«Виновен — отвечай». Урок обществознания в 7-м классе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 1617 раз

Библиографическое описание:

Данько, Ю. В. «Виновен — отвечай». Урок обществознания в 7-м классе / Ю. В. Данько. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4724/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тема урока: Виновен — отвечай.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  1. Деятельностная: научиться выделять признаки понятия.
  2. Содержательная: создать условия для формирования представлений о наступлении ответственности за противоправные поступки и неуважение к закону. Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи:

− обучающиеся: подвести к пониманию понятий «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушения»;

− развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

− воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Технология: проблемно-поисковая.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, беседа с учащимися, иллюстрации); частично-поисковый (анализ учебной информации, умение делать сопоставления, выводы); метод критического мышления (составление кластера) и эвристической беседы.

Планируемые образовательные результаты:

−личностные УУД: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

−познавательные УУД: поиск и выделение в учебнике необходимой информации; способность и умение учащихся производить анализ, сравнение, обобщать и классифицировать по признакам; способность воспроизводить полученную информацию;

−коммуникативные УУД: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; умение аргументировать свои выводы; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение, прогнозировать работу, составлять план; контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание результата деятельности.

Электронный ресурс: модульная объективно-ориентированная динамическая обучающая оболочка «MOODLE» Центра дистанционного образования детей-инвалидов. — Адрес доступа:http://bel-shkola.ru/.

ХОД УРОКА

I. Организационный̆ этап.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтение и обсуждение отрывка из книги Н. И. Ветрова «Если бы я знал Закон». Письмо бывшего ученика 9 класса, присланное из воспитательно-трудовой колонии.

«Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятие «закон, «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержание этих слов просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… поверьте мне, так хочется на свободу»...

— По содержанию отрывка из письма понятно, что с человеком случилась беда. Почему это произошло?

— Как он относится к произошедшему?

— Знал ли он о последствиях совершенного деяния?

— Нужно ли об этом знать? Для чего нам нужны эти знания?

— Почему государству приходится привлекать к ответственности несовершеннолетних и даже наказывать их? (Если все будут нарушать закон, в обществе нарушится порядок.)

III. Актуализация знаний ификсирование индивидуального затруднения.

— Почему общество нуждается в порядке? (Чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно.)

Какова роль закона в обществе? (Сохранять установленный порядок.)

Что такое противозаконное поведение? (Это действие, которое запрещено законом.)

Почему государство наказывает всех за противозаконное поведение? (Длясохранения порядка.)

Вопрос фиксируется в лекции: Всех ли государство наказывает одинаково за противозаконное действие? (Нет, всех по-разному.)

— Почему возникает разница в наказании? Вы уверены, что ответили правильно? Почему обосновать не можете? Как мы сформулируем тему урока? (Противозаконное поведение и наказание за него; наказание за преступление.)

IV. Постановка цели изадач урока.

Тема урока «Виновен — отвечай», цели и задачи.

Выявление причин затруднения:

Почему мы не можем сразу ответить на вопрос урока? Мы не знаем признаков противозаконного поведения, т. е. почему действие противозаконно. Почему за одни проступки судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф? Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей?

Построение проекта выхода из ситуации:

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(Составить план.)

Учитель дает этапы выполнения плана, обучающийся определяет их правильную последовательность:

  1. Дадим определение понятию «законопослушное поведение».
  2. Дадим определение понятию «противозаконное поведение» и выделим его признаки.
  3. Определим какие бывают виды правонарушений?
  4. Сравним виды правонарушений.
  5. Выделим особенности наказания несовершеннолетних за различные виды правонарушений.

V. Изучение нового материала.

— Что нам поможет для достижения цели? (Учебная информация.)

Задание 1. (Самостоятельная работа в тетради, составление схемы.) Составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически, кластер в тетради (Приложение 1).

Задание 2. (Работа с иллюстративным материалом, текстом.) Выделите из определения понятия признаки противозаконного поведения.

Задание 3. (Самостоятельная работа со схемой, текстом.) Заполните таблицу (Приложение 2).

— Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Буду читать текст лекции с целью нахождения ответов на поставленные вопросы.)

Задание 4. (Выскажи своё мнение.) Французский ученый Пьер Буаст призвал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением».

— Используя новые слова, выскажи свое суждение о том, к чему призывал ученый?

Задание 5. (Самостоятельная работа с текстом лекции.) Выделите особенности наказания несовершеннолетних за правонарушение.

Из обращения воспитанника Жигулёвской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года): «Когда идёшь воровать, думаешь — не попадёшься. С кем ни разговаривал, тут все так думали. И ещё знаешь, что сразу не засудят — малолетка. И точно — по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы тогда сюда попал, сразу бы всё понял. По второй «ходке» уже за всё 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто первый раз проскочил мимо зоны. Всё равно здесь будете».

VI. Первичное закрепление спроговаривание во внешней речи. Включение всистему знаний иповторение.

(Обучающийся работает с карточкой-заданием: Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие — к проступкам?)

— Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Вы достигли поставленной цели?

— Как вы достигали цели?

— С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

— Как вы выходили из затруднений?

VIII. Домашнее задание.

Изучить §6 (электронный образовательный ресурс: учебная лекция в уроке 10); выполнить задание 3 (Приложение 3).

Приложение 1.

Приложение 2.


Приложение 3.


Литература:

  1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2013 г.
  2. Ветров Н. И. Если бы я знал закон... — Москва: Знание, 1976 г.
Основные термины (генерируются автоматически): противозаконное поведение, Самостоятельная работа, урок, III, VII, VIII, вид правонарушений, особенность наказания, учебная деятельность, Учебная информация.
Задать вопрос