочная работа была направлена на определение всех трех групп образовательных и включала задания метапредметного плана, что позволило отследить сформированность УУД у учащихся. Работа состояла из двух частей. Часть 1 включала задания базового уровня сложности, часть 2 — повышенного уровня сложности.

Работа позволила отследить сформированность основных видов деятельности, которыми должен владеть учащийся 5 класса (таблица 2)

Таблица 2

Результаты итоговой контрольной работы

Номер задания

Тема

Проверяемые умения иучебный материал

УУД

Кол-во выполнивших- задание

% выполнения

А 4

С 2

Живой организм: строение и изучение.

Наличие первоначальных представлений о методах изучения природных объектов; объяснять мир с точки зрения биологии; представления о строении клеток.

Регулятивные,

Познавательные

27

10

100

37

А 1

А 2

А 3

А 5

А 6

Многообразие живых организмов.

Умение читать информацию; умение классифицировать объекты природы. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Регулятивные,

Познавательные

26

23

20

18

25

96

85

74

66,6

93

С 1

Среда обитания живых организмов.

Умение читать информацию, представленную в виде схемы; умение классифицировать объекты природы

Регулятивные

25

93

Анализ результатов проведенной работы позволил установить, что коммуникативные УУД — умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту, умение записать ответ в свободной форме, умение объяснить методы изучения в биологии — оказались сформированы у большинства учащихся (60 %). Регулятивные УУД, связанные с умениями выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить событийный ряд, оказались сформированными у 92,5 % учеников класса. Умение читать информацию, представленную в виде схемы; классифицировать объекты природы и методы изучения их также продемонстрировало 92,5 % учащихся. 92,5 % учеников класса показали сформированность познавательных УУД. Личностные УУД оказались сформированными у 82 % учеников класса.

Считаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности используемых нами подходов к контролю и оцениванию образовательных результатов деятельности изучения школьного курса «Введение в биологию» 5 класса с использованием УМК «Живой организм».

Литература:

  1. Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 157 с.
  2. Кириленкова В. Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс / В. Н. Кириленкова В. Н., В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2013.
  3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Марина А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения / А. В. Марина, Е. А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология в школе. — 2016. – № 1. – С. 17–24.
  5. Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2012.
  6. Программа основного общего образования. Биология. 5–9 классы Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5–9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013. — С. 151–239.
  1. Сонин. Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь к к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс / Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2016.
  2. Сысолятина Н. Б. Биология: Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н. Б. Сысолятина, Н. В. Жукова, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2015.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

10 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под. ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук,Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): курса биологии, общего образования, основного общего образования, курса биологии основной, предметных результатов, биологии основной школы, образовательных результатов, универсальных учебных действий, школьного курса биологии, линейного курса биологии, учебных достижений учащихся, учеников класса, групп образовательных результатов, изучения школьного курса, содержания общего образования, Сонина «Биология, УМК «Живой организм», основной школы Н, основной школе, личностных результатов.

Ключевые слова

федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные результаты, учебные достижения, сложности и проблемы контроля, пути решения, программа линейного курса биологии основной школы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос