Правовая грамотность учащихся старших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 10.04.2014

Статья просмотрена: 12003 раза

Библиографическое описание:

Клюева, В. В. Правовая грамотность учащихся старших классов / В. В. Клюева, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10282/ (дата обращения: 19.11.2024).

На современном этапе развития нашего общества все актуальнее становится проблема правовой грамотности населения. Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание таковых, приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность.

Правовая грамотность неразрывно связана с общепринятыми нормами и правилами, не соблюдение которых является правонарушением. Особенное внимание необходимо уделять подрастающему поколению. Согласно статистике каждое восемнадцатое преступление совершается несовершеннолетними, или при их участии. За распитие спиртных напитков в органы внутренних дел ежегодно доставляют более 80 тыс. лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. На учете стоит более 330 тыс. несовершеннолетних и около 150 тыс. родителей. К уголовной ответственности каждый год привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте 14–18 лет [1, c. 4]. По данным Росстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2011 г. составило 9834, в 2012 г. — 9181. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в 2011 г. — 11136, 2012 г. — 10471 [5].

Правонарушение — любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права. Любое правонарушение характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние [2, c. 168].

Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. За такие преступления, как убийство, кража, разбой, похищение человека, вымогательство, умышленное причинение вреда здоровью, захват заложника, угон автомобиля, вандализм, уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Как показывает анализ исследований и статистических данных, характерными видами правонарушений среди несовершеннолетних являются: распитие спиртных напитков в общественных местах, кража, грабеж, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо назначено наказание, а при освобождении от наказания судом возможно помещение их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа [4].

Правовая безграмотность может являться причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения. Поэтому существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего поколения.

Правовая грамотность — общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значениеправовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы; оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки [3, с. 247].

На данный момент в образовательных учреждениях существуют такие учебные предметы как обществознание, право, граждановедение, которые включают в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Однако, объем изучаемой информации достаточно мал, а родителями по данному вопросу не уделяется необходимого внимания.

Для выявления уровня правовой грамотности было проведено исследование среди учащихся 10-х классов одной из школ г. Владимира, в количестве 40 человек, в возрасте 15–16 лет.

Для проведения исследования нами были составлены анкеты, с учетом опросников подобного рода.

Анкета «Правовая грамотность школьника» ориентирована на определение знаний в области своих прав и обязанностей. Рассмотрим ее результаты на рисунках 1–6.

 

Рис. 1 «Знаете ли Вы свои права?»

Рис. 2 «Есть ли нарушения Ваших прав?»

 

Рис. 3 Нарушаете ли Вы чьи-либо права?»

Рис. 4 «Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?»

 

Рис. 5 «Какие обязанности имеет несовершеннолетний?»

Рис. 6. «Какие права Вы знаете?»

По данным анкеты видно, что большинство учащихся не смогли ответить на такие вопросы, как «Какие права Вы знаете?», «Какие обязанности имеет несовершеннолетний?» и «Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?». 30 % школьников отметили, что их права нарушаются, 43 % высказали мнение, что они, возможно, нарушают чьи-либо права. Тем не менее 82 % учащихся уверены в знании собственных прав. Из этого следует, что уровень правовой грамотности находится на низком уровне.

Рассмотрим результаты анкеты «Правовая грамотность детей и их родителей», которая состоит из вопросов, касающихся выявления включенности родителей в процесс развития правовой грамотности несовершеннолетнего и его отношения к праву.

 

Рис. 7 «Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?»

Рис. 8 «Препятствуют ли родители просмотру фильмов и телепередач, неограниченному доступу в интернет?»

 

Рис. 9 «Возникало ли желание совершить правонарушение (например своровать)?»

Рис. 10 «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?»

Рис. 11 «Как в семье относятся к алкоголю и табаку?»

Приведенные результаты показывают, что многие родители никогда не беседовали со своими детьми на тему правовой грамотности, что отмечают 45 % детей от общего числа опрошенных. Так же 80 % несовершеннолетних ответили, что родители не препятствуют просмотру передач по телевизору и времяпрепровождению в сети «Интернет», что негативно влияет на психику. 43 % несовершеннолетних отметили, что в их семье родители безразлично относятся к алкоголизму и табакокурению. 50 % опрошенных высказали желание совершить правонарушение, те же результаты у показателя «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?».

Таким образом необходимо отметить, что уровень правовой грамотности среди несовершеннолетних невысок. Родители и школа, по разным причинам, мало уделяют времени для развития подрастающего поколения в данном направлении. Следовательно, необходимо осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Литература:

1.         Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А. А. Беженцев. — М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2012. — 296 с.

2.         Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008. — 320 с.

3.         Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

4.         Консультант плюс: Уголовный кодекс РФ // URL:// http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 18.03.2014).

5.         Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 18.03.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): правовая грамотность, подрастающее поколение, родитель, правонарушение, распитие спиртных напитков, уголовная ответственность, число преступлений.


Задать вопрос