Работая по необычной методике
Авторы: Вострикова Ирина Николаевна, Клемешова Нина Сергеевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 17.09.2019
Статья просмотрена: 361 раз
Библиографическое описание:
Вострикова, И. Н. Работая по необычной методике / И. Н. Вострикова, Н. С. Клемешова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4427/ (дата обращения: 22.12.2024).
Пять лет назад я узнала о методической системе Владимира Ивановича Жохова. Я заинтересовалась этой необычной методикой. Мы долго разговаривали с Владимиром Ивановичем. Получив его одобрение, я поговорила с завучем школы, директором, родителями своего класса. Признаюсь, опасалась. Доверят ли мне, получится ли. Конечно, на освоение новой методики уходило очень много сил и энергии, но оно того стоило.
Владимир Иванович — необычный человек, человек служения. Всю свою жизнь посвятил делу обучения и воспитания подрастающего поколения. У него много наград и званий. Самая дорогая, наверно, — являться автором системы УниКум для начальной школы, по которой с благодарностью работают многие классы. Создавая свои методы обучения, Владимир Иванович изучил весь богатый опыт русской, советской, зарубежной и современной педагогики.
Опорная точка данной методики — все дети талантливые. Задача учителя — сохранить и помочь ребёнку раскрыть свои способности, самого себя. В детях уже заложено от природы уважение, достоинство, сострадание, склонность к сотрудничеству и взаимной поддержке. И методика В. И. Жохова — стимулирование природного личностного потенциала. Дети очень рано способны обучаться — с 5,5 лет. К этому времени устанавливается наибольший показатель уровня нейронов головного мозга. Если в это время не начать обучение, то после 7 лет уровень нейронов за ненадобностью резко снижается.
Обучение проходит в интенсивном режиме. На уроках некогда скучать, отвлекаться, разговаривать. Заданий много, они интересные, разнообразные. Темы по методике Владимира Ивановича берутся с опережением. В начале первого класса ребята учат буквы, а в конце анализируют «Каштанку» А. П. Чехова. В первый год обучения дети, например, не только знакомятся с умножением и делением, но и запоминают всю таблицу умножения. На уроках русского языка много и с удовольствием пишут. Знают части речи, время глаголов, подлежащее и сказуемое. Частенько я боялась давать новые «трудные» темы. Опасалась, что ребята не смогут перевести метры в сантиметры, найти обращение в предложении, определить падеж. Но дети справлялись, удивляя не только меня, но и родителей, гостей наших уроков. Не все гости, правда, понимали, зачем учить в первом классе римские цифры, считать до миллиона, определять вид глаголов.
В чем же секрет опережающего обучения? Обучения направлено и включает в себя упражнения на активизацию лобных долей мозга. Сенситивный период для этого –возраст от 5,5 до 7 лет. Активно развивается правое полушарие. Устанавливается прочная связь между правым и левым полушарием. Творческое полушарие помогает обучению. Этому способствует прослушивание классической музыки, исполнение детских песенок, развитие воображения, образного восприятия обучающихся во время просмотра коротких познавательных роликов о животных, планетах солнечной системы, образцах военной техники.
На уроках дети много рассуждают, считают устно, запоминают много стихов, пословиц, поговорок. Пишут сначала не в тетрадях, а на маркерной доске, листочках. Они не боятся сделать ошибку, ведь доска легко стирается, а листочек можно взять новый. Запомнились детям минутки чистописания. Только они были не в тетрадях, а на кальке. Под кальку подкладывался лист с красиво написанным текстом, и дети обводили буквы. И это была не такая уж и лёгкая работа! В награду детям в конце урока показывался фрагмент советского мультфильма, который надо было смотреть очень внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Методика имеет ярко выраженную воспитательную направленность. Мы вместе отмечали Дни Рождения, где каждый ребёнок представлял в презентации, фильме фотографии своей семьи, свои интересы, увлечения. Одноклассники подбирали именно то пожелание, которое нужно имениннику. Мы ходили на экскурсии, просматривали кинофильмы, дискутировали, спорили, размышляли. Дети стали внимательней друг к другу, добрей. Ребята учились в своих товарищах, одноклассниках видеть индивидуальные положительные качества личности, отличные от качеств других. Многие моменты урока направлены именно на формирование таких качеств. На самостоятельных работах можно помогать друг другу, передвигаясь по классу. Особенно детям нравилась «Шепталочка» — игра, в ходе которой надо прошептать ответ на ушко соседу по парте. Многие виды работ –групповые, парные. Любили дети играть в «Телефон», когда нужно передать по цепочке прочитанную пословицу или поговорку. В начале уроков «консультант» со своей группой проверял таблицу умножения, сложения, словарные слова. И в группе надо было помогать товарищу. А когда коллектив дружный, то и знания получать интересней и веселей! Конечно, у нас были и драчуны, и малообщительные дети, но к концу четвёртого класса дети стали «взрослые», сплоченные, рассудительные.
