Формирование коммуникативной компетенции у школьников через гармоничное развитие интеллектуальной сферы личности
Авторы: Лебедева Татьяна Михайловна, Хаустова Валентина Николаевна, Овсянникова Светлана Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 29.01.2015
Статья просмотрена: 271 раз
Библиографическое описание:
Лебедева, Т. М. Формирование коммуникативной компетенции у школьников через гармоничное развитие интеллектуальной сферы личности / Т. М. Лебедева, В. Н. Хаустова, С. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7203/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время со всей остротой встала проблема, связанная с формированием языковой и коммуникативной культуры. Мы общаемся всюду: дома, в гостях, на работе, в магазине, в транспорте, с родственниками и друзьями, со знакомыми и незнакомыми. Практически для всех людей важно общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену и не отскакивали от нее горохом, чтобы их слушали и слышали.
А легко ли ребенок вступает в контакт с собеседником? Всегда ли бывает вежлив с окружающими? Умеет ли осознанно, естественно, грамотно использовать речевые средства?
Вопросы общения, культуры речи волновали нас всегда. Мы вели курс риторики под редакцией Т. А. Ладыженской, разработали систему упражнений для формирования культуры и техники речи, которую применяем не только на уроках русского языка и чтения, но на уроках информатики, английского языка, кружковой работе.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова. Выбор этот не случаен. Содержание программы, система обучения русскому языку и литературному чтению позволяет нам не только продолжить работу над этой проблемой, но и дает новый, интересный материал.
Например, в учебник «Азбука» (Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец) введен «театр». Чем интересна эта форма работы с детьми? Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Детский театр — уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок иногда настолько сопереживает героям сказки, что рвется на сцену, чтобы помочь своему любимому персонажу справиться со злодеем. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Поэтому при просмотре спектакля более активно развивается речь малыша. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. На Театре во все времена лежала почетная и ответственная миссия помогать человеку стать Творцом своей собственной судьбы.
Театр — это игра. Игра — одна из ведущих видов деятельности у младшего школьника, что привлекает внимание детей, вызывает у них живой интерес. Через инсценирование литературных произведений, жизненных ситуаций решаются такие задачи как адаптация к новым условиям жизни, приобретение опыта общения, овладение навыками выразительного чтения.
Несколько слов об организации «театра». В каждом театре спектакль ставит режиссер. Именно он решает, кто из актеров будет играть ту или иную роль. Вначале роль режиссера присваивается учителем, а затем, по мере накопления опыта театрализации, ее можно поручить кому — либо из учеников. Интересно, когда одну и ту же сценку показывают несколько групп «актеров». Тогда есть возможность обсудить представленные варианты, глубже понять ситуацию.
Какие задания предлагает «театр»? Это могут быть инсценировки эпизодов из известных сказок, где с помощью мимики, жестов, интонации необходимо передать характер героя. Здесь предоставляется детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам — в роли мышки или зайчика, а ведомым — в роли петуха или лисицы. Есть задания, выполняя которые, дети приобретают опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, пожилыми людьми, инвалидами, опыт ведения правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах.
Особое внимание уделяем театру — экспромту. Спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, — это, разумеется, представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовится к игре; никто не знает, какая у него роль. Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу. И задача психологическая состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно сказочный, фантастический, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу чтения текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».
Интересно, когда в пьесе много действий, сменяющихся одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и в итоге веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления. Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть каждый раз разными, они должны удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий. Если театр разыгрывается в классе, то желательно, чтобы все дети были действующими лицами спектакля и одновременно — зрителями. Это сплачивает школьников, помогает вовремя и быстро сосредоточиться, учит быть внимательными, наблюдательными, превращает любого ребенка в творческую личность.
Такую форму работы, как «театр», можно использовать на разных этапах урока. Например, урок, посвященный этой теме, в виде праздника. Мы со школьниками посетили Старооскольский театр, где шла премьера сказки «Теремок». После просмотра дети не только обменялись своими впечатлениями, но и обсудили средства устной речи, которые помогли актерам ярко раскрыть характер, внутренний мир героев. Детям настолько понравился спектакль, что решили сделать для них сюрприз и пригласили одного из актеров на урок. Так завязалась дружба с артистами. Теперь мы стараемся не пропускать ни одной премьеры. У ребят появилась возможность больше узнать о театре, о непростой профессии актера, поучиться выразительной, эмоциональной речи. Расширение рамок общения учитель — ученик, ученик — ученик общением учитель — ученик — актер помогло вызвать интерес к речи как важнейшему средству человеческого общения.
В своей работе по формированию коммуникативных умений и навыков мы ориентируемся на социальный заказ нашего общества. А в современном обществе востребованы, прежде всего, люди творческие, умные, коммуникабельные. Не каждый ребенок станет актером, художником, музыкантом, поэтом, но в любом деле человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали.
Литература:
1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый год обучения. — М.: Просвещение, 1993
2. Жаленко Е. М. Уроки мышления методические рекомендации. — Оренбург, 1991
3. Епишина Л. В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» № 11, 2008
4. Г. В. Лабунская. Художественное воспитание детей в семье. М., 2010
5. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» № 7, 2008
6. Сухомлинский Сердце отдаю детям. — Киев: Радянска школа, 2008
7. Сборник статей. Эстетическое воспитание детей. М., 2008.
8. Н. Е. Щуркова. Собранье пестрых дел. Смоленск.1998.