Противоправное поведение несовершеннолетних: вопросы профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Долгих, А. К. Противоправное поведение несовершеннолетних: вопросы профилактики / А. К. Долгих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117134/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье приводятся результаты анализа противоправного поведения в молодежной среде, а именно среди несовершеннолетних, а именно причины неправомерного поведения несовершеннолетних по мнению самих студентов, а также возможные пути снижения правонарушений среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: неправомерное поведение, несовершеннолетние, анкетирование, студенты.

Противоправное поведение несовершеннолетних является серьезной проблемой, которая требует внимания и комплексного подхода со стороны общества и государства.

Актуальность исследования причин противоправного поведения несовершеннолетних и его профилактики объясняется и основными принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации».

Целью исследования стало изучение причин противоправного поведения несовершеннолетних, с последующим предложением методов для его профилактики.

В ходе исследования, автором было установлено, что при изучении вопросов, связанных с поведением несовершеннолетних, используются различные термины в определении самих субъектов. Помимо термина «несовершеннолетний» используются такие категории, как «молодежь» и «подростки».

Так, в статье 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» закреплено, что молодежь, молодые граждане — это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом), имеющих гражданство Российской Федерации.

Термин «подросток» более уместен в сфере психологии и педагогики. Так, педагогический словарь, раскрывая категорию «подросток», указывает, что это мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16–17 лет).

Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

В качестве исследуемой группы выделены несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, а группу опрошенных респондентов составили студенты техникума, где я учусь, в возрасте от 16 до 18 лет.

В теоретической части конкурсной работы в целом был дан обзор административной и уголовной ответственности несовершеннолетних; рассмотрены органы, осуществляющие полномочия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Важное место в системе органов, чья деятельность направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В ходе выполнения работы были получены данные о некоторых направлениях работы Комиссии по делам несовершеннолетних.

В 2023 году Комиссией было рассмотрено 1296 персональных дел в отношении несовершеннолетних и их законных представителей.

В ходе исследовательской работы была составлена анкета для опроса студентов разных специальностей нашего техникума. Всего было опрошено 136 студентов, 68 человек по юридической специальности и 68 по неюридическим специальностям.

Анкета включала две части. В первой части были тестовые вопросы на определение уровня правовых знаний наших студентов о противоправном поведении несовершеннолетних.

Вторая часть анкеты позволяла выявить мнение студентов о причинах неправомерного поведения, влиянии социальных сетей на него и мерах профилактики правонарушений среди молодежи.

В результате опроса студентов неюридических специальностей лишь один студент дал 100 % правильных ответов. Более половины верных ответов дали 37 % опрошенных.

Среди студентов юридической специальности два человека ответили верно на все вопросы первой части анкеты. Более половины правильных ответов дали 48 % студентов. Больше всего ошибок допускали в вопросах о возрасте и органе, который привлекает к ответственности.

Отвечая на вопрос о влиянии социальных сетей на совершение правонарушений среди несовершеннолетних, мнения разделились.

Однако в целом более половины опрошенных студентов считают, что социальные сети могут побуждать к совершению правонарушений, особенно когда несовершеннолетние не владеют знаниями о безопасном поведении в интернете, не имеют доверительных отношений с родителями и близкими, чувствуют себя одинокими.

Для борьбы с негативным влиянием социальных сетей на несовершеннолетних важно проводить профилактическую работу, обеспечить поддержку и консультирование для тех, кто стал жертвой онлайн-насилия.

Большинство опрошенных утверждают, что участие несовершеннолетних в общественно-полезной деятельности может значительно способствовать профилактике правонарушений.

Участие в общественно-полезной деятельности может предложить альтернативные способы проведения свободного времени для подростков, что поможет предотвратить антисоциальное поведение, развить чувство социальной ответственности.

В результате выполненной работы, были сделаны следующие выводы.

  1. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий со стороны государства, общества, семьи.
  2. Необходимо повышать уровень правовых знаний как несовершеннолетних детей, так и их родителей:

2.1 Популяризация правовых знаний среди несовершеннолетних, в том числе, в студенческой среде, особенно среди студентов неюридических специальностей; в частности, мною разработан цикл презентаций по правовым вопросам с учётом специальности обучающихся.

2.2 Проведение цикла внеклассных мероприятий по вопросам правового воспитания молодёжи, направленных на формирование правомерного поведения обучающихся с приглашением практикующих юристов разных юридических профессий, в том числе и на родительские собрания.

2.3 Проведение конкурсов, викторин на правовые темы с учётом специальности обучающихся, способствующих повышению их мотивации к изучению законодательства в сфере будущей профессиональной деятельности.

2.4 Организация экскурсий в различные органы власти, осуществляющие защиту прав разных субъектов.

  1. Предотвращению антисоциального поведения среди несовершеннолетних способствует вовлечение их в общественно-полезную деятельность:

3.1 Участие в общественно-полезной деятельности помогает подросткам осознать свою роль в обществе и развить чувство социальной ответственности. Это может укрепить их связь с обществом и мотивировать их вести себя более ответственно.

3.2 Участие в различных проектах и мероприятиях позволяет несовершеннолетним развивать новые навыки, умения и опыт, что может повысить их самооценку и уверенность в себе. Это может снизить вероятность совершения правонарушений из-за отсутствия занятий или интересов.

3.3 Участие в общественно-полезной деятельности помогает подросткам находиться в позитивной социальной среде, где они могут общаться с единомышленниками, получать поддержку и вдохновение от других людей, что способствует формированию здоровых ценностей и поведения.

3.4 Участие в общественно-полезной деятельности может предложить альтернативные способы проведения свободного времени для подростков, что поможет предотвратить антисоциальное поведение, склонность к нарушениям и преступлениям.

  1. Необходимо дальнейшее усиление роли семьи как важнейшего социального института. Осуществление родителями не только обязанностей по воспитанию детей, возложенных на них законом, но и осознание ими их моральной ответственности перед обществом.
  2. Необходимо широкое информирование подростков о возможности использования доступной квалифицированной психологической помощи.
  3. Со стороны родителей необходимо повышение знаний о социальных сетях, которыми интересуются подростки; осуществление контроля за активностью своих детей в интернет пространстве.

Литература:

  1. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ (ред. от 22.04.2024).
  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): общественно-полезная деятельность, противоправное поведение, антисоциальное поведение, неправомерное поведение, Российская Федерация, студент, комплексный подход, свободное время, социальная ответственность, юридическая специальность.


Похожие статьи

Задать вопрос