Одной из главных проблем детей нынешнего поколения является общение. Дети века интерактивных технологий совсем разучились общаться. Коммуникативная сторона речи перешла от вербальной, к кинестетической. Дети общаются жестами, символами, смайликами, обрывками фраз (ёё (круто), ок, лады, все норм., ку (привет) и т. д.). Поэтому коммуникативная компетенция является одним из показателей сформированности компонентов учебной деятельности учащихся начальных классов. Развитие связной активной речи учащихся означает не просто обмен информацией, не просто речевую активность (личное общение), не речь как процесс индивидуального пользования языком (аффективная форма речи), а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками — выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Как же в новых условиях модернизации образования помочь учащимся стать компетентным? Этого можно достичь при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и развития коммуникативных навыков в общении.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать предлагаемые проблемные ситуации, комментировать высказывания собеседников, давать им оценку, аргументировать свое мнение или свой выбор, а так же способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников группового общения.
В каждой школе обучаются ученики с разным потенциалом и с разным уровнем накопленных знаний, умений и навыков. Поэтому одной из задач учителя является умение индивидуализировать процесс обучения и воспитания, чтобы каждый ученик смог работать на уроке с интересом, а это возможно, если он будет выполняет посильные для него задание. Каждый этап урока предполагает применение разнообразных форм, метод и приемов для достижения поставленной цели. Наиболее интересными и результативными являются творческие задания. Так что же дает творческая работа ребёнку? Во-первых — возможность проявить себя, во-вторых — стремление получать новую информацию из разных источников, в-третьих — развивает потребность к интеллектуально-познавательной деятельности. Что может учитель использовать на уроках?
На уроках необходимо делать акцент на самостоятельную работу учеников, создавая проблемные речевые ситуации. Детям с низким речевым развитием необходимо задавать вопросы, создавать провокационные ситуации, которые побуждают их к речевой активности (при затруднении, включаться в совместную деятельность). Предлагать детям творческие работы, например, придумать или составить предложения по опорным картинкам, к заданной схеме, по серии сюжетных картинок. Использовать дидактические материалы для учащихся с разными учебными возможностями (ребусы, кроссворды, составь слово, назови картинку, прочитай, пропиши слово).
Предлагаю примерные игры и игровые упражнения.
Проблемные речевые ситуации. (Н-р, «После дождя на небе появилась радуга, как мы можем взобраться на нее, и посмотреть с высоты на наш город?»)
Игры— разминки («У меня одно яблоко, и у Маши одно яблоко. Я дала своё яблоко Маше, она дала своё яблоко мне. Сколько яблок у каждого?)
Приём “Нестандартный вход вурок”
Тема:“Невидимые нити”
Учитель: В давние времена люди узнали, что не все красивые грибы съедобны. Лесничий рассуждал так: “Если гриб нельзя съесть, значит, он бесполезен!” И по его приказу очистили лес от мухоморов. Чисто и безопасно стало в лесу. Перестал, лесничий, беспокоится, что могут отравиться люди грибами. Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Стали в лесу исчезать различные виды животных и насекомых. Призадумался тогда он: “Почему все это происходит?”
«Составление метафор»
Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму: загадывают загадку о предмете.
*****
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил.
- Что это? Репа.
- Какая она? Солнечная, пудастая.
- Кто такая же (кто такой же)? колобок.
- Где рос (ла)? В огороде.
- В каком? волшебном.
- У кого? старика.
— Что получилось?
— Составим предложение:
Солнечный, пудастый колобок рос в волшебном огороде у деда.
Приём “Удивляй!”
Тема: «Дикие животные», «Для чего и почему?”
Учитель: Зоологи утверждают, что самой быстрой нелетающей птицей призван африканский страус, который несмотря на большую массу, может в случае необходимости развивать скорость до 72 км/ч. Страус — высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит и встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить ему череп. Это правда, что они пугливые и от страха прячут голову в песок? Так для чего, они прячут голову в песок? После обсуждений дается возможность найти ответ в энциклопедиях, справочниках. (Итог — избавляются от вредных насекомых).
Прием «Синквейн»
– Первая строка. 1 слово — понятие или тема (существительное).
– Вторая строка. 2 слова — описание этого понятия (прилагательные).
– Третья строка. 3 слова — действия (глаголы).
– Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
– Пятая строка. 1 слово — синоним, который повторяет суть темы.
«Зима» |
«Машинист» |
Холодная, снежная |
Внимательный, ответственный |
Замораживает, вьюжит, сверкает |
Управляет, везет, следит за дорогой, |
Приносит людям радость и веселье |
Доставляет людей в разные город |
Новый год! |
Профессия. |
«Лимерики»
Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки — парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Ребенок должен найти нелепицу, неточный факт о предмете или сделать правильный вывод.
Апельсиновый крокодил
Жил на севере крокодил,
Как апельсин зелёный был.
Он на айсберге сидел,
Да скитами песни пел.
Такой вот крокодил жил да был.
(развитие слухового внимания)
Смелая береза
Стояла на опушке Берёзка белая,
Кудрявая, стройная, смелая.
Вот до радуги она дотянулась
И весело всем улыбнулась.
А потом стала она разноцветной.
(мозговой штурм — почему она стала цветной, как могло так получится?)
********** ********
Еж с ежонком и ежихой |
Я ученица, |
Собирают ежевику |
Рано встаю, |
Рыжебокая лисица |
Ем, пью, одеваюсь |
Тоже хочет поживиться |
В школу собираюсь |
Тут она взяла корзину |
На остановку иду — на красный свет перехожу |
Собрала туда малинку |
В автобусе еду- кричу |
Прибежав скорей домой |
Приеду в школу- перебегаю дорогу |
Варит сладкий плов с икрой. |
И вдруг я упала прям у самосвала |
(найти нелепицы) Нужно соблюдать дорожные правила
(последняя строчка — вывод детей)
Литература:
- Бутузов И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: Учеб. пособие. — Новгород, 1972. — 72с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979.- 160с.
- http://www.bestreferat.ru/referat-150309.html
- http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm
- finecompany.ru/filemanager/download/564/
- http://1september.ru/
- Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
- Дроздова А. К. Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки в начальной школе. URL:#«justify»>. Жидкова Н. И. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса // Методист. 2003. № 5. С. 18–20.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010.