По данным Генеральной Прокуратуры РФ в 2019 году подростки стали участниками более чем 40 тысяч преступлений, а количество несовершеннолетних, поставленных на учет ПДН, составило около 145 тысяч человек [1], что свидетельствует о недостаточных государственных мерах, предпринимаемых для профилактики преступности среди лиц, не достигших 18 лет. В настоящей статье анализируются причины, по которым подростки совершают общественно опасные деяния, а также предлагаются меры, направленные на профилактику совершения новых преступлений несовершеннолетними. Методологию настоящей работы составили анализ, синтез, а также формально-юридический метод.
Ключевые слова: подростковая преступность, несовершеннолетние, уголовная ответственность, криминологические особенности преступности несовершеннолетних, профилактика преступности в подростковой среде, уголовный закон, субъект преступления, возраст наступления уголовной ответственности.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее активных социальных групп, совершающих общественно опасные деяния ввиду того, что многие из них уверены в том, что не являются субъектами преступления и не понесут ответственности за свои поступки, либо в целом не имеют представления о нормах уголовного закона. Преступность несовершеннолетних представляет собой часть преступности в обществе, развивающуюся под воздействием тех же факторов, которые присуще преступности в целом [2, с. 108]. С данной научной позицией можно согласиться лишь отчасти, поскольку существует ряд особенностей, благодаря которым подросток совершает преступление.
В первую очередь следует дать законодательное определение несовершеннолетнего. Согласно ч.1 ст.87 УК РФ [3] несовершеннолетними являются лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. В криминологической науке существует три возрастные градации подростков: от 14 до 15 лет, от 15 до 16, от 17 до 18 лет. Критерием данной классификации является степень социальной зрелости, что в свою очередь оказывает влияние на осознание лицом противоправности своего поступка [4, с. 59–60].
Первой особенностью формирования преступности несовершеннолетних является негативное влияние взрослых. Нередки случаи, когда в неблагополучных семьях родители на собственном примере демонстрируют ребенку антисоциальный образ жизни и пренебрежение к своим обязанностям, в результате чего у ребенка формируется мнение, что данная модель поведения приемлема и является единственно верной, поскольку иных примеров жизненного уклада он не видел. Ю. М. Антонян отмечает, что в неблагополучных семьях дети чувствуют отвержение со стороны родителей, что сугубо негативно влияет на их психику [5, с. 171].
Кроме того, деструктивным фактором, формирующим деформированное правосознание подростка, является круг его общения. Здесь важную роль играют более глобальные проблемы государственного уровня: уровень безработицы, заработных плат, возможность реализации своих интересов в спортивной или творческой сфере. Если окружающие несовершеннолетнего одноклассники, знакомые, которые имеют определенный авторитет в глазах социума, осуждают законопослушный образ жизни, выражают явное пренебрежение к ограничениям в поведении, то у подростка также формируется мнение о том, что антисоциальный и около криминальный образ жизни является основным критерием уважения со стороны сверстников.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на преступность несовершеннолетних, является сеть «Интернет» и социальные сети. В настоящее время существуют группы и форумы, в которых пропагандируется физическое и психологическое насилие над тем, кто слабее, и что совершать преступления допустимо — главное не попасться за это. Конечно, не следует утверждать, что сеть «Интернет» несет исключительно деструктивное воздействие на подростка, — она лишь усугубляет убежденность в той модели поведения, которую подросток видел на примере родителей и сверстников.
Несовершеннолетние совершают преступления как в одиночку, так и в соучастии. Напомним, что в соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Главное управление правовой статистики и информационных технологий по городу Москва в обзоре за январь — февраль 2020 года приводит сведения о состоянии преступности несовершеннолетних: всего насчитывается 5 574 преступлений, совершенных либо в одиночку, либо при соучастии несовершеннолетних. Динамика преступности составляет -2,4 %, а удельный вес от расследованных преступлений равен 3,3 % [6, с. 44]. Анализируя вышеуказанные данные, следует сделать вывод о том, что количественные показатели подростковой преступности остаются на достаточно высоком уровне, что требует законодательной доработки мер ответственности, которой применяется к несовершеннолетним.
В большинстве случаев суд применяет принудительные меры воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности или наказания, а также условное осуждение. Особым является и место, где подростки отбывают наказание — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В этом также проявляются криминологические особенности, которые учел законодатель, — подростки, в отличие от взрослого преступника, в большей степени способны к исправлению, поскольку их характер и поведение еще можно скорректировать, они склонны к получению одобрения со стороны людей, которых они уважают. Главной задачей педагогов в этом случае является получение этого уважения.
Переходя к конкретным мерам по профилактике преступности несовершеннолетних, следует отметить, что эта определенная совокупность, а не одна или две задачи, которые должно решать государство:
Во-первых, профилактика безнадзорности. Должны быть разработаны федеральные и региональные программы, которые направлены на расширение досуговых центров дополнительного образования, которые бы функционировали на бесплатной основе для талантливых и целеустремленных ребят, увлеченных тем, чем они занимаются. В этом случае у безнадзорного подростка появляется стимул трудиться и узнавать что-то новое, поскольку это позволяет заниматься любимым делом абсолютно бесплатно;
Во-вторых, переход общеобразовательных учреждений на систему малокомплектных классов по 10–15 человек, чтобы педагог в течение учебного часа мог уделить внимание каждому ученику;
В-третьих, введение уроков правовой и финансовой грамотности — это позволит дать несовершеннолетним представление о том, что такое право и юридическая ответственность, а также разъяснение необходимости выполнять свои обязанности — формирование правосознания в целом;
В-четвертых, снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет за некоторые виды административных правонарушений, а также за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, поскольку к этому возрасту абсолютное большинство подростков способно осознавать, что мелкое хищение, мелкое хулиганство, а также убийство, кража, угон автомобиля и иные виды деяний совершать запрещено.
Проблема подростковой преступности, несмотря на ее глубокое изучение криминологической наукой, требует наиболее комплексного подхода, так как личность несовершеннолетних характеризуется рядом социально-психологический особенностей, связанных с особенностями характера, межличностными отношениями, с подходами к формированию личности подростка и его воспитанию.
Литература:
- Генеральная Прокуратура сообщила о росте подростковой преступности // «Российская газета» от 20.04.2020 № 86 (8140).
- Литвяк, Л. Г. Особенности и характерные черты преступности несовершеннолетних // Л. Г. Литвяк. — К.: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2017. 107–110 с.
- Уголовный кодекс РФ (в редакции от 08.04.2021) // СЗ РФ от 17.06.1996 № 25 ст. 2954.
- Алексеев, С. Л. Криминология: учебное пособие для бакалавров // С. Л. Алексеев, Р. Р. Салимзянова, А. Ю. Епихин. — К.: Академия социального образования, 2016. 212 с.
- Антонян Ю. М. Криминология: учебник академического бакалавриата // Ю. М. Антонян. — М.: Юрайт, 2018. 388 с.
- Обзор Генеральной Прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь — февраль 2020 г. // Главное управление правовой статистики и информационных технологий по городу Москва. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/e99/sbornik_1_2020.pdf. (дата обращения 05.04.2021).