В уроках Владимира Ивановича нет «мелочей». Каждая деталь –обоснована и продумана. Фоны презентаций, цвет букв, репертуар классической музыки, размер маркерных досок, экрана и многое другое специально подобраны в соответствии с рекомендациями учёных — педагогов, физиологов, которым Владимир Иванович следовал при разработке своей методики. Система Жохова –целый комплекс различных элементов. И все эти детали, приёмы невидимыми ниточками создавали необычный, нестандартный урок. Я видела, что дети менялись.
Завуч, которая посещала наши уроки, отметила, что дети активно работают на протяжении всего урока, при этом не устают. Работают все. Плотность уроков очень большая, много разнообразного материала. Темп урока быстрый, но дети стараются успеть. Чтобы успеть сделать все интересные задания, дети приучаются быть собранными, усидчивыми, внимательными. Домашние задания дети выполняют сами. Постоянно поощряется самостоятельность.
Система построена так, что позволяет раскрывать природные таланты детей при сохранении здоровья. Каждое утро мы делали зарядку или сказочную аэробику. Посадка на уроке — с прямой спиной для выпрямления позвоночника. Перед физкультурой мы раздевались для воздушных ванн, наполняя организм кислородом. Дома детям тоже давалось задание «дышать кожей». Многие вели дневники закаливания. На уроках тётушки Совы дети узнавали много нового о природе вещей, гигиене, о мерах личной безопасности дома и на улице.
Необычными были уроки русского языка и литературного чтения (риторики). Чтение стихов дети слушали в исполнении артистов, а затем соревновались в выразительности чтения. Работали даже те, у кого невысокая техника чтения. Лучшие чтецы получали дружные аплодисменты. На уроках было много игр, ребусов, головоломок. Глубокий анализ поступков героев заставлял задуматься детей о своём личностном выборе. Иногда выбор был очень непростой. Постоянными были инсценировки, чтение по ролям. На новый год дети сами придумывали сценарий спектакля. Ребята осваивали средства художественной выразительности. Они знают, что такое антитеза, сравнение, эпитет, ассонанс. А какие удивительные рисунки они рисовали под музыку после работы над произведениями Пушкина, Лермонтова, Пастернака… «Нарисовать впечатление» — обычное задание в нашем классе. Дети в начальной школе осваивали не только части речи, но и причастие, деепричастие. Помочь безошибочно определять склонение во втором классе помогла сказка, которую запомнили все. Нравились детям уроки «Радионяни», минутки юмора, песни.
Владимир Иванович Жохов — математик. И уроки математики — особая тема. На каждом уроке был интересный ролик для расширения кругозора. Рассматривались вопросы географии, биологии, астрономии, истории. У меня в классе не было детей, которым бы не нравилась математика. Дети много усвоили за первый год обучения. Большая часть урока была в устной форме. Много экономили времени, записывая в задачах только решение, в уравнениях –только корни, и т. д. И вместе с тем особое внимание уделялось правильной математической речи учащихся. Правильно прочитанное выражение уже заслуживало поощрения. Дети научились правильно изменять «большие» числительные по падежам. Семьсот, семисот, семистам, семьюстами, о семистах… В конце второго класса дети делали письменные операции сложения и вычитания с многозначными числами в пределах миллиона. Когда сверстники осваивали таблицу умножения, мы её знали уже наизусть. Таблица запомнилась детям без особых усилий, так как из урока в урок делались специальные упражнения. Мы складывали цепочкой пятёрки, семёрки, девятки и т. д. Дети легко освоили время, уравнения, отрицательные числа, римские цифры. Римские цифры были одной из любимейших тем! В конце третьего года работы по системе В. И. Жохова ребята сокращали дроби, определяли градусную меру угла, решали задачи повышенной сложности. Двигаясь дальше, постоянно повторяли то, что умели. Гости открытых уроков удивленно спрашивали, сколько уроков математики у нас в неделю. Как и у всех…Только учимся по-другому! Да что там гости, многие родители говорили о том, что дети считают быстрее взрослых.
Методическая система Владимира Ивановича — целый комплекс различных элементов, методов, приёмов, упражнений, и каждый урок продуман и прописан. Учитель не может и не должен разрабатывать мультимедийное приложение к урокам. Все необходимые материалы предоставляются учителю на специальных дисках. Учитель ведёт урок, используя компьютер, экран, проектор.
Универсальность методики в том, что она подходит для детей, которые не проходили в садике подготовку к школе, для гиперактивных детей. Такую методику применяют даже в классах для детей с задержкой развития.
Реализация методики Владимира Ивановича полностью соответствуют ФГОС. Ребята растут самостоятельными, с высокой мотивацией к обучению, открытые, эрудированные. Они умеют отстаивать своё мнение, уважают мнение других.
В этом году наша школа вновь набирает первоклашек. Многие целенаправленно идут учиться по новой методике. А это самый лучший показатель.