Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 2588 раз

Библиографическое описание:

Ганаева, Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14193/ (дата обращения: 25.04.2024).

Особенности современного этапа развития российского общества на рубеже веков характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой деятельности. Общественные процессы в их динамизме, связанные с возникновением кризисных ситуаций, сложностью их разрешения, обострением конфликтов и социальных противоречий, приводят к проявлениям социальных отклонений и девиантного поведения. При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных ситуациях. Все это обусловливает самое серьезное внимание и интерес социальных педагогов к вопросам и проблемам правового воспитания девиантных подростков.

Подростки девиантного поведения имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности: во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве; во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона; в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации; в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия; в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции девиантного поведения является правовое воспитание подростков, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Анализ научно-правовой литературы показывает, что исследователи по-разному определяют понятие «правовое воспитание». В частности, Т. И. Акимова пишет, что «правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» [1, с.25].

Цель правового воспитания подростков, по ее мнению, заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения подростками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов. [2, с.686]

Как показывает практика, в организации правового воспитания подростков педагоги должны учитывать следующие основные требования:

-                   наличие системного и дифференцированного подходов к подросткам;

-                   стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

-                   активизация интереса подростков к приобретению правовых знаний;

-                   связь правовой информации с фактами из повседневной жизни подростков, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

-                   обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

-                   учет психологических особенностей подростков.

Основа правового воспитания подростков — их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности подростков, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, в том числе административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. [3, с.346]

Основными формами правового просвещения подростков являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, обсуждение книг и статей, позволяющее не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать иное отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео- и аудиозаписи). Немаловажным условием является обеспечение каждому подростку активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению подростками правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для педагогов являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию подростков, пропаганде правовых знаний среди населения. [4, с. 883]

Таким образом, от того, как организовано правовое воспитание подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания формируется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание подростков.

 

Литература:

 

1.                  Анохина М. С., Гайворонская С. Г. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в РФ //Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20–21 сентября 2010 г. / под ред. Т. А. Юмашевой. — Балашов: Николаев, 2010. — 140 с.

2.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

3.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

4.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание подростков, девиантное поведение, правовое воспитание, активная позиция, активное правомерное поведение, активное участие, правовая информация, правовое просвещение, правосознание подростков, уголовное законодательство.


Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики...

Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Лиминальное поведение — разновидность правового поведения...

В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних — лиминального поведения.

Ключевые слова: правомерное поведение, неправомерное поведение, лиминальное поведение, виктимность, виктимизация.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения. Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил.

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового...

правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.); – правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики...

Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Лиминальное поведение — разновидность правового поведения...

В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних — лиминального поведения.

Ключевые слова: правомерное поведение, неправомерное поведение, лиминальное поведение, виктимность, виктимизация.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения. Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил.

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового...

правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.); – правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики...

Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Лиминальное поведение — разновидность правового поведения...

В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних — лиминального поведения.

Ключевые слова: правомерное поведение, неправомерное поведение, лиминальное поведение, виктимность, виктимизация.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения. Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил.

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового...

правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.); – правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики...

Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Лиминальное поведение — разновидность правового поведения...

В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних — лиминального поведения.

Ключевые слова: правомерное поведение, неправомерное поведение, лиминальное поведение, виктимность, виктимизация.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения. Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил.

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений

Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового...

правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.); – правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

Задать вопрос