Автор: Зеленина Валентина Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Зеленина В. В. Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 54-56.



Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков. Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение. Важно, чтобы подростки могли ощущать себя полноправными членами общества. Для этого они должны знать свои права и обязанности, уметь отстаивать их и нести ответственность за совершенные поступки, т.е. необходимо формировать правовое сознание подростков. К сожалению, современная молодежь характеризуется низким уровнем правовой осведомленности. Зачастую знания о собственных правах, обязанностях или ответственности (уголовной или административной) носят субъективно-искаженный характер.

В современной литературе выделяются следующие основные элементы правового сознания: знание права, представление о данной категории, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний и те требования, которые предъявляются к праву. Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых знаний у обучаемых, усвоение ими законов, прав и обязанностей. «Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Анализ литературы по данной проблеме выявил, что в современном образовательном процессе уделяется недостаточное внимание такому важному аспекту формирования личности, как правовое сознание, что увеличивает процент правонарушений среди подростков.

Нередко искаженные представление о правовых нормах подростки получают из рассказов окружающих людей, СМИ или неквалифицированных специалистов. Иногда правовые знания подросток получает посредством собственного опыта, так как из-за незнания в полной мере закона и неспособности правильно расшифровать его смысл, подростки не могут объективно оценить ответственность за правонарушения и их последствия. Некоторые исследователи выделяют следующий ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правового сознания у подростков. Сюда, в первую очередь, включены особенности развития правосознания несовершеннолетних, а именно: неспособность соотнесения своих действий с существующим законом, игнорирование правовых категорий, неосведомленность о правовых нормах [1].

Незнание социальной роли закона, приводит к представлениям о нем как о формальном своде правил. Вследствие чего, подростки редко задумываются о его предназначении. Зачастую срабатывает установка «законы существуют только для борьбы с преступниками», приводящая к их полному или частичному игнорированию. Фрагментарность знаний и отсутствие возможности применения последних на практике, неспособность объективно оценить свои поступки и легкомысленное отношение подростков к общественным законам - все это тормозит процесс формирования правового сознания подростков.

Правовое воспитание подростков заключается не столько в правовом просвещении посредством бесед, сколько в формировании определенного стиля поведения, характеризующегося активной гражданской позицией. Сюда так же стоит отнести доступное объяснение существующих правовых положений, как теоретических, так и практических, выявление и своевременное устранение нарушений закона. Все эти пункты включены в профилактическую работу соответствующих государственных служб. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание, согласно А.Н. Павлухину, это одно из форм общественного сознания. Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

В формировании правового сознания подростков особая роль отводится дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди задач, которые решаются в данном курсе различают: формирование знаний по вопросам государства и права; воспитание активной гражданской позиции; знакомство с государственными структурами, обеспечивающими безопасность населения. Формирование позитивного отношения к таким категория как «права» и «обязанности» можно начинать со знакомства подростков с Уставом общеобразовательной школы; правилами поведения детей и подростков в общественных местах. Затем продолжить развитие данных категорий в процессе знакомства с законодательством о здравоохранении; гражданским законом; уголовным законом.

Анализируя программу по ОБЖ 7 - 9 классы (всего 105 часов), из разделов включающих право можно выделить следующие:

Тема: Нормативно – правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ (4 часа). «Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности» (1 час), «Положения Конституции РФ» (1 час). Учебные действия: характеризовать законодательную и нормативно – правовую базу по организации борьбы с терроризмом.

Тема: Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа): «Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлением экстремизма» (1 час). Учебные действия: анализировать и обсуждать эффективность мероприятий по борьбе с терроризмом.

Тема: Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремальной деятельности (1 час): «Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участия в террористической экстремальной деятельности» (1 час). Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений.

В процессе изучения ОБЖ решаются задачи правового образования и воспитания подростков: информирование по актуальным вопросам в области правоведения; привитие навыков правомерного поведения. Решения данных задач требует формирование у подростков знаний о собственных правах и обязанностях и умения отстоять их в любой жизненной ситуации.

Проведенный анализ программы по ОБЖ показал, что количество часов, отведенное на изучение тем направленных на формирование правовых знаний невелико - всего 4 часа из 105 часов. В этой связи, большое значение отводится внеурочной и внеклассной работе по курсу ОБЖ. Изучив методические условия организации внеклассных занятий по ОБЖ [5,6], нами были разработаны лекции, конференции, дебаты, способствующие укреплению интересов подростков к правовым знаниям. Исходя из вышесказанного, расширить правовые знания и восполнить программный материал возможно с помощью предложенных внеклассных мероприятий: - решение ситуационных задач на тему: «Что бы не случилось беды». Учащиеся разыгрывают ситуации на распространенные темы о подстерегающих опасностях и учатся находить из них выход в соответствии с законом;

- правовая дискуссионная игра «Моё правовое сознание». Ознакомлениеподростков со сведениями о правовых нормах, обсуждение ими имеющихся вопросов и проблем на данную тему. В данной форме внеклассной работы у учащихся есть возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение, приводя свои доводы, опираясь на право и закон. Выход на общее решение, соглашение;

- игра по станциям «Правовой поезд». Закрепление у подростков системы правовых знаний, культуры, поведения, а так же развитие творческих способностей;

- профилактическая беседа для подростков с сотрудником ПНД на тему: «Твои права и обязанности». Выявление и устранение причин и условий, препятствующих развитию личности подростка для его дальнейшей социализации.

Таким образом, роль курса ОБЖ в правовом воспитании и образовании очень важна, так как этот предмет не только воспитывает личность, но и учит действовать в различных ситуациях соблюдая права и обязанности. Если подросток приобретает данные навыки, то ему гораздо проще справляться с возникающими жизненными трудностями.

Правовое обучение в курсе ОБЖ позволяет решать основные задачи правового образования и воспитания, поэтому методы обучения праву направлены на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения подростков. Выбор внеклассных занятий с активными методами обучения и воспитания позволяют достичь поставленной цели и выполнить поставленные задачи в профилактике правонарушений подростков.

Литература:

  1. А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. М.: Закон и право. Изд.: Юнити, 2009.
  2. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2007.
  3. Дологова А.И., Миньковский Г.М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974.
  4. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/ Вестник Приморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. -2007.- №1.- с.118.
  5. Попова Р.И. , Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися.// Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5. С.63-66.
  6. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С.3-6.
Основные термины (генерируются автоматически): правового сознания, правового сознания подростков, правонарушений подростков, формирования правового сознания, воспитание подростков, правовых нормах, правового образования, правовых знаний, формирование правовых знаний, Правовое обучение, задачи правового образования, профилактики правонарушений подростков, правовое сознание подростков, организации профилактики правонарушений, Правовое воспитание подростков, внеклассной работы, сознания подростков особая, «Основы безопасности жизнедеятельности», подростков системы правовых, профилактике правонарушений подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос