«Виновен — отвечай». Урок обществознания в 7-м классе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Данько Ю. В. «Виновен — отвечай». Урок обществознания в 7-м классе // Школьная педагогика. — 2020. — №1. — С. 25-28. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/149/4724/ (дата обращения: 30.01.2020).



Тема урока: Виновен — отвечай.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  1. Деятельностная: научиться выделять признаки понятия.
  2. Содержательная: создать условия для формирования представлений о наступлении ответственности за противоправные поступки и неуважение к закону. Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи:

− обучающиеся: подвести к пониманию понятий «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушения»;

− развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

− воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Технология: проблемно-поисковая.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, беседа с учащимися, иллюстрации); частично-поисковый (анализ учебной информации, умение делать сопоставления, выводы); метод критического мышления (составление кластера) и эвристической беседы.

Планируемые образовательные результаты:

−личностные УУД: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

−познавательные УУД: поиск и выделение в учебнике необходимой информации; способность и умение учащихся производить анализ, сравнение, обобщать и классифицировать по признакам; способность воспроизводить полученную информацию;

−коммуникативные УУД: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; умение аргументировать свои выводы; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение, прогнозировать работу, составлять план; контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание результата деятельности.

Электронный ресурс: модульная объективно-ориентированная динамическая обучающая оболочка «MOODLE» Центра дистанционного образования детей-инвалидов. — Адрес доступа:http://bel-shkola.ru/.

ХОД УРОКА

I. Организационный̆ этап.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтение и обсуждение отрывка из книги Н. И. Ветрова «Если бы я знал Закон». Письмо бывшего ученика 9 класса, присланное из воспитательно-трудовой колонии.

«Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятие «закон, «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержание этих слов просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… поверьте мне, так хочется на свободу»...

— По содержанию отрывка из письма понятно, что с человеком случилась беда. Почему это произошло?

— Как он относится к произошедшему?

— Знал ли он о последствиях совершенного деяния?

— Нужно ли об этом знать? Для чего нам нужны эти знания?

— Почему государству приходится привлекать к ответственности несовершеннолетних и даже наказывать их? (Если все будут нарушать закон, в обществе нарушится порядок.)

III. Актуализация знаний ификсирование индивидуального затруднения.

— Почему общество нуждается в порядке? (Чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно.)

Какова роль закона в обществе? (Сохранять установленный порядок.)

Что такое противозаконное поведение? (Это действие, которое запрещено законом.)

Почему государство наказывает всех за противозаконное поведение? (Длясохранения порядка.)

Вопрос фиксируется в лекции: Всех ли государство наказывает одинаково за противозаконное действие? (Нет, всех по-разному.)

— Почему возникает разница в наказании? Вы уверены, что ответили правильно? Почему обосновать не можете? Как мы сформулируем тему урока? (Противозаконное поведение и наказание за него; наказание за преступление.)

IV. Постановка цели изадач урока.

Тема урока «Виновен — отвечай», цели и задачи.

Выявление причин затруднения:

Почему мы не можем сразу ответить на вопрос урока? Мы не знаем признаков противозаконного поведения, т. е. почему действие противозаконно. Почему за одни проступки судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф? Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей?

Построение проекта выхода из ситуации:

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(Составить план.)

Учитель дает этапы выполнения плана, обучающийся определяет их правильную последовательность:

  1. Дадим определение понятию «законопослушное поведение».
  2. Дадим определение понятию «противозаконное поведение» и выделим его признаки.
  3. Определим какие бывают виды правонарушений?
  4. Сравним виды правонарушений.
  5. Выделим особенности наказания несовершеннолетних за различные виды правонарушений.

V. Изучение нового материала.

— Что нам поможет для достижения цели? (Учебная информация.)

Задание 1. (Самостоятельная работа в тетради, составление схемы.) Составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически, кластер в тетради (Приложение 1).

Задание 2. (Работа с иллюстративным материалом, текстом.) Выделите из определения понятия признаки противозаконного поведения.

Задание 3. (Самостоятельная работа со схемой, текстом.) Заполните таблицу (Приложение 2).

— Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Буду читать текст лекции с целью нахождения ответов на поставленные вопросы.)

Задание 4. (Выскажи своё мнение.) Французский ученый Пьер Буаст призвал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением».

— Используя новые слова, выскажи свое суждение о том, к чему призывал ученый?

Задание 5. (Самостоятельная работа с текстом лекции.) Выделите особенности наказания несовершеннолетних за правонарушение.

Из обращения воспитанника Жигулёвской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года): «Когда идёшь воровать, думаешь — не попадёшься. С кем ни разговаривал, тут все так думали. И ещё знаешь, что сразу не засудят — малолетка. И точно — по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы тогда сюда попал, сразу бы всё понял. По второй «ходке» уже за всё 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто первый раз проскочил мимо зоны. Всё равно здесь будете».

VI. Первичное закрепление спроговаривание во внешней речи. Включение всистему знаний иповторение.

(Обучающийся работает с карточкой-заданием: Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие — к проступкам?)

— Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Вы достигли поставленной цели?

— Как вы достигали цели?

— С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

— Как вы выходили из затруднений?

VIII. Домашнее задание.

Изучить §6 (электронный образовательный ресурс: учебная лекция в уроке 10); выполнить задание 3 (Приложение 3).

Приложение 1.

Приложение 2.


Приложение 3.


Литература:

  1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2013 г.
  2. Ветров Н. И. Если бы я знал закон... — Москва: Знание, 1976 г.
Основные термины (генерируются автоматически): противозаконное поведение, Самостоятельная работа, урок, Учебная информация, учебная деятельность, III, VII, вид правонарушений, VIII, особенность наказания.

Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося

Особенностью действия является то, что оно может «переходить из одной деятельности в

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения...

Понятия, признаки и виды правонарушений | Статья в журнале...

Правонарушение — это виновное противоправное деяние или бездействие, совершённое деликтоспособным лицом, которое

Появлению определений о правонарушениях служат различные признаки и особенности, по которым и складывается данный термин.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

познавательная самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учебная деятельность, учитель, обучающийся, модель

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики...

Особенности методической подготовки бакалавров к организации...

В современных условиях реализации стандартов нового поколения возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности.

Причины и условия противоправного поведения...

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа, с одной стороны — учебная задача, которую должен выполнить ученик, с другой — форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения и расширение сферы действия ранее полученных знаний.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений. В процессе изучения ОБЖ решаются задачи...

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной...

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной деятельности школы по

Необходимо отметить, что проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Из этого следует, что в основе любого вида профилактики правонарушений среди учащейся...

Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося

Особенностью действия является то, что оно может «переходить из одной деятельности в

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения...

Понятия, признаки и виды правонарушений | Статья в журнале...

Правонарушение — это виновное противоправное деяние или бездействие, совершённое деликтоспособным лицом, которое

Появлению определений о правонарушениях служат различные признаки и особенности, по которым и складывается данный термин.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

познавательная самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учебная деятельность, учитель, обучающийся, модель

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики...

Особенности методической подготовки бакалавров к организации...

В современных условиях реализации стандартов нового поколения возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности.

Причины и условия противоправного поведения...

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа, с одной стороны — учебная задача, которую должен выполнить ученик, с другой — форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения и расширение сферы действия ранее полученных знаний.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений. В процессе изучения ОБЖ решаются задачи...

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной...

Теоретические подходы к организации учебно-воспитательной деятельности школы по

Необходимо отметить, что проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Из этого следует, что в основе любого вида профилактики правонарушений среди учащейся...

Задать вопрос